Статья «Игровые технологии — эффективный инструмент формирования вычислительных навыков современных обучающихся»

0
0
Материал опубликован 24 February 2019

Игровые технологии – эффективный инструмент формирования вычислительных навыков современных обучающихся

А.В. Ляпунов

Московский Государственный Областной Университет

Ключевые слова: вычислительные навыки, игровые технологии, обучающиеся, педагогические игры, дидактические игры, потенциал, роль.

Key words: computing skills, gaming technologies, learning, pedagogical games, didactic games, potential, role.

Резюме: В данной статье автором актуализируется роль вычислительных навыков и их формирование у современных обучающихся посредством игровых технологий. Отражена специфика педагогических игр. Значительное внимание уделено образовательным задачам игр. Описаны виды дидактических игр и их роль в формировании вычислительных навыков у обучающихся на современном этапе развития педагогической теории и образовательной практики.

Abstract: In this article the author actualizes the role of computing skills and their formation in modern learners through gaming technology. The specificity of pedagogical games is reflected. Considerable attention is paid to educational tasks of games. Types of didactic games and their role in the formation of computing skills among students at the present stage of the development of pedagogical theory and educational practice are described.

[Lyapunov A. V., Gaming Technologies as an Effective Tool for Forming the Computing Skills of Modern Learners]

Новая парадигма образования в Российской Федерации характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего и проблемного обучения с созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, а также ситуаций успеха, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности каждого обучающегося, его познавательных способностей и персонифицированных качеств. В этой связи особая роль в образовании отводится математике. Приоритетность математического образования отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с которым в настоящее время разработан проект Концепции развития математического образования в Российской Федерации» [7].

Для успешного развития современного общества необходимо качественные математические компетенции личности каждого человека, а модернизация системы образования выступает фарватером развития данного важнейшего направления.

В современной общеобразовательной организации отмечается постоянное увеличение умственной нагрузки на уроках математики, которое заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету и удерживать интеллектуальную и умственную активность на протяжении всего урока. В этой связи, педагогическими работниками ведутся поиски новых и эффективных методов обучения вычислительным навыкам, которые активизировали бы обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельности изучения.

Для формирования и закрепления вычислительных навыков на уроках можно использовать, такие приёмы как:

игры, игровые моменты, занимательные задачи;

тесты;

нестандартные задачи;

творческие задания, конкурсы и проч.

Формирование вычислительных навыков является сложным и длительным процессом, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их подготовки, способов организации приёмов вычислительной деятельности, а также от реализуемых психолого-педагогических и методических подходов к образованию и, безусловно, к математическому образованию в целом.

Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются игровые технологии, которые обладают рядом функций: образовательной, развивающей и воспитательной [1].

Одним из современных и эффективных способов мотивации обучения является формирования у обучающихся познавательных интересов, важного элемента процесса образования, относится игра. К. Д. Ушинский подчёркивал, что насколько важно проведение занятий для обучающихся в формате занимательной деятельности.

Итак, для того чтобы дети 6-7 лет выполняли вычислительные упражнения с интересом, необходимо задействовать элемент занимательности и в содержании, и в форме работы. Решение подобной задачи может быть использовано в качестве занимательной функции – интерес, с поддержкой которого возникает активная деятельность младших школьников. Например, через игры [2].

Целенаправленное введение игры увеличивает интерес детей, усиливает эффект обучения. Игровая ситуация приводит к тому, что младшие школьники, увлеченные игрой, незаметно для себя усваивают определённые знания.

Игровые технологии входят в состав общих педагогических технологий, а существующая проблема применения таких технологий в образовательном процессе школы, а также в педагогической теории и образовательной практике выступает традиционным методом работы с обучающимися.

Разработкой теории и методологии игры, а также определением её социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся учёные как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и проч., но несмотря на это, игровые технологии так и остаются инновационными в отечественной системе образования. Осуществляя подбор и разработку игр для усвоения математических навыков, необходимо исходить из основных закономерностей обучения, среди которых следует выделить обучение, происходящее только при активной деятельности обучающихся [3].

Педагогические игры обладают существенными признаками, которые выражены поставленной целью обучения и соответствующим этой цели педагогическим результатом, обоснованным и представленным в чистом виде.

Применение игровых уроков в младших классах помогает сохранить любовь к математике, желание заниматься ей, улучшит качество знаний. Возникновение интереса к математике у большинства младших школьников зависит от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, а также использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса.

Практика применения игровых технологий в общеобразовательной организации показывает, что игровая деятельность выполняет не только развлекательную функцию, но и коммуникативную, а также игротерапевтическую. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности детей. Игра всегда предполагает принятие определённого решения, то есть как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решений данных вопросов обостряют у младших школьников мыслительную деятельность. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности и лёгкости заданий – это всё это дает возможность обучающимся преодолеть стеснительность, которая мешает детям и благотворно сказывается на результатах обучения [4].

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

В играх различные знания и новые навыки дети получают легко, поэтому часто то, что кажется трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Увлекаясь процессом игры, дети не замечают, что получают знания, учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию [5].

Самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

Существует три основные задачи игр, применяемых на уроках математики: образовательные, развивающие и воспитательные.

Важную роль в процессе освоения вычислительных навыков на уроках математики отводится дидактическим играм – признанному методу обучения и воспитания обучающихся.

На уроках математики для закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойств, вычислительного приема.

Значительная часть игр предоставляет возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что действует более глубокому усвоению пройденного.

Игровая форма занятий создаётся на уроках с помощью игровых приёмов и ситуаций, реализация которых происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве средства игры;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [6].

Современным и общепризнанным методом обучения и воспитания детей, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действующими в органическом единстве, является дидактическая игра. Можно выделить следующие виды дидактических игр:

игры-путешествия;

игры-поручения;

игры-предположения;

игры-загадки;

игры-беседы, которые могут быть использованы на уроках математики с целью повышения эффективности обучения.

В целом дидактическая игра является важным средством воспитания активности детей, она вызывает у обучающихся большой интерес к процессу познания. В ней дети с большим желанием преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал живым и увлекательным, вызывает у младших школьников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Применяя дидактические игры на уроках, необходимо помнить, что она должна иметь чёткую структуру, все элементы которой взаимосвязаны между собой. Без игрового замысла, игровых действий и правил, дидактическая игра невозможна, иначе она превращается в выполнение указаний, упражнений. Определённый результат, являющийся финалом игры, придает ей законченность, является показателем уровня достижений учащихся.

Правила игры должны быть простыми, а математическое содержание доступным пониманию обучающихся. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в применении, иначе игра не даст должного результата.

Необходимо следить за сохранением интереса обучающихся к игре, добиваться того, чтобы каждый ученик был её активным участником, иначе игра теряет своё развивающее значение.

В формировании вычислительных навыков на уроке математики игровой момент должен иметь определённую меру, а математическая сторона содержания игры должна быть на первом плане.

Только при таких условиях игра будет выполнять свою роль в формировании вычислительных навыков и математическом развитии детей в целом, а также воспитании интереса к уроку математики.

Таким образом, в период обучения в начальной школе и при формировании вычислительных навыков у детей 6-7 лет, игровые технологии являются наиболее эффективным средством повышения качества знаний и усвоения навыков младших школьников по математике. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса, выполняя однотипные упражнения, необходимые для формирования вычислительных навыков.

В результате систематического использования игровых технологий в учебном процессе у младших школьников развиваются основные процессы мышления и логических компетенций: сравнение, анализ, умозаключение и проч.

Литература

Копылова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: матер. VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар, 2016. – С. 156-158.

Муромцева О. В. Игровые технологии в начальной школе // Молодой учёный. – 2016. – № 10. – С. 1252-1254.

Москвина А. С. Основы организации процесса адаптации младших школьников к учебной деятельности средствами интегративного искусства // Педагогика искусства. – 2010. – № 2. – С. 174-181.

Москвина А. С. Развивающие возможности искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 94-96.

Третьяков А. Л. Гражданское общество и права человека: опыт реализации петербургской модели гражданского и этико-правового образования и воспитания детей и молодёжи // Управленческое консультирование. – 2016. – № 7. – С. 128-136.

Третьяков А. Л., Демидова А. А. Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданско-патриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек: необходимость создания, возможности и реальные перспективы // Медиаобразование. – 2016. – № 3. – С. 16-22.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 21.05.2018).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации