Статья «Технология развития творческих способностей у обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения самоподготовки в начальной школе»
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска
Челябинской области
Технология развития творческих способностей у обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации и проведения самоподготовки в начальной школе
В настоящее время всё больше и больше внимания уделяется развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ. Это проблема, действительно актуальна, так как в процессе именно творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями возникает ощущение собственной значимости и нужности, они активно устанавливают контакты со сверстниками и одноклассниками, у них появляется чувство внутреннего самоконтроля.
На протяжении многих лет в МОУ «С (К) ОШИ №4» осуществляю деятельность как воспитатель группы продлённого дня. Все воспитанники моего класса – это дети с задержкой психического развития. Это одна из самых сложных категорий среди детей с ОВЗ. Сама сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Несмотря на то, что основным видом деятельности такой категории детей является игровая деятельность, организации учебной деятельности так же отводится немаловажная роль. Одной из видов учебной деятельности в группе продлённого дня в нашем учреждении является организация самоподготовки. В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Основной целью самоподготовки является формирование навыков самостоятельной работы учащихся в процессе выполнения домашних заданий.
Наших детей очень трудно организовать и настроить на учебный лад во второй половине дня. Поэтому мне, как воспитателю, приходится находить и внедрять в образовательный процесс новые технологии, чтобы выполнение домашних заданий была детям не в тягость, а в радость. Одной из таких технологий является технология развития творческих способностей в процессе организации и проведения самоподготовки. Суть данной технологии заключается в том, чтобы процесс закрепления приобретённых знаний на учебных занятиях осуществляется через творчество. Образование и обучение через творчество детей – вот девиз воспитателя в процессе организации и проведения самоподготовки.
Всем известно, что существует определённая структура самоподготовки в коррекционной школе, основными этапами которой являются:
Вводная часть
Речевая разминка
Самостоятельная работа обучающихся воспитанников
Подведение итогов.
Казалось бы, чётко отработанная система, которой должен придерживаться каждый воспитатель. Однако, используя творческий подход в организации детей к выполнению домашних заданий, можно сделать этот процесс более привлекательным и результативным для самих ребят.
Как настроить детей на достижение и реализацию поставленных целей и задач? На мой взгляд, только через творчество! А как повысить творческую активность детей в ходе выполнения учебных заданий? Конечно же, через игру. Именно в игре происходит целенаправленное развитие всех высших психических функций у детей с ОВЗ: творческое воображение, творческое мышление, творческая фантазия.
Рассмотрим некоторые приёмы развития перечисленных мною процессов на каждом этапе организации самоподготовки:
Вводная часть
На данном этапе нацеливаю ребят на путешествие по городу «Умников и умниц». И перед началом путешествия предлагаю творческое задание: нарисовать «карту путешествия». «Карту путешествия» дети представляют в виде схемы, в которой определены основные пошаговые действия при выполнении заданий по предметам, которые необходимо выполнить к завтрашнему дню. Такой приём способствует развитию умения у ребят определять план своей работы. У каждого ребёнка своя «карта путешествия». В качестве примера хочу привести «карту путешествия» моей воспитанницы Леоновой Виктории.
«Карта путешествия по городу «Умников и Умниц» Леоновой Виктории»
По мысли ребёнка основным пунктом начала путешествия является сам «Город умников и умниц», коренным жителем которого является она сама. В городе она выполняет задания учителя на следующий день. Чтобы получить задание, ученица отправляется в «Посёлок трудных испытаний». При этом воспитанница записывает домашнее задание и определяется с какого предмета она начнёт сначала. Как правило, выбирает сначала те задания, с которыми легче справится, а затем выполняет трудные предметы и отправляется в «Корпус Подсказки». В «Корпусе подсказки» ребёнок обращается к памяткам – помощницам, в которых даны инструкции к выполнению заданий, правила в таблицах и схемах, которые нужно повторить. Чтобы сосредоточится и сконцентрировать своё внимание, девочка попадает в «Речевой проспект», где предлагаются задания на развитие речи и выполняет их. Побывав в трёх пунктах по выбору, Вика прибывает в «Переулок подведения итогов», где ей предоставлена возможность выполнить самоанализ своей деятельности и самостоятельно подвести итог и оценить свою деятельность.
Речевая разминка.
Цель данного этапа - создание благоприятных условий для подготовки артикуляционного аппарата воспитанников с ЗПР к правильному произношению звуков родного языка.
В процессе организации речевых разминок провожу речевые игры. Речевые игры – это стихи, с которыми и в которые можно играть. Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. После прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, прошу их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточняю их ответы, разъясняю непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумываем удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумываем жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко».
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском и т. д. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми. В процессе игры не ставлю очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.
Приведу примеры речевых игр для младших школьников.
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт.
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем,
(Развернуть ладони параллельно друг другу)
И в тот домик приглашаем.
(Изобразить крышу дома)
«Тук и Тук»
(Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами)
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-тук-тук» —
Раздаётся «стук-стук-стук».
«Кап-кап-кап»
Во время чтения 1-ой и 2-ой строчек стихотворения стучим поочерёдно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-ей — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки.); во время 4-ой строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.
1. Кап-кап-кап — закапал дождик.
2. Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
3. Раз, два, три, четыре, пять —
4. Дождику нас не достать.
«Весёлый гном»
Жил да был весёлый гном
(дети поднимают руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами.
(описывают вокруг ушей большие круги)
Он на сахарной горе
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник)
Спал под воротами.
(пальцы изображают ворота.)
Вдруг откуда ни возьмись
Великан явился.
(Руки высоко подняты над головой)
Скушать гору он хотел
(движения, будто едим руками),
Только подавился!
(Хватаем воздух ртом и надуваем щеки)
Ну, а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома)
«С добрым утром!»
– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)
– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)
– Вы проснулись? (хлопаем)
– С добрым утром, ножки!
– Вы проснулись? (топают)
– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу).
Такие игры способствуют развитию фантазии у детей и развитию творческого воображения.
Самостоятельная работа.
На этапе организации самостоятельной деятельности в процессе выполнения домашних заданий необходимо развивать творческое мышление. Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Приведу в пример некоторые приёмы развития творческого мышления, которые использую в случаях, если некоторые быстрее справились с заданиями чем остальные.
«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание — создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» — подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!
«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие игры для малышей: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.
«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный? «10 слов» Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».
«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению. «Что из этого можно придумать?» Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.
«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию. «Сделай мне фотоаппарат» Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго....
В процессе применения в педагогической практике технологии развития творческих способностей у детей с ОВЗ удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие, появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии творческих способностей. Таким образом, проводимая работа показывает, что системность и поэтапность использования этой технологии способствует формированию и развитию творческого потенциала детей.
Источники
Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. Раздымахина Н.В. Организация самоподготовки - 27.05.2013. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/05/27/organizatsiya-samopodgotovki .
Не для галочки, а для друзей [Электронный ресурс]. Юлия Белка. Креативность, или как помочь ребенку творчески мыслить... URL: https://klub-drug.ru/doshkolniki/razvitie-tvorcheskih-sposobnosteiy-detey-mladshego-vozrasta-shkolnikov.html
Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994.
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.,1981.
Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. – 1990. - №5.