Статья на тему «Активные методы обучения как способ повышения учебной мотивации учащихся в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

3
0
Материал опубликован 14 August 2020

Лошакова Т.А.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

п. Чернянка Белгородской области

 

«В каждом человеке есть солнце,
только дайте ему светить».
                Сократ

Тема: Активные методы обучения как способ повышения учебной мотивации учащихся в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

В нашей школе реализуется инклюзивное образование. Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include –заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это постепенный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в образовательную среду, учитывающий его индивидуальные особенности. 

В моем 4 классе из 23 «солнышек»: 19 учащихся обучатся по УМК «Школа России», 4 учащихся – дети с ОВЗ, которые обучаются по программам 5.1, 6.3, 8.3

Проблема

У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточным уровнем развития мыслительных операций.

В.А.Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Учеными доказано, что результат учебной деятельности человека всего на 20-30% зависит от его интеллекта и на 70-80% от преобладающих у него мотивов учения.

Актуальность

Все чаще учителя в современной школе используют АМО.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.

С. П. Капица писал: «Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится основной задачей воспитания и сознания».

Целью моего исследования стало создание условий для повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ посредствам использования активных методов обучения.

Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

изучить активные методы обучения;

выбрать активные методы, которые можно использовать при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями;

определить способствуют ли активные методы обучения повышению мотивации учащихся с ОВЗ;

изучить методики определения уровня сформированности учебной мотивации обучающихся с ОВЗ

разработать карты наблюдений за формированием учебной мотивации учащихся с ОВЗ.

В своей работе для мониторинга формирования учебной мотивации использую следующие диагностики:

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт» методика М.Р. Битяновой

Мониторинговое исследование готовности к обучению в школе

Наблюдения

Анкета «Изучение учебной мотивации», Н.Б. Лускановой

Диагностика сформированности внутренней позиции школьника «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Изучая различные активные методы обучения мною были выявлены те методы и приемы работы, которые можно использовать при работе с обучающими с ОВЗ при реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Активные методы и приемы обучения, используемые мною при организации учебно-воспитательного процесса в классе :

Методы начала мероприятия («Поздороваемся локтями», «Поздороваемся глазами», «Снежный ком», «Подари улыбку» и др.)

Методы выяснения целей, ожиданий и опасений

(«Солнышко и тучка», «Дерево ожиданий», «Билет», «Кластер», «Хорошо-плохо»)

Методы презентации учебного материала (представления новой информации в ходе образовательного мероприятия) «Сказкотерапия», «Фишбоун», «Инсерт»

Методы организации самостоятельной работы («ЗХУ», «Да-нетка»)

Методы подведения итогов работы и рефлексии. («Ромашка», «Чистая доска» «Любимый герой сказки», «Зато…»)

Результатами работы считаю:

Положительную динамику в мотивационной сфере учащихся

снятие чувства тревожности.

включенность ученика в коллектив,

отношения сотрудничества учителя и учащегося,

помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на

правильное решение,

 формирование у учеников адекватной самооценки.

Достижения всеми учащимися с ОВЗ минимального (базового) уровня планируемых результатов.

Использование активных методов обучения способствует:

повышению учебной мотивации у учащихся с ОВЗ;

положительной динамике в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферах у учащихся;

учету индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ при организации развивающей деятельности в условиях инклюзивного обучения.

Выводы:

Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ является очень важным критерием успешной учебно-воспитательной работы, направленной на социальную адаптацию учащихся к полноценной жизни в современном обществе.

Для создания на уроке позитивного микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в образовательном процессе, получать удовлетворение от своего труда, надо организовывать учебный процесс на основе активных методов обучения с учётом индивидуальных способностей учащихся и их социализации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/09/06/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-nachalnyh

https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-amo-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3926392.html

https://yandex.ru/images/search?pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fmedia%2F2019%2F02%2F27%2F043.jpg&text=в+каждом+человеке+есть+солнце+только+дайте+ему+светить+сократ&rpt=simage&lr=21700&source=wiz

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/19/motivatsiya_obucheniya.pptx

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/05/13/formirovanie_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_shkolnogo_logopunkta.docx

http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/13/1214862007/Kapitsa.pdf

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-2608543.html

https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=200

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации