12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ратникова Светлана Витальевна503
Учитель технологии, руководитель городского методического объединения учителей технологии г. Димитровграда. Стаж работы 28 лет. Высшая категория.
Россия, Ульяновская обл., Димитровград
6

Статья на тему «Приёмы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии»

Ратникова Светлана Витальевна,

                                                 учитель технологии и черчения

                      МБОУ Городская гимназия города Димитровграда

                                      Ульяновской области

 

Приёмы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии

 

   Советский и российский педагог и психолог В. В. Давыдов отмечал, что «своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления школьник усваивает теоретические знания. Их содержанием является происхождение, становление и развитие какого-либо предмета» [1, с. 10]. В этом случае у ребенка формируется теоретическое мышление, основанное на способности к теоретическому (или содержательному) обобщению. Суть его в том, что «человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное и всеобщее отношение. <…> Опираясь на это обобщение, человек может затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее отношения» [1, с. 8]. Поэтому содержанием учебной деятельности должны быть именно теоретические знания, представляющие собой обобщенные понятия или способы действия. «Владеть общим способом действия – означает безошибочно решать любую задачу из этого класса, понимая основания собственных действий, ощущая границы применимости данного способа. Иметь понятие об объекте – значит, мысленно воспроизводить, строить его» [1, с. 40].

   Предмет «Технология» можно считать своеобразной экспериментальной творческой площадкой, на которой путем интеграции с другими предметами создаются условия для развития навыков исследовательской деятельности школьников.

   Тематика исследовательских работ на уроке разнообразна, например: «Исследование проблем рационального питания школьников», «Моделирование», «Зрительные иллюзии в одежде», «Лоскутная пластика», «Народный костюм», «Реклама» и т. д. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, например, макет кухни (5 класс), наглядный демонстрационный опыт (определение свежести яиц), научный отчет о проведенном эксперименте, публичный доклад, мультимедийная презентация. Обучающиеся создают собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации, макеты, модели одежды. Существенно облегчить работу помогут упражнения «дизайн-анализ готовых изделий». Исследования могут проводиться по разным направлениям. Это может быть поиск похожих изделий в магазинах, исследование материалов, которые используются в подобных изделиях. Можно определить покрой изделия, установить, какие оттенки цвета нравятся людям, проанализировать другие аспекты.

   Предмет Технология дает широкие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на установление закономерностей, формирование научных понятий. Основные методы детского исследования – наблюдение и эксперимент.

   В качестве примера организации исследований на уроке можно использовать конструктор урока – диалога, разработанный М.В. Каминской [2, с. 31 – 32]. Данный конструктор (схема) может выступать основанием для моделирования урока, предполагающего организацию учебных исследований, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся.

Конструктор урока-диалога М. В. Каминской

Фазы дискуссии

Какое задание оснастит детскую поисковую работу

Какие версии возникнут у детей

Как пройдет их обсуждение между детьми

Как учитель включится в это обсужде-ние

Чтобы в следующей фазе дискуссии дети что сделали?

Этапы урока – диалога:
1. Личная практическая проба нового предметного действия. На этом этапе обучающиеся согласовали инициативы по определению замысла поиска – поставили вопрос урока
.
2. Соорганизованная проба учебного действия. Тут согласовали инициативы по построению общего учебного действия – положили вариант теоретической гипотезы (ответ на вопрос).
3. Личная проба организовать свое учебное действие при выполнении нового предметного.

  Приведем пример исследовательской работы на уроке технологии «Виды одежды. Требования, предъявляемые к одежде» (5 класс).

Учитель: Как бы вы сформулировали понятие «одежда»?
Дети: Это изделия, которые человек надевает на себя.
У: Для чего нужна одежда? Почему в ней возникла необходимость?
Д: Одежда нужна, чтобы человеку не было холодно или жарко, чтобы быть красивым. Одежда защищает нас от дождя и снега, чтобы человек не заболел. Без одежды неприлично находиться в обществе других людей. Одежда защищает тело от повреждений. По одежде можно судить о вкусе человека.
У: Посмотрите на иллюстрации разных видов одежды. Что есть общего у любой одежды?
Д: Одежда может быть изготовлена из ткани, меха, кожи. Одежда – это то, что мы носим на себе.
У: Какие отличия есть у одежды?
Д: Разная ткань, фасон, отделка, цвет, длина.
У: Можно ли разделить одежду на группы? Если да, то по каким признакам?
Д: Да, можно. Есть одежда праздничная и повседневная. Для девочек и мальчиков, мужчин и женщин. Одежда бывает летняя и зимняя, демисезонная. Есть одежда, которую мы надеваем на плечи (блузка, платье), а есть такая, которую застегиваем на талии (юбка, брюки).
У: Какие требования мы предъявляем к одежде?
Д: Одежда должна быть удобной, красивой, модной, прочной. Она должна соответствовать назначению: быть для дома, праздника или работы. Одежда не должна быть слишком дорогой.

   Далее ученицам предлагается проверить свои гипотезы, выполнив практическое задание: подобрать иллюстрации, которые относятся к определенному виду одежды, пояснить свой выбор.

   При изучении темы «Изготовление прихватки в технике пэчворк (лоскутное шитье)» обучающиеся могут исследовать готовое изделие.
У: Какие ткани используют для лоскутного шитья?
Д:
Различные ткани, особенно полотняного переплетения.
У: Что можно сшить в технике лоскутного шитья?
Д: Можно сшить прихватку, подушку, одеяло.
У: Рассмотрите готовое изделие. В какой последовательности можно
изготовить прихватку? Что делаем в начале работы?
Д: Делаем эскиз и выкройку (шаблон).

У: Из чего выполняем шаблон? Что с ним делаем?
Д: Шаблон вырезаем из картона. Надо обвести его на изнаночной стороне
ткани.

У: Как вырезаем ткань: с припусками или без них? Почему?
Д: С припусками, иначе готовое изделие получится меньших размеров.
У: Из скольких слоев должна состоять прихватка?
Д: Должно быть 3 слоя: два лоскутных верха и уплотненная середина
(синтепон, ватин).

   Учитель предлагает самостоятельно выполнить практическую работу, пользуясь поэтапным образцом прихватки.

    При изучении темы «Физиология питания» обучающиеся исследуют пищевые вещества, составляют меню на день, учитывая при этом не только принципы рационального, сбалансированного питания, но и характер труда человека.

    Исследовательская деятельность учащихся на уроке формирует у детей готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; «дисциплинирует» воображение, фантазию. Создает обстановку внутренней свободы; помогает учащимся обрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими, создает условия для формирования важнейших общеучебных навыков.

         Литература.

1. Давыдов В. В. и др. Концепция российского начального образования (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): М.: Международная Ассоциация «Развивающее обучение», 2002. – 80 с.

2. Каминская М. В. Урок-диалог в начальной школе: компетентностный подход. Дидактическое пособие. / М.В.Каминская, Е.В.Восторгова, Е.К.Барсова. – М.: Международная ассоциация «Развивающее обучение», 2011.

3. Воронцов А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова. – М. : Издатель Рассказов А. И., 2004. – 304 с. : ил.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.