Сборник «Формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности на уроках географии»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Методический сборник
Составила Пугачева Е.Г., учитель географии
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
| 3 |
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС нового поколения
| 4 |
Мотивы и мотивация учебной деятельности | 5 |
Факторы формирования учебной мотивации | 6 |
Критерии компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность | 6 |
Приемы повышения заинтересованности обучающихся в курсе географии, в теме и содержании урока
| 9 |
Рефлексивно-оценочный этап урока как основной фактор формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности
| 13 |
Заключение | 16 |
Использованная литература | 17 |
Введение
С 1 сентября 2015 г. во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в штатном режиме введен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт). Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации.
Основное общее образование является одним из уровней общего образования (наряду с уровнями дошкольного, начального общего и среднего общего образования) и направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральный государственный стандарт второго поколения кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Он «акцентирует свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей».В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А. А. Леонтьев, доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО).
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Другими словами, основными компонентами системно-деятельностного подхода есть:
1. Учебно-познавательные мотивы (т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»).
2. Действие целеполагания («что я должен сделать…»).
3. Планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»).
4. Решение поставленных задач.
5. Рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей;
- планирование обратной связи;
- усиление мотивации ребенка к познанию окружающего мира, демонстрация ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
9. Рефлексия учебной деятельности - организация самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Мотивы и мотивация учебной деятельности.
Мотивы учебной деятельности — это факторы, обуславливающие проявление учебной активности, изнутри побуждающие к совершению определенных действий. Мотивация учения – процесс, направленный на достижение определенной цели, т.е., на побуждение и организацию поведения учащегося, который придает значимость и личностный смысл учебной деятельности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса, определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счете к совершению подростками правонарушений. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Классификация мотивов:
Все мотивы могут быть разделены на две группы: одни из них порождаются учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знаний ,т.е., внутренние(интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации,
т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели), а другие лежат за пределами учебного процесса и связанны лишь с результатами учения,
т.е., внешние (наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д), а именно:
1.Мотивы долга – понимание значимости учения, опасности пробелов, стремление к прочным знаниям, стремление повысить культурный уровень, моральные обязательства.
2.Мотивы достижения успеха -желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат, хорошую отметку, ожидание награды, будущих благ, материальной выгоды.
3. Соревновательные мотивы - дети стараются не отстать друг от друга.
4. Мотивы престижа - желание занять новое положение в обществе, стремление к взрослости, учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым, самоутвердиться, обучаться для социальной идентификации (получить хороший аттестат, поступить в ВУЗ).
5.Мотивы избегания неудачи - избежать «двойки» и последствий – недовольство, наказание, угроза, требование учителей и родителей.
6.Познавательные мотивы- глубокий интерес к своим знаниям, любознательность, внутренний стимул, потребность в активной и новой информации, мотив радости в самом процессе обучения.
Факторы формирования учебной мотивации.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Учебная мотивация помогает не только усваивать полученные знания, применять полученные навыки и умения, но и является важным условием формирования личности ребенка. Важно научить самого ребенка ставить перед собой цели. Если цель урока понятна ученику, это тоже является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих значимых для него целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать постановку разных целей – близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы. Необходимо разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности, например:
- определите собственные цели занятия;
- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенного);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:
1.Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:
- мотивационный,
- операционально-познавательный,
- рефлексивно-оценочный.
3. Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности.
5. Стиль педагогической деятельности.
Критерии компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность.
Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации детей на образовательную деятельность. Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.
Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
1.Учитель формирует у учащихся интерес к предмету, используя:
- необычное начало урока;
- игровое преподнесение заданий;
- занимательность;
- парадоксальность;
- неординарность заданий;
- новизну;
- яркие афоризмы;
- разумную наглядность;
- неожиданность;
- соревновательность;
- юмористические минутки;
- музыкальные фрагменты и пр.
2. Учитель проявляет компетентность в целеполагании:
- ставит цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся(перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие);
- ставит диагностичные, измеряемые задачи, критерии используются в процессе само- и взаимооценивания;
- вовлекает обучающихся в процесс формулирования целей и задач;
- использует познавательные потребности для самостоятельной постановки целей учащихся;
- показывает умение перевести тему урока в педагогическую задачу.
3.Учитель обеспечивает практическую направленность урока:
- соотносит учебный материал с конкретной жизненной ситуацией;
- определяет значимости изучаемого материала;
- организует обучение в деятельности;
- обеспечивает единство процесса и результата обучения;
составляет задания на материале родного края, из источников газет, рассказа взрослых, личного опыта.
-показывает практическое значение изучаемого материала.
4. Учитель формирует у учащихся познавательный интерес:
- создает ситуации дефицита знаний;
- пробуждает потребность в новых впечатлениях;
- имеет большой спектр материала и заданий;
- показывает актуальность содержания материала;
- проводит эвристические беседы;
- обучает новым способам решения заданий;
- применяет метод проб и ошибок, приёмы разрешения противоречий;
- создает проблемные ситуации через анализ, сравнение учебных объектов;
- организует самостоятельную и коллективную деятельность (работу в группах, сотрудничество, совместное решение проблемы);
- использует познавательные игры, проблемные задания, творческие задания, учебные дискуссии, моделирование, эксперимент, краеведческий материал; - пропагандирует туристические объекты.
5. Учитель создает ситуацию успеха:
- похвала;
- принцип «маленькой и быстрой победы»;
- дифференциация, дозирование задания по способностям и возможностям ученика;
- переход к новому уровню трудности в работе после реализации ребенком его мотивов учения на более простом материале;
- предоставление права выбора, через разноуровневые задания;
- оказание незначительной помощи ученику;
- демонстрация успеха родителям, одноклассникам;
- положительные примеры из опыта обучающегося;
- закрепление у обучающегося веры в свои силы;
- формирование привычки и мысли, ведущие к успеху.
6. Учитель использует педагогическое оценивание как метод стимулирования деятельности через:
- оценку;
- благодарность;
- словесное поощрение;
- выставку лучших работ;
- усложнение заданий;
- поощрение интеллектуальной любознательности, готовности к исследовательскому риску;
- сравнение ученика с ним самим, его прежними результатами;
- заострение внимания обучающихся на достижения конкретного ученика;
- оценка по индивидуальному вкладу в то или иное достижение;
- привлечение учащихся к оценочной деятельности (само-, взаимо-);
- отзыв учащихся об ответе других;
- взаимопроверку;
- организацию рефлексии.
7. Учитель создает условия для самомотивирования обучающихся:
- придать личностный смысл действиям ученика;
- формирование у ученика привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки;
- поощрение самостоятельности, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий;
- возможность самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы;
- соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика;
- самоконтроль и самооценку
- развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми;
- ощущение у ученика личностной значимости
8.Учитель умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке:
- обладает психологической грамотностью;
- проявляет высокую терпимость к непохожести человека на других;
- устанавливает тёплые, уважительные отношения с учеником;
- выслушивать каждого ребенка;
- помогает ребенку сформировать свою мысль и пр.
9. Учитель создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету:
- олимпиады;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры по географии;
- проекты;
- всероссийские географические диктанты;
- турпоходы и экскурсии географической направленности;
- международные географические дни (например, «День рек»);
- внеурочная деятельность по географии на основе добровольного участия и самостоятельности, способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию и усилению познавательного интереса к географической науке средствами занимательности, знакомства с важнейшими достижениями науки.
Приемы повышения заинтересованности обучающихся в курсе географии, в теме и содержании урока.
Содержание курса географии призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Основная цель курса заключается в формировании у обучающихся географического образа своей страны во всем ее многообразии и целостности. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний, их развитие и эволюцию представлений о Земле, познакомиться с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширить представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.
Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы.
1.Стратегия «Задай тон». Необходимо «сыграть» на начальном любопытстве обучающихся к новой дисциплине в первый день знакомства с курсом географии или при введении в новую тему, обосновать значение географических знаний для жизни и деятельности человека, сформировать представление о месте России в современном мире, развить интерес к другим народам и странам.
2. Приём «Имя урока». Нетрадиционное название урока, эмоционально выражающее в сжатом виде суть главной идеи урока: яркое, неожиданное, рекламное, шуточное, афоризм, крылатая фраза, поговорка, противоречие. Например:
- тема «Реки» - а)«Текущая река – это сама жизнь» (П. Семенов-Тян-Шанский),
б)«Люди как реки» (Л.Н.Толстой);
- тема «Значение воды для Земли» -
а) «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое» (Антуан де Сент–Экзюпери),
б) «Вода, кругом вода!»;
- использование при формулировании темы урока зрительного образа (слайд, рисунок, графика, карикатура, символ, фотография и т.п.);
- формулировка темы урока в виде вопроса. Например:
а) тему урока «Климат Африки» можно сформулировать так: «Почему в Африке находится самая большая пустыня?»,
б) тему урока «Атмосферное давление» можно сформулировать так: «А можно ли поймать воздух?».
3.Целеполагание - мотивирующий фактор. Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками, что обеспечивает высокий уровень осмысленности и учебной мотивации. Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности.
а)приём «Подводящий диалог»;
б) приём «Опорных глаголов»:
- изучить…
- узнать…
-уметь…
-выяснить…
-обобщить …
-закрепить…
-доказать…
-сравнить…
-проанализировать…
-сделать вывод…
-разобраться …
-систематизировать... ;
в) приёмы «Кроссворд», «Загадка», «Стихотворение»- определение ключевого понятия;
г) приём «Трафарет» - сформулировать цель, опираясь на слова - трафареты;
д) ситуация «Яркого пятна» - среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности, определяется тема и цели урока.
е) приём «Личностный смысл». Например, учитель:
- «Я отдаю себе отчет в том, что многие из вас не станут географами. Но все вы станете мамами и папами и должны быть готовы ответить на тысячи вопросов ваших детей»;
- «География научит вас разумно, осмысленно строить собственную жизнь» и т.п.
4. Приём «Отстроченная загадка» В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и удивительный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.
5. Приём «Фантастическая добавка».В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Например, изменить значения любого параметра, придумать фантастическое животное или растение, написать фантастический рассказ, эссе, стихотворение, используя знания по географии.
6. Приём «Загадка». Например, по теме «Атмосферное давление» предлагается «Загадка Шерлока Холмса: перед Шерлоком стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка, доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил?»
7. Приём «Интрига». Например, «Я очень люблю путешествовать.Прежде чем отправиться в путешествие много читала о заинтересовавшей меня территории, наводила справки. И вот однажды до меня дошла следующая информация…».
8. Приём «Корзина идей». Задается вопрос о том, что известно ученикам о проблеме. Ученики называют по одному сведению, факту, имени, которые кратко записываются учителем в «корзинке идей» и далее по ходу урока связываются в логические цепи
9. Приём «Наш жизненный опыт». Например, «В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река...».
10. Приём«Проблема предыдущего урока».На этапе проверки знаний детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на уроке.
11. Приём «Проблемная ситуация».Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
12. Приём «Краеведческая минутка».Какая река протекает недалеко от нашего населенного пункта? (Река нашей местности – Чатырлык. Исходя из названия реки (чатыр — шатёр, -лык — суффикс множественного числа), очевидно вдоль реки Чатырлык пролегал древний длинный путь с Перекопа на юг Крыма. Путники во время долгого пути разбивали шатры для отдыха).
13. Приём «Визит».Скажите, чтобы вы хотели узнать в первую очередь, посетив (такой – то) географический объект?
14. Приём «Интеллектуальная разминка - это два-три не слишком сложных вопроса для размышления; основная цель такой разминки - настройка обучающегося на работу.
15. Приём «Ассоциация», Учитель просит учеников назвать ассоциации, которое у них вызывает понятие, иллюстрация, звучащая музыка, географическая карта и т.д.Например, на уроке по теме «Реки - артерии Земли» учитель:
а) предлагает посмотреть внимательно на карты и сказать, что напоминают реки? Реки напоминают кровеносные сосуды человеческого организма. Реки считают важнейшими артериями, они образуют густую сеть на нашей планете. За реками закрепилась название «голубые артерии планеты».
б) ассоциирует реку с жизнью и деятельностью человека – рождение, питание, строение, этапы жизни, смысл жизни.
16. Приём «Источники информации».На уроках с целью узнавания изучаемых объектов, процессов и явлений можно использовать небольшие тексты разных жанров – научные, информационные, публицистические. Для активизации работы и заинтересованности учащихся в начале урока учитель раздает газеты, журналы или страницы этих изданий, где размещена информация, касающаяся темы урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее повседневного использования. Эти задания должны постепенно усложняться от заданий на поиск и выявление информации, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста. При отборе текстов следует руководствоваться тем, чтобы содержание текста стимулировало школьников к размышлению, использованию их географических знаний для решения познавательных и практико-ориентированных задач, оно должно иметь или личностную, или общественную значимость.
17. Технология «ИКТ и Интернет». Применять для поиска, обработки и передачи полученной информации. Например, рекомендовать использовать сайт http://nature.synnegoria.com/Чудеса природы, созданного на основе книги «Чудеса природы» (БММ АО, Москва, 1996). Все тексты и большинство фотографий взяты оттуда. Представлены иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях, образованиях, естественных чудесах.
18. Технология «Перевернутого учебного процесса». Можно использовать при изучении страноведческого материла, особенно в старших классах, Такая технология вместо традиционных домашних заданий предполагает опережающее самостоятельное изучение обучающимися дома материла в УМК, составление характеристик стран по типовому плану с последующей отработкой этого материала в классе под руководством учителя в процессе проведения сравнения стран, проведения практических работ, базирующихся на изученном содержании.
Рефлексивно-оценочный этап урока как основной фактор формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности
Значимость оценки деятельности обучающегося обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им. Учитель организует самооценку и взаимооценку деятельности по установленным критериям. Помнить, что оценка мотивирует, только если ученик уверен в её объективности и возможности её исправить.
1. Приёмы: «Табель учета знаний», «Лист самоконтроля», «Бортовой журнал».Учащимся даются критерии, которые будут использованы в процессе само- и взаимооценивания знаний и мотивируют обучающихся на активную работу на уроке. Форма фиксации информации на протяжении всего урока с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов.
2. Приём «Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок.
3. Приём «Благодарность» - каждому ученику выбрать только одного из ребят, кого хочется отблагодарить за сотрудничество.
4. Приём «Мои ответы». На протяжении урока ученик фиксирует ответы:
- ответил правильно,
- ответил не правильно,
- не ответил,
- ответил по инициативе учителя,
- ответил по своей инициативе.
Рефлексия учебной деятельности - организация самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Рефлексия – это размышление, полное сомнений, противоречий. Выделяют два вида рефлексии учеников - эмоциональную рефлексию (понравилось/не понравилось, как себя чувствовал на уроке) и качественную рефлексию (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)
Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.) Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно и в начале урока, и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление:
1. Приём «Смайлики»;
2. Приём «Дерево успеха» - на дереве расположить листочки (красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо);
3.Приём «Дерево чувств» -в зависимости от настроения вешаю на дерево яблоки красные – восторженное, оранжевые - радостное, теплое; желтые - светлое, приятное; зеленые – спокойное; синие - неудовлетворенное, грустное; фиолетовые - тревожное, напряженное; черные - упадок, уныние.
4. Приём «Рефлексия – противопоставление»:
- самое интересное было…, а самое скучное…
- самым веселым было…, а самым серьезным …
- мне бы хотелось, чтобы…, а не хотелось, чтобы…
- я был уверен в себе, когда…, а неуверенно, когда…
5. Приём «Эмоциональные острова»- на плакате «посетить» : о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
6. Приём «Морская почта».В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке и поместить его в бочонок. «Почтальон» разносит письма по адресам.
Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных) достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие. Приёмы:
1. Приём «Вопрос – ответ»:
а) - почему было трудно?
- что открыли, узнали на уроке?
- оправдались ли ваши ожидания от урока?
- что вы взяли с сегодняшнего урока?
- над чем заставил задуматься урок?
б) –какую работу мы сегодня выполняли?
–чему научились?
–кто или что вам помогало справиться?
–кто доволен сегодня своей работой?
- каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей
жизни?
2. Приём «Цепочка» -задать самый интересный вопрос и дать удачный ответ по изученному материалу. Первый вопрос задает учитель. Затем первый ученик отвечает на вопрос и предлагает вопрос второму ученику, второй отвечает и задает вопрос третьему и т. п.
3.Приём «Пересечение тем» - ученики придумывают свои примеры, гипотезы, задачи, вопросы, связанные с ранее изученной темой. Осознанно подходит к изученному.
4. «Ключевое слово» - назвать ключевые слова по теме, пояснить их суть.
5. Приём «Экспресс-анализ географического текста»:
- этот отрывок повествует о …
- главными идеями являются…
- читая, я соглашаюсь с…
- читая, я не соглашаюсь с…
6. Приём "Три М". Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
7. Приём «Рефлексивный экран»:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
8. Приём «Таблица фиксации»: знал-> узнал -> хочу узнать, или: узнал ->теперь могу –> у меня получилось.
9.Приём «Своя версия» - предложить ученикам дать свой авторский вариант изученной темы.
10. Метод «мозговой атаки»- группе учащихся дать общую трактовку основному понятию по теме.
11.Приём «Реклама».Составить «плакат- рекламу», «плакат- аннотацию» интересных моментов урока или изучаемого материала.
12. Конкурс «Лучшая « шпаргалка»изученного материала.
13. Метод маркировки.Учитель предлагает отметить предложенные на доске вопросы, на которые ученик сможет ответить сразу (ответы не выслушивать). Разобрать вопросы, которые вызвали затруднения.
14.Приём «Краткость – сестра таланта».Передать основное содержание изученного материала одним предложением.
Заключение
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в своем предмете, учителю мало знать его содержание.Задача учителя состоит не только в передаче суммы знаний, но и в том, чтобы пробудить у учащихся желание усваивать новый материал, научиться работать с ним. Для этого педагог должен использовать в своей деятельности стратегии и приемы, позволяющие работать в группах и индивидуально, что положительно сказывается на вовлечении в учебную деятельность каждого ученика, активизации мыслительных процессов, проявлении творчества. В конечном итоге, дети учатся как самостоятельной работе, так и работе в коллективе; появляется интерес к предмету и стремление узнать больше, выполнить задания качественно.Для этого необходимо:
-обеспечивать понимание и принятие цели обучения учащимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления, при этом цель обязательно должна соизмеряться с возможностями учащихся;
-обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей;
-повышать самооценку у учащихся, формировать у них ответственность за свои решения, обучающихся следует хвалить за успехи в решении сложных задач, применение творческого подхода к их решению;
-привлекать школьников к оценочной деятельности.
Использованная литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. / Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972,
4. Материалы института содержания образования государственного университета - высшей школы экономики «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников», Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. Москва 2010.
5. Методические рекомендациипо анализу современного урока Управления по надзору и контролю в сфере образования и ГКУ Республики Крым «Информационно-методический, аналитический центр».01.02-29.02.Приложение к письму МОНМ РК от 22.01.16 № 01-14/179.
6. Методические рекомендации об особенностях преподавания географии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2018/2019 учебном году
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. 2-е изд.,-М.: Вита-Пресс, 2000.