Формирование самоконтроля и самооценки учащихся на уроках швейного дела

9
0
Материал опубликован 14 December 2016

«Формирование самоконтроля и самооценки учащихся на уроках швейного дела  »

 

Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для устранения недостатков познавательной деятельности. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены, прежде всего, тем, что при решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю педагога, и могут  ощутить конечные результаты своего труда.

Наблюдения за учащимися коррекционной школы на уроках труда показывают, что в целом ряде случаев они не понимают важности проверки и оценки выполняемых ими действий, что проверять и оценивать их действия должен не только преподаватель, но и они сами.

Отсутствие необходимых навыков самоконтроля является одной из основных причин слабого развития самостоятельности действий у умственно отсталых школьников. Не умея контролировать своих действий и не будучи уверены в их правильности, учащиеся вспомогательной школы то и дело обращаются с вопросами и за помощью к преподавателю труда.

 Назначение коррекционной школы – обучение и воспитание детей, имеющих стойкую умственную отсталость в степени дебильности. Общая, наиболее характерная черта всех детей с данным диагнозом – существенные нарушения в развитии познавательных процессов, не позволяющие им учиться в условиях обычной массовой школы. Именно поэтому одной из приоритетов коррекционной школы является  - коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся. Данная  задача ставится и перед трудовым обучением.     Основной        целью обучения и воспитания учащихся является их подготовка к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений людей.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от педагога к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Вся деятельность по коррекции недостатков развития должна быть строго целенаправленной, в соответствии с конкретными частными задачами, которые ставятся на том или ином этапе трудового обучения. Так, обучая детей умению изготавливать вещи, следует одновременно работать и над формированием отдельных познавательных процессов и воспитывать те или иные личностные качества, учитывая возраст, этап обучения и их индивидуальные особенности. Соотношение между трудовым обучением и коррекцией недостатков развития учащихся с проблемами в обучении является аналогичным тому, которое имеется между обучением и развитием ребенка - нормы. Ведущая роль принадлежит обучению, но при условии, если процесс обучения активно, целеустремленно организуется учителем в коррекционно-развивающем направлении.  Следует также учитывать, что коррекционная задача должна увязываться с общесоциальной задачей трудового обучения, когда результатом коррекции недостатков качеств личности является его положительная социальная адаптация в социуме. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. До овладения определенной системой знаний, умений и навыков по какой-либо специальности человек проходит более или менее длительный этап обучения.

Важнейшая задача учителя – организовать посильную трудовую деятельность школьников и включить их в систему трудовых отношений. Труд способствует развитию физических сил и укреплению здоровья, расширению политического кругозора и развитию творческого мышления, формированию коллективизма, формированию самоконтроля и самооценки своего труда.

В обществе, пытающемся жить по законам рыночной экономики нужно ориентировать учащихся на эффективный труд в условиях рыночных отношений.

Считаю целесообразным выработку у детей устойчивых практических умений и навыков по обработке наиболее употребляемых материалов (ситец, шелк, шерсть т.д.), и инструментами (игла, ножницы, овладение швейной машиной) которые необходимы почти каждому человеку, как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни.

Создаются благоприятные условия для самостоятельной деятельности учащихся, осмысления процесса практической деятельности – развития практической умелости.
Кроме того, самостоятельная работа способствует развитию некоторых сторон познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки; исправлению недостатков физического развития особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию и других ценных нравственных качеств.
Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.

Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно создать определённые условия, выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности: «зачем учиться швейному делу?», «как учиться?».

Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на различных предприятиях.

Каждый учитель трудового обучения, особенно в системе коррекционной школы, в своей практике сталкивается с одной и той же проблемой: все учащиеся имеют разные стартовые возможности, способности, склонности, степень самостоятельности, а также индивидуальную траекторию развития. В одних случаях мы наблюдаем всплески повышенной активности и нетерпения, ученик не может даже выслушать до конца объяснения педагога, быстро хватается за выполнение задания, но при первой  трудности  так же быстро теряет к нему интерес. Зачастую, это связано с нарушением эмоционально-волевой сферы.  Другие, наоборот, очень медленно вникают в суть задания, но постепенно врабатываются и делают его всё с большим увлечением. Одни способны выполнять задание самостоятельно, получив инструктаж и объяснения учителя, другие, полностью теряются, получив даже небольшую долю самостоятельности. Следовательно, необходимы адекватные по сложности, личностно ориентированные, вариативные задания, направленные на создание ситуации успеха,  а следовательно, и условий для развития самостоятельности, творческой активности и мотивации к обучению.

Создать такие условия помогает прежде всего  личностно–ориентированная технология обучения.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно-ориентированной технологии на первый план.

Задачи учителя при проведении личностно-ориентированного урока:

Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»).

Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.

Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.

Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся  к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.

Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Стремиться выявлять реальные интересы учащихся согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

 

Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, инструментов, машин.

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2003.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа – пресс, 1994.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно – методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др. под ред. И.М.Бгажноковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 239 с.: илл.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.

5. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника.- Киев, 1993. – 102 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации