Роль современных образовательных технологий в формировании познавательного интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

4
0
Материал опубликован 23 October 2021 в группе

Обобщение педагогического опыта

Тема: «Роль современных образовательных технологий в формировании познавательного интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения»


«Изучаемое по принуждению забывается при первом удоб­ном случае, а усвоенное с ин­тересом запоминается надол­го и легко воспроизводится». Н.И.Писарев

Основной деятельностью в школе является познавательная, направлен­ная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Учебная деятельность требует от ученика определённых познаватель­ных средств и познавательных действий. Поэтому учитель должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранять и развивать познавательную потреб­ность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения школьных знаний. Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, каковые природа и происхождение познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует её формировать, какие условия необходимо учитывать, какова роль отводит­ся познавательному интересу.

Если на уроке учитель не просто даёт знания, а формирует интерес к познанию, закладывает основы личностного отношения к этому процессу, то такой урок будет одновременно обучающим, развивающим, корректирую­щим и воспитывающим.

Современная дидактика видит в интересе ещё большие возможности для обучения, развития и формирования личности в целом. В обучении имеет место особый вид интереса - интерес к познанию, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами по­лучения ребёнком знаний, умений и навыков. Центром познавательного ин­тереса является познавательная задача, которая требует от ученика активной поисковой деятельности.

На основе изучения литературы по данной проблеме, анализа экспери­ментальных исследований можно сделать вывод, что интерес имеет исклю­чительное значение в психологическом развитии ребёнка, так как он повы­шает активность мыслительной деятельности, мобилизует внимание, снимает утомление.

Что же следует понимать под интересом? Интерес имеет множество определений. Так Н.А.Менчинская считает наличие интересов школьников показателем их общего развития. Интерес выступает как:

  • Избирательная направленность человека на объекты и явления ок­ружающей действительности;
  • Тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно
    данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворе­ние;
  • Мощный побудитель активности человека, под влиянием которого
    психические процессы протекают интенсивно, Ы деятельность становится
    увлекательной и продуктивной;
  • Особое избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями, отношением личности к окру­жающему миру и его объектам, явлениям, процессам.

Вывод: Познавательный интерес - непосредственно—мотивированное эмоционально-познавательное отношение к учебной деятельности, имеющие тенденцию переходить в эмоционально-познавательную направленность личности. Это определение отражает закономерности формирования позна­вательного интереса, его переход с ситуативного, эпизодического уровня на уровень личностного, стойкого. Общим для ситуативного и личностного ин­тереса является то, что на любом уровне развития он сохраняет структуру:

  1. Эмоциональное познавательное отношение, предполагающие пе­реживание радости в связи с познанием и овладением деятельностью;
  2. Идущий от самой деятельности мотив. Отличие стойкого интереса
    от эпизодического состоит в том, что в первом случае проявляется направ­ленность личности в сторону данного предмета и деятельности, тогда как во
    втором интерес угасает вместе с прекращением деятельности.

Некоторые исследователи относят интерес к категории переживания, другие - отношений, третьи - к категории направленности.

Н.Г.Морозова (1969) отмечает два случая: «С одной стороны яркое проявление интереса при удачном преподнесении материала учителем и с другой стороны школьники по собственной инициативе «добывали» интере­совавшие их сведения из учебного материала. Обнаружив сведения, радова­лись, и эта радость открытия побуждала к поиску новых знаний».

Общими в этих случаях являются:

  1. стремление к получению знаний;
  2. положительные эмоции, радость познания в связи с усвоением мате­
    риала;
  3. напряжение эмоционально-познавательного характера, объединяющее
    всех учеников.

Между этими появлениями интереса были и различия. В первом случае интерес учащихся зависел от способа изложения материала, а во втором слу­чае активность исходила от самих учащихся. Интерес первого типа был свя­зан с переживанием своего отношения к предмету, а интерес второго типа был связан с направленностью на поиск нового интересного.

Таким образом, Н.Г.Морозова выделяет два вида интереса:

  1. ситуативный, реактивный, эпизодический;
  2. личностный, инициативный, стойкий.

В познавательном интересе представлены в органическом единстве важные личностные процессы:

  • интеллектуальное,
  • эмоциональное,

- волевые (С.А.Рубинштейн (1970), Г.И.Щукина (1962)).

В зависимости от этапа развития интереса, его компоненты вы­полняют определённую роль.

Г.И.Щукина (1962) в качестве существенных признаков познавательно­го интереса у людей с интеллектуальным недоразвитием выделяет:

  • на 1 этапе эмоциональный момент как психологическая предпосылка
    интереса, создающая положительное отношение к деятельности;
  • на 2 этапе в процессе поиска школьник переживает «радость позна­ния»;
  • на 3 этапе эмоциональный компонент закрепляет эпизодический ин­терес и способствует переходу в личностный.


Интеллектуальный момент на 1 этапе является подготовкой внутренней

почвы, обеспечивая минимум знаний; на 2 этапе - как один из путей созда­ния сознательного положительного отношения к деятельности; на 3 этапе -анализ фактов постановки вопроса, поиск решения ответа. Но без положи­тельной эмоциональной окраски умственного поиска он перестаёт быть ин­тересом.

Стремление найти выход из противоречия требует затрата больших во­левых усилий. Волевые акты - это постановка целей, задач, упорное преодо­ление трудностей, длительный поиск и активное стремление достичь цели. Потому, выяснив конкретную роль каждого компонента на разных этапах развития познавательного интереса, можно понять его природу, Закономер­ности и управлять формированием.

Г.И.Щукина (1962), опираясь на психические процессы, выделяет ком­поненты познавательного интереса:

  1. интеллектуальная активность: вопрос, стремление по собственному
    побуждению участвовать в деятельности, активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений;
  2. эмоциональные проявления: удивление, гнев, сопереживанием, адекватные содержанию приобретаемых знаний и выраженные в репликах, ми­мике, жестах, позе, полной тишине;
  3. волевые проявления: сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость.

Исходя из компонентов, можно судить о наличии или отсутствии познавательного интереса.

Познавательный интерес рассматривать как частицу развивающего обучения. Учитывая общие требования развивающего обучения, на протека­ние которого реагирует познавательный интерес и, опираясь на специальные исследования В.В.Давыдова (1968) можно выделить условия, способствую­щие его укреплению:

1. Максимальная опора на активную деятельность. Это можно достичь посредством организации поисковой деятельности, основанной на проблемности, исследовании, элементах творчества.

2.        Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, в постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи по знаниям, состоит суть развивающего обуче­ния, укрепляющего познавательный интерес школьников

3.      Эмоциональная атмосфера общения, положительный тонус учебного

процесса. Это условие обеспечивается общения учителя с учениками и учеников между собой. Стремление к общению может стать силь­ным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению по­знавательного интереса

Учитель способен изменить учебный процесс своими действиями, сво­им отношением к окружающему, к учащимся.

Исследования Г.И.Щукиной (1962), Н.Г.Морозовой (1969) конкретизи­руют и дополняют вышеперечисленные условия:

  1. Правильное соотношение нового и уже известного. То, что совершенно
    неизвестно не может вызвать у учащихся с интеллектуальным недоразви­тием вопросительно-поискового отношения.
  2. Интерес возникает и поддерживается достигаемым успехом деятельности.
  3. Огромное значение для упрочнения интереса имеет открытие практиче­ского использования изучаемого материала, его применение в жизни лю­дей.
  4. Возможность использовать свою инициативу, свою активность для творческого преобразования предмета повышает интерес к работе.
  5. Учитель должен быть увлечён своей работой и обладать мастерством передачи знаний детям.
  6. Формированию познавательных интересов способствует вся внеурочная и
    внешкольная работа.

Таким образом, обнаруживается огромная роль интереса в развитии и жизни ребёнка, его влияние на ход и результат деятельности. Вместе с тем, очевидно, его коррекционное значение, когда речь идёт об аномальном раз­витии.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: интерес является сильнейшим мотивом учения.

Каковы же возможности формирования познавательных интересов у детей?

Личностный интерес «Я этим интересуюсь», характеризующийся по­знавательной устойчивой направленностью, самостоятельно без специально­го обучения у учащихся не формируется.

Ж.И. Шиф (1965), Н.Г.Морозова (1969) описывают этапы формирова­ния познавательных интересов у учащихся, выделяя четыре этапа:

1. Интерес тесно связан с занимательностью и вызывается внешними факторами: играми, новым или интересным материалом. Интерес ещё не ус­тойчив, но он создаёт положительное отношение к деятельности. Отмечается интерес к увлекательным играм, к слушанию рассказов в живом и вырази­тельном их изложении. Яркий наглядно-действенный материал привлекает вначале детей по форме, Ы затем при условии успешного выполнения зада­ния, возникает интерес к его содержанию. Занимательная форма работы ув­лекает ребёнка, делая его более активным, внимательным. Введение в уроки элементов игры вызывает интерес. У учащихся ещё нет познавательных ин­тересов, но на начальных этапах обучения привлекательность объекта и дея­тельности имеет большое значение для возбуждения к ним интереса и вни­мания. Работа должна быть посильной для детей и открывать перед ними но­вые стороны предметов и явлений. Трудность заданий должна возрастать по мере развития учащихся и формирования их интересов. Задания не должны быть очень трудными. Каждый успех укрепляет веру в свои силы, даёт тол­чок развитию интереса к учению. Поэтому большое значение имеет индиви­дуализация заданий, основанная на учёте возможностей, знаний, склонностей и опыта каждого ребёнка.

2.    У детей возникает интерес к процессу занятий, но при условии, если
они обличены в интересную форму. Основную роль ещё продолжают играть
внешние элементы: живой эмоциональный тон учителя, игровая форма рабо­ты. Но, в отличие от первого этапа интерес уже вызывает не столько игра-
забава или яркая новая картинка, сколько интересная форма учебного задания. Интерес к учебной деятельности, возникающий в ходе привлекательной
работы, ещё не является стойким интересом   к тому или иному предмету.
Чаще это эпизодический интерес к процессу работы.

Так по мере вхождения в работу учащиеся всё больше и больше заин­тересовываются её содержанием при условии, если учитель ставит посиль­ные учебные задания, требующие определённой самостоятельности. Если учитель не даёт готовых решений, а помогает самостоятельно их добиваться, то школьники начинают проявлять интерес к заданию. Кроме того, уроки, на которых привлекается жизненный опыт учащихся, и используются их прак­тические знания, вызывают активный познавательный интерес. Таким обра­зом, на втором этапе в процессе занимательной работы при специально про­думанной организации учебного процесса возникает интерес к содержанию учения.

3.    Интерес проявляется непосредственно к содержанию учебного мате­риала. Возникает стремление применить полученные знания на практике.
Направляющая роль в формировании интереса принадлежит учителю, но
ученик при этом должен быть активным деятелем в процессе развития инте­реса. На этом этапе интерес уже вызывается практически направленным
учебным заданием и возможностью самостоятельно применить его результат.
Хотя форма преподнесения материала и привлекательность пособий ещё играют свою роль, но всё это уже не является ведущим. Переход к содержа­тельной деятельности получает на этом этапе дальнейшие развитие. На осно­ве практической деятельности пробуждается самостоятельная умственная
деятельность, включённая в практическое задание. Результативный, практически направленный процесс ведёт за собой познавательную деятельность. Ученик становится активным деятелем, хотя учителю по-прежнему продол­жает принадлежать направляющая роль. При организации деятельности, ко­гда она требует самостоятельного решения практической задачи, для выпол­нения которого необходима активная умственная деятельность, возникает познавательный интерес к способам работы, к практическому и учебному её результату. Итак, к концу третьего этапа возникает тенденция развития по­знавательного интереса.

4. Четвертый этап заключается в ведущей роли умственного поиска. На этом этапе можно отметить такие тенденции развития интереса, при которых ведущей, хотя бы на небольшом отрезке работы, является умственная задача, направляющая практическую работу. При подобном способе работы форми­руется не только эпизодический, но и устойчивый интерес.

Процесс формирования познавательного интереса предполагает четыре раздела работы (Н.Г.Морозова (1969)).

1.  Подготовка почвы для интереса:

  • Подготовка внешней почвы для воспитания интереса (организация
    жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникно­вению потребности в данной деятельности);
  • Подготовка внутренней почвы (усвоение известных знаний и умений).


  1. Создание положительного отношения к предмету и деятельности, перевод
    далёких мотивов в более близкие, реальные. У школьника проявляется
    потребность в деятельности, осознаваемая им самим.
  2. Организация систематической поисковой деятельности, в ходе которой и
    формируется подлинный познавательный интерес «Хочу знать и уметь».
  3. Построение деятельности, в которой должны ставиться неисчерпаемые
    вопросы и новые задания.

Мероприятия, проводимые с целью формирования положительного от­ношения к предмету и деятельности, являющегося предпосылкой интереса, должны идти по двум направлениям:

  1. Создание положительного эмоционального отношения к предмету и к
    деятельности;
  2. Обеспечение понимания смысла деятельности и формирования созна­тельного отношения (чувства долга и ответственности), конкретизация
    мотивов.

Систематически организуемая деятельность по типу поиска и вовлече­ние учащихся в активную самостоятельную работу обеспечивает формирова­ние интереса.

Для формирования стойкого интереса необходимы все компоненты «поисковой» деятельности:

  • Возникновение в ходе деятельности вопросов у самих учащихся;
  • Постановка и принятие самим ребёнком задачи для самостоятельного или совместного с учителем решения;
  • Организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительным результатам;
  • Решение учебной задачи;
  • Показ перспективы данной работы, которая вызывает новые вопросы у учащихся.

Систематическая «поисковая» деятельность и сопутствующие ей пере­живание радости познания формируют стойкий познавательный интерес.

Н.Г.Морозовой (1969) было установлено, что подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной «поисковой» дея­тельности, характеризуется не только эмоционально положительным отно­шением к ней и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное заключается в том, что для интереса характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внут­ренне мотивирована. То есть должны возникнуть мотивы, идущие от самой деятельности, сама деятельность начинает побуждать учащихся. При этом ребёнок должен не только понимать и принимать цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть этой цели, но и хочется искать, решать, уз­навать, достигать.

Наиболее существенными показателями полного и сознательного ус­воения знаний являются:

Объём знаний;

Их предметная соотнесённость;

Понимание взаимосвязи общего и частного, общего и единичного;

Понимание причинно-следственных связей между явлениями;

Понимание прикладного значения знаний и их практической направлен­ности.

Характеристика знаний учащихся:

1.  Неумение дать полную характеристику предмета изучения:

  • Недостаточность морфологической и функциональной характеристи­ки;
  • Нарушение в последовательности описания и предметной соотнесённости объектов;
  • Бедность представлений о трудноподдающихся чувственному вос­приятию признаков.

2.  недостаточное умение классифицировать:

  • неумение выделять существенные признаки объекта;
  • неумение объединять предметы по видовым признакам.

3.  затруднение в установлении причинно-следственных связей:

  • подмена причины следствием;
  • подмена причины случайными ассоциациями.

4.  Неумение применять усвоенные знания в определённой ситуации (учащиеся не могут актуализировать свои знания и поэтому им трудно их
применить).

  1. Затруднения в усвоении знаний о предметах, не попадающих в поле чув­ственного восприятия.
  2. Затруднения в осмысливании выражений и терминов.

Ж.И. Шиф (1965) отмечает, что интерес не является врождённым, а формируется под воздействием специально организованного обучения и вос­питания.

Поэтому в целях прочного усвоения знаний необходимо организовы­вать познавательную деятельность на уроке.

Различается репродуктивная и творческая деятельность, а так же все­возможные переходы от одного вида деятельности к другому (частично-поисковая, поисковая). Репродуктивная деятельность учащихся по образцу направлена на заучивание и воспроизведение знаний. В основе же творче­ской деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, опери­рование умениями в новой ситуации. Самый высокий уровень творчества учащимися достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Но подобный характер деятельности учащихся на­блюдается очень редко.

При обучении необходимо обеспечить как репродуктивную, так и творческую познавательную деятельность, добиваясь постепенного возрас­тания уровня творчества, переход от репродуктивной к творческой деятель­ности.

Успех решения учебно-воспитательных задач, уровень познавательной активности зависят от используемых на уроках методов, приёмов и средств обучения.

Каким же образом развивать интерес к деятельности?

Одним из эффективных средств побуждения живого интереса к учеб­ному предмету является дидактическая игра, которая даёт возможность ре­шать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступ­ной для детей. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слуша­теля и становится активным участником учебного процесса. Активность про­является в самостоятельном поиске средств и способов решения поставлен­ной проблемы, в приобретении знаний. Отход от стандартного мышления, стереотипа действия позволяет развивать стремление к знаниям, создаёт мо­тивацию к обучению.

Игра служит ценным средством формирования личности, активизации психических процессов. Игра вызывает живой интерес к познанию, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, интересным, создаёт радо­стное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Интерес к игре, к за­нимательному заданию, произвольное стремление к достижению поставлен­ной цели постепенно переключается на выполнение задания.

В учебном процессе для развития познавательного интереса использу­ются и занимательные задания: ребусы, кроссворды, головоломки, чайнвор­ды, криптограммы, загадки, пословицы, поговорки, лабиринты... Выбор тех или иных игровых ситуаций осуществляется в соответствии с целями урока.

Эти задания можно использовать при изучении нового материала или для за­крепления полученных знаний, Ы так же для проведения тематических вик­торин, вечеров.

Уровень познавательной активности также зависит от выбора методов приёмов обучения и дидактического материала. Наиболее эффективными являются частично—поисковые и исследовательские приёмы, к которым от­носятся:

Работа с карточками, проводится по изученной теме с учётом индивиду­альных особенностей учащихся.

Кроссворды: по изученной теме, загадочный, с заданной буквой или словом;

Сигнальные картинки (изученный объект зашифрован определённым цветом, по которому ученики узнают, о чём идёт речь, и отвечают цве­том);

Моделирование, основанное на принципе замещения реальных объектов предметами, схемами, изображениями, знаками. Существуют различные виды моделей:

1. Предметные модели (воспроизводят структуру и особенности внешних и внутренних взаимосвязей реальных объектов, явлений). К ним отно­сятся различные предметы, конструкции.

2.Предметно-схематические модели (существенные связи и отношения представлены в виде предметов-макетов, геометрических фигур). 3.Графические  модели  (использование  графиков,  схем,   передающих обобщенно-условные признаки, связи и отношения природных объек­тов и явлений).

Данные приёмы учитель включает в содержание урока, тем самым по­вышает познавательный интерес к уроку.

При подготовке к уроку необходимо опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший вариант изучения но­вой темы, не допуская шаблона, стандарта. Выбрать наилучший вариант обу­чения - это, значит, выбрать наиболее оптимальные задачи, содержание, ме­тоды, средства, формы, то есть все основные компоненты учебного процесса, а также обеспечить должный темп и хорошие условия для обучения.

Для того чтобы выбрать лучшее содержание урока, учителю необходи­мо осуществить следующие действия:

1. Проанализировать содержание учебника и определить, позволяет ли оно в полной мере решить задачи образования, воспитания, коррекции и развития учащихся, поставленные перед данным уроком. Одновре­менно актуализируется содержание материала и насыщается иллюст­рациями.

2.Выбрать из всего отобранного материала самое главное, основное, чтобы сконцентрировать на нём своё внимание при объяснении мате­риала.

Основной формой обучения в школе остаётся традиционный урок, в который можно вводить элементы нетрадиционного урока.

Для нетрадиционного урока свойственны характерные черты: Привлечение к планированию, проведению и анализу самих учащихся;

  • Дифференциация домашнего задания с учётом интересов и возможностей учащихся;
  • Разделение класса на группы, как в процессе подготовки, так и процессе
    проведения занятий;

Распределение заданий каждому ученику;

-      Нестандартная структура урока, а именно: может быть отклонение от
временных рамок обычного урока, а так же могут отсутствовать тради­ционные структурные элементы урока;

Повышение активности учащихся за счёт того, что часть своих функций учитель передаёт ученикам (организационные, информационные, оце­ночные);

-      Наличие в уроке ролевых и дидактических игр, соревнований, конкур­
сов;

Обязательное подведение итогов в виде анализа деятельности класса.

Таким образом, все вышеперечисленные формы, приёмы и средства проведения уроков являются одним из путей формирования познавательного интереса, что в свою очередь позволяет говорить об ориентации педагогов на творческий подход в своей деятельности.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации