Статья на тему «Активные методы обучения как способ повышения учебной мотивации учащихся в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Лошакова Т.А.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3
п. Чернянка Белгородской области
«В каждом человеке есть солнце,
только дайте ему светить».
Сократ
Тема: Активные методы обучения как способ повышения учебной мотивации учащихся в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
В нашей школе реализуется инклюзивное образование. Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include –заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование – это постепенный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в образовательную среду, учитывающий его индивидуальные особенности.
В моем 4 классе из 23 «солнышек»: 19 учащихся обучатся по УМК «Школа России», 4 учащихся – дети с ОВЗ, которые обучаются по программам 5.1, 6.3, 8.3
Проблема
У детей с ОВЗ отмечается низкий уровень познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточным уровнем развития мыслительных операций.
В.А.Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Учеными доказано, что результат учебной деятельности человека всего на 20-30% зависит от его интеллекта и на 70-80% от преобладающих у него мотивов учения.
Актуальность
Все чаще учителя в современной школе используют АМО.
Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.
С. П. Капица писал: «Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится основной задачей воспитания и сознания».
Целью моего исследования стало создание условий для повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ посредствам использования активных методов обучения.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
– изучить активные методы обучения;
– выбрать активные методы, которые можно использовать при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями;
– определить способствуют ли активные методы обучения повышению мотивации учащихся с ОВЗ;
– изучить методики определения уровня сформированности учебной мотивации обучающихся с ОВЗ
– разработать карты наблюдений за формированием учебной мотивации учащихся с ОВЗ.
В своей работе для мониторинга формирования учебной мотивации использую следующие диагностики:
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт» – методика М.Р. Битяновой
Мониторинговое исследование готовности к обучению в школе
Наблюдения
Анкета «Изучение учебной мотивации», Н.Б. Лускановой
Диагностика сформированности внутренней позиции школьника «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Изучая различные активные методы обучения мною были выявлены те методы и приемы работы, которые можно использовать при работе с обучающими с ОВЗ при реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Активные методы и приемы обучения, используемые мною при организации учебно-воспитательного процесса в классе :
Методы начала мероприятия («Поздороваемся локтями», «Поздороваемся глазами», «Снежный ком», «Подари улыбку» и др.)
Методы выяснения целей, ожиданий и опасений
(«Солнышко и тучка», «Дерево ожиданий», «Билет», «Кластер», «Хорошо-плохо»)
Методы презентации учебного материала (представления новой информации в ходе образовательного мероприятия) «Сказкотерапия», «Фишбоун», «Инсерт»
Методы организации самостоятельной работы («ЗХУ», «Да-нетка»)
Методы подведения итогов работы и рефлексии. («Ромашка», «Чистая доска» «Любимый герой сказки», «Зато…»)
Результатами работы считаю:
Положительную динамику в мотивационной сфере учащихся
– снятие чувства тревожности.
– включенность ученика в коллектив,
– отношения сотрудничества учителя и учащегося,
– помощь учителя в виде советов, наталкивающих ученика на
правильное решение,
– формирование у учеников адекватной самооценки.
Достижения всеми учащимися с ОВЗ минимального (базового) уровня планируемых результатов.
Использование активных методов обучения способствует:
– повышению учебной мотивации у учащихся с ОВЗ;
– положительной динамике в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферах у учащихся;
– учету индивидуальные особенности учащихся с ОВЗ при организации развивающей деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Выводы:
Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ является очень важным критерием успешной учебно-воспитательной работы, направленной на социальную адаптацию учащихся к полноценной жизни в современном обществе.
Для создания на уроке позитивного микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в образовательном процессе, получать удовлетворение от своего труда, надо организовывать учебный процесс на основе активных методов обучения с учётом индивидуальных способностей учащихся и их социализации в обществе.
Список использованной литературы и источников:
https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-amo-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3926392.html
https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/19/motivatsiya_obucheniya.pptx
http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/13/1214862007/Kapitsa.pdf
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-aktivnih-metodov-obucheniya-2608543.html
https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=200