Формирование у младших школьников умения создавать тексты-рассуждения

3
0
Материал опубликован 11 August 2020

Формирование у младших школьников создавать тексты-рассуждения.


Овладение родным языком – процесс длительный и сложный. Он включает, во-первых, обогащение словарного запаса обучающихся, во-вторых, предполагает овладение нормами языка, а в-третьих, в процессе языкового образования у обучающихся должно быть сформировано умение связно излагать свои мысли, то есть создавать различные тексты в зависимости от целей и ситуации общения.

Формирование умений ориентироваться в ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства для коммуникации является одной из основных задач начального языкового образования. Ее решение основано на текстоцентрическом подходе к обучению русскому языку и, прежде всего, рассмотрении текста и как единицы языка, и как единицы речи. Именно такой подход реализуется в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, которая предполагает ознакомление школьников не только с основным признаком текста как единицы языка - с грамматической и смысловой связанностью его компонентов, но и работу над некоторыми жанрами (письма, поздравления и др.), над разными типами текстов (описание, повествование, рассуждение), и формирование на этой основе у учащихся опыта письменной и устной коммуникации. В процессе начального языкового образования учащиеся получают представление о тексте как единице речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, по которому работает наша школа с 2010 г., определяет актуальность работы по формированию у детей умения создавать письменные тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение). И поэтому все современные учебники предлагают ту или иную систему работы, позволяющую организовывать как аналитическую, так и продуктивную работу детей с разными типами текстов.

Необходимо отметить, что именно текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. Работа с текстом формирует условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей (Т.М. Пахнова, Е.С. Антонова, Н.Д. Десяева, Т.М. Воителева, Н.С. Болотнова, Г.С. Щеголева, Т.В. Шмелева, Т.В. Степанова, Е.В. Бурцева, Н.М. Михайлова, Л.С. Соломатина и т.д.). Поэтому одним из принципов обучения русскому языку признается в настоящее время принцип текстоцентризма, или изучения языка на текстовой основе – это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы обучения русскому языку.

Однако в практике работы массовой школы в последние годы наблюдается противоречие междупониманием необходимости формирования у младших школьников умения создавать тексты-рассуждения и несовершенной методологической основой использования работы с тестами-рассуждениями для решения этой проблемы.

Как известно, в последние годы в наших школах проводится единый государственный экзамен по русскому языку, который включает в себя различные виды заданий. Одно из заданий Единого государственного экзамена по русскому языку предусматривает написание сочинения-рассуждения по тексту, который предлагается учащимся. Исходный текст, который предлагается выпускникам, также представляет собой рассуждение. В этом тексте, как правило, содержится проблема и выражается авторское отношение к ней. Следовательно, у выпускников школ должно быть обязательно сформировано умение создавать тексты-рассуждения. Поскольку текст-рассуждение является самым сложным типом текста, то работа по формированию данного умения начинается уже в начальной школе. Как указывает Л.С. Соломатина, актуальность обучения текстам-рассуждениям определяется и социальной необходимостью. «Неумение правильно строить тексты-рассуждения влечет за собой недостатки в культуре речевого поведения (объяснения без необходимости, неадекватность объяснения, подмена объяснения доказательством, отсутствие объяснения и др.), а отсюда и непонимание людьми друг друга, конфликты» (Соломатина, 2010, 182).

Для того, чтобы организовать эффективную и успешную работу по формированию у младших школьников умения создавать тексты-рассуждения, учитель должен иметь представления о структурных и семантических особенностях таких текстов. И поэтому в данном параграфе эти особенности будут нами проанализированы.

Текст-рассуждение создается для того, чтобы объяснить, обосновать какие-либо утверждения или доказать правильность, истинность какой-либо мысли, какого-либо тезиса с помощью суждений, которые принято называть аргументами. И поэтому главной особенностью функциональной разновидностью этого типа текста является наличие в нем причинно-следственных отношений. Именно эта особенность текста-рассуждения, как правило, подчеркивается в его определениях. Приведем некоторые толкования текста-рассуждения. «Рассуждение - это функционально-смысловой тип речи с обобщённым причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение» (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, 1998, 179).

Структурные и семантические особенности текста-рассуждения определяются характером смысловых отношений, возникающих в текстах такого типа. Как известно, структуру любого рассуждения составляют три части:

1) тезис. В этой части текста высказывается какая-то мысль;

2) доказательство высказанной мысли. В этой части текста, которая является главной, содержатся аргументы, цель которых доказать мысль, выказанную в перовой части. Следует отметить, что иногда аргументы направлены на то, чтобы опровергнуть высказанную мысль. Также в этой части содержаться примеры, с помощью которых доказывается тезис;

3) заключение. В этой части текста-рассуждения содержится вывод.

В соединении законченных предложений в тексте-рассуждении чаще всего отмечаются однородные отношения, при которых, по утверждению И.А. Фигуровского, «законченные предложения «одинаково, равноправно, независимо друг от друга констатируют факт за фактом, событие за событием, признак за признаком» (Фигуровский, 2004, 100).Этот тип отношений включает отношения сопоставления и противопоставления.

Анализ текстов-рассуждений показывает, что обычно этот текст представляет собой комплекс преимущественно сложных предложений, с помощью которых передаются различного рода отношения (причинно-следственные, условные, временные, целевые и пр.). Сказуемые в таких текстах обычно выражены глаголами настоящего постоянного действия, обозначающего характерные признаки предметов рассуждения, например, является, дается и т.п.

Таким образом, текст-рассуждение характеризуется определенными структурными и семантическими особенностями. Данный текст имеет трехчастную структуру (тезис, доказательства, вывод), в нем используются определенные грамматические и лексические средства, которые используются для выражения причинно-следственных отношений. Поскольку текст-рассуждение является самым сложным типом текста, то без систематической работы, направленной на формирование умения создавать связные высказывания, содержащие рассуждения на какую-либо тему, невозможно развитие коммуникативных навыков личности. Следует подчеркнуть, что работа по обучению учащихся создания текстов-рассуждений является доказательством того, что «текстовая деятельность является средством осуществления какой-то другой деятельности (интеллектуальной или практической)» (Смелкова, 2009, 24). Поэтому, мы считаем, что формирование умение создавать собственные тексты-рассуждения, является одной из основных задач практического обучения русскому языку.

В современной методике русского языка текст рассматривается, с одной стороны, как предмет обучения, а с другой, - как средство обучения, как средство формирования представления о тех или иных единицах языка (словах, предложениях, сложных синтаксических целых), которые функционируют в составе текста, формируют его структуру и семантические особенности. И поэтому во всех современных учебниках, включенных в Федеральный перечень учебных книг, рекомендованных Минобрнауки для реализации ФГОС НОО, текст является обязательной дидактической единицей учебного материала.

В современной лингводидактике текст признается универсальной дидактической единицей, поскольку «позволяет слить воедино два важнейших направления языкового образования: изучение системы формально-языковых средств языка и изучение норм и правил общения. Текст играет важнейшую роль в обучении всем речевой деятельности, так как именно текст является образцом правильной и красивой речи» (Болотнова, 2016, 119).

В методике русского языка к тексту как основной дидактической единице обучения предъявляются особые требования. Анализ работ ученых-методистов (О.Е. Грибова, Т.М. Пахнова, Е.С. Антонова, Н.С. Болотнова, Г.С. Щеголева, Т.В. Шмелева, Т.В. Степанова, С.В. Юртаев, Л.С. Соломатина, Н.М. Михайлова, Н.Д. Десяева, Е.В. Бурцева и т.д.) позволил выявить следующие требования, предъявляемые в современных условиях к тексту как дидактической единице.

Во-первых, в ходе анализа текста обязательно должна осуществляться взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

Во-вторых, в тексте максимально полно должны быть представлены различные виды орфограмм, предложены все виды разборов.

В-третьих, тексты, предлагаемые на уроках русского языка должны являться образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направленными на развитее и воспитание личности обучающихся, а также демонстрирующими выразительность и богатство родного языка (Капинос, 1994).

Предпринятая нами аналитическая деятельность показала, что в процессе анализа любого текста, в том числе и текста-рассуждения, рекомендуется соблюдение определенной последовательности. При этом анализ обычно проводится в форме диалога учителя с учениками по тексту, предлагаемому для анализа. Первый этап анализа – выяснение общего впечатления от прочитанного текста, где в процессе диалога задаются следующие вопросы:

1. О чем рассказывается в тексте?

2. С какой целью и для кого создано речевое произведение?

3. Заинтересовал ли вас текст? Понравился ли?

4. Почему автору удалось заинтересовать читателей (слушателей)?

Ученые-методисты отмечают, что «в ходе такой беседы анализируется механизм речевых действий автора при создании текста и формируется мотивация речевой деятельности школьников; по данной психологической модели выясняется, можно ли взять этот текст в качестве образца для создания собственного устного или письменного высказывания» (Бурцева, 2013, 203).

Второй этап – анализ содержательной стороны текста, в процессе которой определяется его тематическая и структурная целостность. При проведении этого этапа анализа рекомендуется использовать следующие вопросы:

1. Какова тема текста?

2. Как соотносится заглавие с темой текста (если название текста отсутствует, нужно попытаться самим озаглавить текст).

3. Каковы основные этапы развития событий (или основные моменты в описании): а) как начинается текст; б) как он заканчивается; в) связаны ли между собой начало и окончание текста; г) как соотносятся заглавие текста с его содержанием и особенно с его заключительными словами.

Такая беседа направлена на то, чтобы учащиеся осознали тематическую целостность текста, после чего «можно перейти к анализу тех качеств текста, которые помогают понять замысел автора, в частности к анализу композиции (построения текста). При этом целесообразны вопросы:1) какова композиция текста, его строение: на какие составные части делится текст;2) назовите каждую из композиционных частей в тексте;3) как, с помощью каких языковых средств соединяются части (начало, основная часть и концовка – заключительная часть);4) какова главная мысль, объединяющая весь текст;5) возможна ли другая концовка» (Бурцева, 2013, 203).

Заключительный этап должен предусматривать работу, которая призвана показать учащимся коммуникативную единство текста, его структурную целостности текста. Также учащиеся должны увидеть и осознать на этом этапе анализа, что все языковые средства в тексте используются не случайно, их применение обусловлено темой и идей текста.

При этом в методической литературе подчеркивается, что «выявление языковых средств реализации речевого замысла автора, его основной мысли – того, ради чего создается текст, лучше всего проводить с помощью анализа микротем. При этом необходимо, во-первых, актуализировать знания школьников о микротеме, обладающей относительной законченностью, внутренними логическими и грамматическими связями; во-вторых, выявить основные средства графического оформления микротем абзацев (в письменной речи) и значительных пауз (в устной речи) как композиционно-стилистических средств. Затем с помощью фрагментов текста следует показать, как реализуется речевой замысел автора, какими языковыми средствами (лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, интонационными и другими) автор воздействует на читателя» (Бурцева, 2013, 205).

Анализ структуры текста-рассуждения и смысловых отношений между частями такого текста, а также внутри его частей поможет учащимся определить проблему текста и позицию автора, а также сконструировать собственное рассуждение. Кроме того, умение устанавливать смысловые отношения между частями текста, отдельными предложениями или в пределах одного предложения способствует интеллектуальному развитию учащихся.

Нами было организовано знакомство учеников 3 класса с вопросами-заданиями, порождающими тексты-рассуждения. Для этой работы использовалось стихотворение в переводе С.Я. Маршака:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

А им дарю досуг.

Но у меня есть милый друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где,

семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.

Беседа по вопросам:

- Приходилось ли вам обращаться к «шестерке слуг»?

-В каких случаях это происходило? Приведите пример.

- Перечитайте строки о вопросах, которые задает «особа юных лет». Какой вопрос она считает самым интересным? Как вы это определили?

На следующем уроке мы организовали повторение сведения о структуре рассуждения. В качестве дидактического материала использовался следующий текст, позволяющий организовать беседу:

Наконец Кнопочка все же не выдержала и спросила:

- Скажи, Незнайка, какая муха тебя укусила сегодня? Почему ты такой скучный?

- Меня сегодня никакая муха не кусала, - ответил Незнайка. - А скучен я оттого, что мне скучно.

- Вот так объяснил! - засмеялась Кнопочка. - Скучный, потому что скучно. Ты постарайся объяснить потолковее.

Слово учителя: Что значит - «объяснить потолковее»? Это значит, что необходимо выстроить текст-рассуждение. В любом рассуждении имеются три части. В первой части содержится тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. И третья часть – это вывод, заключение.

На закрепление этих сведений были направлены следующие упражнения.

Помогите Незнайке выстроить свое объяснение.

А скучный я оттого, что никто со мной не играет и не разговаривает. Скучный еще и потому, что я поссорился с Пилюлькиным и уже жалею об этом (Из ответа ученика).

Внимательно прочитайте текст-рассуждение и укажите слова, с помощью которых связываются тезис и доказательства.

Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она все умела делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры).

Обычно обоснование и тезис связываются между собой словами «потому что» и «так как».

Закончите предыдущий текст выводом.(Наше рассуждение можно закончить так:Василиса была мастерица на все руки, вот поэтому и получила такое прозвище).

Вывод присоединяется словами «поэтому», «таким образом», «следовательно».

Давайте построим схему текста-рассуждения.

Почему? Что из этого следует?

Тезис ---------- Обоснование (аргументы, примеры) ------------Вывод

Потому что? Поэтому

Разберите рассуждения по данной схеме. Найдите в них тезис, аргументы, примеры, вывод.

а) Герои сказки помогали Ивану-царевичу, потому что он был добрым: пощадил медведя, селезня, зайца, пожалел и отпустил в море щуку.

б) Некоторые сказки называются волшебными, так как в них расска­зывается о необыкновенных вещах, приключениях и подвигах героев. Ге­рои в сказке смелые, находчивые и добрые люди. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство. Им помогают говорящие животные и растения. Поэтому сказочные герои, как волшебники, всегда побеждают.

- Составьте ответ на вопрос: почему на конце слова пишем ь? Какой тип речи вы используете в ответе? Найдите в нем тезис, аргумент, пример.

- Итак, пример, конкретный случай помогает сделать рассуждения убедительнее, доказательнее. Заглавием рассуждения часто является вопросительное предложение (но может быть и восклицательное) или название явления.

- Ребята, начальная фраза в рассуждении побуждает к ответу на вопрос или создает условия для такого ответа, в отличие от описания, где первое предложение дает основание в дальнейшем уточнять общее положение, а в повествовании служит отправной точкой для рассказа о развивающихся действиях.

Прочитайте текст, составьте его план, а затем сравните его со схемой.

Буду летчиком

Летчик - самая лучшая профессия.

Когда я вырасту, я буду летчиком. Буду перевозить пассажиров и грузы из города в город, из страны в страну.

Летчики - люди очень выдержанные и сильные. Они много знают. Без знаний не поднимешь вверх такую огромную машину, как ИЛ-76.

Вот почему я хочу быть летчиком.

План Схема

Летчик - самая лучшая профессия. 1. Тезис.

Вырасту - буду летчиком, чтобы: 2. Доказательства:

а) перевозить пассажиров и грузы; а) ______________,

б) быть выдержанным и сильным; б) _______________,

в) много знать. в) _______________.

3. Хочу быть летчиком. 3. Вывод.

- Можно ли при составлении плана писать просто тезис? (Нет, обязательно нужно сформулировать ту мысль, которая будет доказываться.)

Как раскрывается основная мысль в рассуждении? (Она доказывается с помощью фактов.) Зачитайте доказательства и обоснуйте свою точку зрения.

Что нового мы узнали о рассуждении? (В текстах-рассуждениях основная мысль называется тезисом, тезис доказывается с помощью аргументов и фактов.Фактами могут быть примеры из жизни, мысли писателей и т. п. Рассуждения строятся особым образом: выдвигается тезис, а чтобы показать, что автор переходит к доказательствам, он использует специальные слова-конструкторы: «во-первых», «во-вторых» и др.).

Кроме того, этот текст позволяет познакомить детей с рассуждением, в объяснительной части которого приводится несколько причин.

С помощью высказываний учащихся на лингвистические темы мы знакомили детей с различиями в стилистическом оформлении рассуждении. В таких высказываниях лежит усвоенная детьми научная информация. Поэтому, чтобы передать ее, нужны такие качества речи отвечающего, как терминологическая точность, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность формы. Например, анализируя текст и устанавливая его тип, ученику необходимо доказать правильность своего решения:

Я думаю, что этот текст является рассуждением, так как в нем содержится тезис (называется тезис), доказательства (привести доказательства) и вывод (называется вывод).

Обращая внимание на структуру и содержание рассуждения, мы формировали у учащихся уважительное отношение к чужому мнению, показывая, что всегда в речи должно звучать: «А ты как думаешь?», «А твое мнение?», «Может быть, ты не совсем прав?», «Я думаю», «Мне кажется», что, конечно, не исключает выражения уверенности в тех случаях, когда суждения бесспорны.

Задание: используя приведенные ниже словосочетания, постройте рассуждения учебного характера:я думаю, мне кажется,, я считаю, так как, на мой взгляд, следовательно, такими образом.

Упражнение 1. Сравни описание и рассуждение.

Цель упражнения – формирование навыка анализа признаков текстов различных типов. Учащимся предлагаются для сопоставления тексты разных типов, например, текст-рассуждение и текст-описание. На данном этапе работа проводилась следующим образом:

Прочитайте текст (это был текст-описание).

Вечер в лесу

За вершинами леса скрылось багровое солнце. Вот и вечер! Лес стал прохладным и сырым. Пахнет весенними почками. Темнеют ветви деревьев. Над ними красная полоса заката.

Много интересных звуков в вечернем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. Со старого дуба доносится громкое воркование голубя. Около прозрачной лужи квакают лягушки.

Постепенно наступает прохладная весенняя ночь.

Вы помните, что текст – это единое целое. У текста есть смысл. Текст создается с определенной целью.

Обратите внимание, цель данного текста – описать вечер в лесу. Значит, этот текст – описание. У текста есть заглавие. Вспомним: часто заглавие – это заявленная тема текста. Оно говорит о том, что мы прочитаем дальше.

Посмотрите, в тексте выделены опорные для текста-описания слова – это прилагательные.

Теперь переходим ко второму тексту (текст-рассуждение).

Где больше нагревается воздух? Некоторые воображают, что чем выше подниматься в воздух, тем становится теплее. Но это неправда. Чем выше поднимешься, тем холоднее. Ближе к земле воздух всегда теплее. Почему? Потому что солнечные лучи нагревают землю. А воздух нагревается от земли, как от горячей печки. Нагретый воздух легче холодного, и поэтому он поднимается вверх. Чем выше он поднимается, тем больше остывает. Поэтому на большой высоте всегда холодно (По Н. Носову).

Цель данного текста – доказать определенную мысль. Значит, это текст-рассуждение.

Обратите внимание на заглавие – в нем содержится вопрос. Значит, в тексте будет дан ответ на него. Это близко к рассуждению.

Посмотрите, в тексте выделены вопросно-ответные слова, подчинительные союзы: чем – тем, потому что, поэтому. Это опорные слова для текста-рассуждения.

На следующем уроке учащимся были даны для анализа тексты повествование и рассуждения, и они должны были самостоятельно их сопоставить.

Следующий вид упражнения – определение типа текста по плану. Цель таких упражнений - развитие навыков анализа целевых и композиционных особенностей типов текста.Учащиеся должны определить тип текста, ориентируясь на его композиционные особенности (предполагается групповое обсуждение); затем выбрать план, пользуясь которым они составят свой текст и озаглавят его.

1. Ознакомься с планами к текстам. Какой план подходит для описания предмета? Какой план подходит для повествования о событиях?

Какой план подходит для доказательства определенной мысли?

2. Определи, какому типу текста соответствует первый план, второй, третий.

3. Определи, какой текст ты составишь, пользуясь тем или иным планом. Какова твоя цель? Составь текст.

4. Подбери заглавие к своему тексту.

Первый план:

1. Почему леса – наше богатство?

2. В чем польза и красота леса?

3. Леса – это жизнь!

Второй план:

1. Какую игрушку мне купили.

2. Какая у нее особенность.

3. Что она умеет делать.

Третий план:

1. Как мы пошли в зоопарк.

2. Как мы подружились с обезьянкой.

3. Как мы кормили лебедей.

Следующий вид упражнения – определение типа текста по опорным словам.Цель упражнения – развитие навыков различения особенностей средств построения типов текста.

1. Прочитай данные слова.

2. Вспомни, для какого типа текста они являются опорными.

3. Попробуй определить тип текста только по опорным словам.

4. Попробуй составить текст, пользуясь группой опорных слов.

1. Во-первых… потому что… значит… Во-вторых… следовательно… в-третьих…

значит… разумеется… а также…таким образом

2. Было поздно… пришли… открылось… разговаривали и смеялись… веселились… было весело!

3. Самая удивительная, самая лучшая… теплый и ласковый… каштановые… нежная… добрая и справедливая!

Как вариант упражнения можно предложить учащимся самим составить ряд опорных слов к какому-либо типу текста.

Следующий вид упражнения – построения текст из данных предложений.Цель упражнения – развитие навыков конструирования текста из данных предложений и выделения композиционных фрагментов, а также умения анализировать соответствие заглавия типу текста.Учащимся предъявляется измененный текст-рассуждение. Предложения следуют не в должном порядке. Текст не разделен на абзацы. Предлагаются три заглавия, из которых одно соответствует рассуждению, два других – описанию и повествованию. Учащимся должны составить текст из данных предложений; определить тип текста и выделить связующие слова; разбить текст на композиционные фрагменты.

Затем учащиеся должны выбрать заглавие к тексту и обосновать свой выбор определить цель автора, привести доказательства цельности и связности получившегося текста.

1. Прочитай данные предложений.

2. Определи правильный порядок их следования .

3. Построй текст из данных предложений.

4. Разбей текст на абзацы, выдели опорные слова.

5. Определи тип текста.

6. Подбери к нему заглавие.

Учащимся были предложены следующие предложения:

В-третьих, леса предупреждают обвалы в горах. Велико значение леса в нашей жизни. Во-первых, в лесах живут звери и птицы, растут грибы, ягоды и деревья. А также они защищают поля от пыльных бурь и снежных заносов. Поэтому к ним нужно бережно относиться. Их надо охранять. Во-вторых, леса украшают землю и очищают воздух.

К предложениям были даны следующие заглавия:

Почему так важен лес.

Прекрасный лес.

Прогулка по лесу.

Следующий вид упражнения - составь текст-рассуждение по данному началу.Цель упражнения – активизировать навык адекватного выбора и использования средств построения текста-рассуждения. На этом этапе проверяется степень усвоения учащимисяматериала.

Текстовый материал:

Почему грибы появляются в лесу в середине лета? Грибам для роста нужны влагаи тепло…

Анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время текст признается ведущими методическим средством, которое применяется на уроках русского языка для создания обучающей и развивающей речевой среды. И поэтому проблема формирования текстовых умений активно обсуждается в современной методической литературе. Однако значительно меньше внимания уделяется вопросам работы над текстами-рассуждениями. Этой проблеме уделяют внимание такие авторы, как Л.С. Соломатина, И.С. Матевосян, Г.П. Петрыкина.

Аспектный анализ программы и учебников Русский языку, входящих в УМК «Начальная школа XXI века, показывает, что в них предусмотрена работа по знакомству учащихся начальной школы с различными типами текста, а также по обучению младших школьников созданию текстов различных типов. В ходе анализа учебников русского языка с первого по четвёртый класс было установлено, что тексту отводится самое важное место. Система работы над функциональными типами включает в себя: чтение текстов разных типов и выполнение различных заданий на их основе; создание детьми собственных текстов разных типов. Но при этом анализ убеждает, что меньше всего внимания уделяется работе над текстом-рассуждением.

Актуальность темы исследования в современных условиях обусловлена тем, что в Примерной основной образовательной программе начального общего образования предусмотрено ознакомление школьников с основными признаками и структурой текстов, а также предусматривается серьёзная и многоаспектная работа над различными речевыми жанрами и функциональными типами текстов.

Особенности темы исследования обусловили необходимость изучения работ педагогов, психологов, методистов, лингвистов с целью определения теоретических и экспериментальных основ исследования. В соответствии с замыслом и логикой исследования решались следующие задачи: нами были охарактеризованы лексические и структурные особенности текста-рассуждения, выявлены методические условии формирования у учеников умения создавать тексты-рассуждения; проведена диагностика уровней знаний о тексте и сформированности текстовых умений, проведен формирующий эксперимент, в процессе которого проводилась работа по формированию у младших школьников умения создавать тексты-рассуждения.

Анализ современной лингвометодической и методической литературы убеждает в том, что вопросы, связанные с формированием умения создавать те или иные типы текстов, относятся к самым актуальным и активно исследуются современными авторами (Е.С. Антонова, Н.А. Ипполитова, Т.М. Пахнова, Т.М. Воителева, Г.С. Щеголева, Н.Д. Десяева, С.Ю. Юртаев и др.). Анализ программы и учебников по русскому языку продемонстрировал, что в них представлена система работы по знакомству учащихся начальной школы с различными типами текста, а также по обучению младших школьников созданию текстов различных типов. В ходе анализа учебников русского языка с первого по четвёртый класс было установлено, что в их содержании тексту отводится важное место. Система работы с тремя типами текста включает в себя: чтение текстов разных типов и выполнение различных заданий на их основе; создание детьми собственных текстов разных типов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. – М.: Кнорус, 2017. – 464 с.

Бакулина Г.А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации / Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2004. - №12. - С. 19-25.

Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 281- 307.

Болотнова Н.С. Основы текстоведения в школе: пособие для учителя / Н.С. Болотнова. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. – 121 с.

Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности / Н.С. Болотнова // Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: материалы V регионального научно-практического семинара. – Томск, 2016. – С. 119-125.

Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности / Н.С. Болотнова // Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации: материалы V регионального научно-практического семинара. – Томск, 2002. – С. 119-125.

Бурцева Е.В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений младших школьников / Е.В. Бурцева // Вестник ТГПУ. – 2013. - № 3. – С. 202-206.

Бухбиндер В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста / В.А. Бухбиндер // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. – Киев, 2008. – С. 29-32.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие / Т.М. Воителева.- М.: Дрофа, 2006. – 319 с.

Воронкова Р.Е. Формирование у младших школьников создавать тексты разных типов на уроках русского языка / Р.Ю. Воронкова // Компетентностный подход в образовательном пространстве. – БелгородПолитерра, 2019. – С. 48-50.

ВсеволодоваМ.В. Причинно-следственные отношения в современном русском языке / М.В. Всеволодова, Т.А. Ященко. - М.: Русский язык, 2018. - 207 с.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие для студентов вузов / И.Р. Гальперин. - М.: Просвещение, 2017. – 131 с.

Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтологический анализ / О.Е. Грибова. – М.: АПКиППРО, 2009. – 120 с.

Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - С. 105-109.

Десяева Н.Д. Интерпретация текста в процессе личностного развития школьника при изучении русского языка / Н.Д. Десяева // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка: монография / Под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко. - М.: Пермь, 2014. – 143 с.

Десяева Н.Д.Текстовые ошибки и возможности их предупреждения на уроках русского языка/ Н.Д. Десяева. - Начальная школа. - 2017. - № 1. – С. 47-49.

Дридзе Т.М. Социально-психологические аспекты порождения и интерпретации текстов в деятельности речевого общения / Т.М. Дридзе // Аспекты изучения текста. – М., 1981. – С.129-136.

Иванова М.Ю. Реализация смысловых отношений в тексте-рассуждении / М.Ю. Иванова // Педагогика, лингвистика и информационные технологии: Материалы Международной научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. – С. 131-135.

Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку: учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Наука: Флинта, 1998. – 176 с.

Капинос В.И. Развитие речи учащихся: теория и практика обучения: книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик М.С. - М.: Линка-Пресс, 1994. – 196 с.

Капинос В.И. Развитие речи учащихся: теория и практика обучения: книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик М.С. - М.: Линка-Пресс, 1994. – 196 с.

Климова С.А. Взаимосвязь в развитии стилистических и текстовых умений при выполнении речевых упражнений в начальных классах / С.А. Климова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №8. - С. 1-5.

Колшанский Г.В. Коммуникативная и структура языка / Г.В. Колшанский . – М., 1984. – 210 с.

Кузнецова М.И. Создание младшими школьниками устных и письменных текстов как универсальное учебное действие / М.И. Кузнецова // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2016: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - С. 56-62.

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1995. – 231 с.

Ладыженская Т.А. Текстовые умения. Как им учить? / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская Н.В. // Начальная школа плюс До и После. 2005. - № 5. - С. 1-6.

Литвинко Ф.М. Лингводидактические и психолого-педагогические предпосылки изучения русского языка на текстовой основе / Ф.М. Литвинко // Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологических дисциплин: материалы 3-ей Межд. научн. конф. – В 2 ч. - Ч. 2. – Мозырь: УО МГПУ, 2005. – С. 110-112.

ЛьвовМ.Р.Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 211 с.

Львова А.С. Как знакомить первоклассников с типами речи / А.С. Львова. - Начальная школа. - 2005 - № 2. – С. 66-68.

Львова С.И. Осторожно: художественный текст (Анализ мини-фрагментов художественных текстов на уроке русского языка) / С.И. Львова // Русская словесность. - 1997. - № 3. - С.51-56.

Матевосян И.С. Обучение младших школьников рассуждению (Варианты упражнений) / И.С. Матевосян // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 7. - С. 61-64.

Москальская О.И. Грамматика текста: учебное пособие / О.И. Москальская. - М.: Просвещение, 1981. – 151 с.

Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. – 249 с.

Никитина Е.И. Русская речь / Е.И. Никитина. – М.: Просвещение, 1994. – 103 с.

Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы / Т.М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1978. – С. 5-39.

Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация / А.И. Новиков. – М.: Академия, 2015. – 121 с.

Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. - С. 3-11.

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 321 с.

Петрыкина Г.П. Работа в 3-м классе над сочинением-рассуждением «Почему люди ссорятся?» / Г.П. Петрыкина // Начальная школа: плюс До и После. - 2011. - №6. - С. 47-51.

Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа: В 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010.

Рамзаева Т.Г. Лингвометодическая концепция развивающего начального языкового образования и ее реализация в авторских учебниках «Русский язык» для 1-4 классов / Т.Г. Рамзаева // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов начальной школы: сборник науч. статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: САГА, 2007. – С. 3-9.

Решетникова Л.А. О работе с текстом на уроках русского языка / Л.А. Решетникова // Начальная школа. – 2001. - № 6. – С. 25-28.

Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. – Ч. 1. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 160 с. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. – Ч. 2. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 160 с.

Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. – Ч.1. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 160 с.

Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. – Ч.2. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 160 с.

Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. – Ч.1. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 160 с.

Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы: в 2 ч. – Ч.2. / В.С. Иванов, А.О. Евдокимова и др. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 160 с.

Саломатина Л.С. Л.Н. Толстой. «Отчего в морозы трещат деревья?». Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Лексические средства связи в тексте (ценная связь) // Начальная школа (ПС). – 2003. – № 45.

Саломатина Л.С. Л.Н. Толстой. «Сырость». Тип текста – рассуждение. Правописание гласных и согласных в корне слова (повторение) // Начальная школа (ПС). – 2003. – № 31.

Саломатина Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)/ Л.С. Соломатина. – М.: Первое сентября, 2010. – 231 с.

Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности / З.С. Смелкова. - М., 2009. - 232 с.

Соболева О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и учителя / О.В. Соболева // Начальная школа: плюс До и После. - 2002. - №8. - С. 18-22.

Солганик Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г.Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2000. – 212 с.

Тураева З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. – М.: Просвещение, 1986. – 121 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2016. – 51 с.

Фигуровский И.А. Избранные труды / И.А. Фигуровский. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. - 483 с.

Шмелева Т.В. Текст как объект изучения в школе: учебно-методическое пособие / Т.В. Шмелева. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – 97 с.

Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе: пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г.С. Щеголева. - 4 изд., испр. и доп. - СПб.: Первый класс, 2014. – 121 с.

Щеголева Г.С. Современные требования к уровню развития текстовых умений у младших школьников / Г.С. Щеголева // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2016: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием - СПб.: Изд- во ВВМ, 2016. - С. 44-49.

Щеголева Г.С. Формирование текстовых умений как УУД по учебникам русского языка ОС «Диалог» / Т.М. Пахнова, Т.В. Шмелева, Г.С. Щеголева // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2014: Сб. научных статей по итогам всероссийской научно-практ. конф. с международным участием - СПб.: Изд-во ВВМ, 2014. - С. 124-133.

Юртаев С.В. Конструирование текста учащимися / С.В. Юртаев. – М.: Академия, 2002. – 131 с.

Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие / С.В. Юртаев. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 320 с.

Юртаев С.В. Усвоение знаний теории текста как основа обучения его построению на уроках русского языка / С.В. Юртаев // Начальная школа. – 2000. - № 7. - С. 11-114.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.