Формирование учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС

5
3
Материал опубликован 10 January 2023

Формирование учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ

в условиях ФГОС


Я, учитель коррекционных 5-6 классов.

В моих классах - 4 учащихся. Мальчики, с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по 2 варианту.

Трое ребят, дети - инвалиды.

Обучение ведётся по адаптированной общеобразовательной программе, направлено на формирование у ребят навыков самостоятельности, ориентировки в ближайшем социуме по различным вопросам жизнеобеспечения.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении, к которым относятся мои учащиеся.

Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.

Обычно такие дети не хотят учиться, так как они очень рассеяны, невнимательны на уроках. У большинства из них слуховая и зрительная память на низком уровне, особенно воспроизведение. На вопросы учителя дети отвечают односложно. Они испытывают трудности при усвоении нового материала. Во время уроков часто отвлекаются. Центральное место занимает мотив избегания, часто появляется и мотив непосильной сложности задания.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
   Успешное обучение без мотивации невозможно.

Практическое решение этой задачи — длительный и сложный процесс, если иметь в виду своеобразие психического развития ребенка с умственной недостаточностью, который без руководства и помощи взрослого не может освоить социальный опыт.

Отсюда следует, что мы, учителя, должны хорошо понимать и чувствовать мир детства, а наша педагогическая тактика часто определяется не только знанием педагогики, но и интуицией, умением найти путь к сердцу каждого ребенка нестандартными методами.

Моя цель: это достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня.

При выборе методов и приёмов, учитываю возможности ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности.

Стараюсь делать максимально наглядным весь учебный материал.

Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии.

Очень эффективны в повышении школьной мотивации использование ИКТ.

Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала.

Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.

Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.

От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны.

Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учениковПоложительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Стараюсь поощрять каждую маленькуют

« победу» ребят, их усилия и старания.

Очень важно постараться создать хорошее настроение с утра. Это аванс на весь долгий и трудный день.

В начале урока использую АМО: «Поздороваемся глазами», «Подарим улыбку друг другу », «Поздороваемся локтями».

Ребята, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название.

Чтобы создать ситуацию успеха, обычно использую такие приемы:

подбираю индивидуальные задания, с которыми ученик в силах справиться

использую мотивирующие фразы:

- Сегодня у тебя, получилось лучше!

-Я уверена: это тебе по силам!

-Ты справишься!

-Ты делаешь это задание все лучше и лучше!

На уроках использую любую возможность, чтобы каждый ученик получил мою поддержку словом, взглядом или прикосновением.

Создание игровой атмосферы на уроке, способствует активности учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание детей, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества.

В начале учебного года, ребята моего класса не читали. Не могли запомнить большинство букв. Если что и знали ранее, то успели забыть. Была проведена большая мотивационная работа. А, зачем нужно научиться читать? Где это может в жизни нам пригодиться?

Потребность даёт толчок к возникновению мотива. Благодаря, мотивации, ребята стали читать. Овладение чтением, идёт сложно, маленькими шажочками.

Играя, учащиеся, непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

В деятельность учащихся я стараюсь включать такие задания, которые им интересны и которые они делают с удовольствием. В этом мне помогают коррекционно-развивающие упражнения.

Положительное отношение к учению у учащихся с ОВЗ может побуждаться следующими группами мотивов:

интерес к школьной обстановке,

к личности учителя,

интерес к изучаемому материалу или получению знаний,

Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе.


Подводя итог всему сказанному, хочу сказать, мотивация — это важная составляющая образовательного процесса. Поэтому, как бы ни было трудно достичь результата, надо стремиться к этому всеми возможными способами.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень актуальный материал. Чётко расставлены приоритеты, прописаны детали и определена конкретная цель. Спасибо, Марина Афанасьевна!

10 January 2023

Ирина Викторовна, спасибо большое за комментарий к моей работе!

6 March 2023

Успехов в личностном росте!

6 March 2023

Похожие публикации