Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии
Учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии.
УУД |
Формулировка задания |
Ожидаемый результат |
Познавательные |
Проблемное обучение на уроках биологии через решение задач Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют «бесстыдница». Почему? Вопрос-противоречие: При ударах ломаются кости рук и ног, так как они внутри полые. Но именно эти кости могут выдерживать значительный груз (до 2 тонн) и не ломаться. Почему? Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера на уроках химии Так, при изучении свойств щелочных металлов можно предложить следующее задание: «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». Для создания проблемной ситуации учитель может предложить проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди (II)?» |
создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез при ее решении углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, ведет к открытию истины: |
Познавательные |
Запишите уравнения реакций, схемы которых: А ) Al + O2
В) H2O+ SO2 При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов должны: определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу, т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ; определить тип предполагаемой реакции , мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции; определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ; уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ. Пятый лишний» Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырѐх других BaO, CuO,CO2, P 2O 5 ,Na 2O . |
|
Личностные |
Урок биологии в 8 классе «Строение сердца» Вызов
В начале урока учащимся предлагаю выполнить задание из рубрики «Знаете ли вы, что…?» . Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям. При проверке выполнения задания выявляются противоречия. Осмысление
Чтобы убедиться в ваших предположениях, я предлагаю подробнее изучить особенности строения сердца. Причём сделать это можно с помощью текста учебника: Ваша задача составить рассказ об особенностях строения сердца, воспользовавшись источником информации. Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?» |
Развиваются личностные качества как внимательность. самооценка |
Личностные |
Составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. |
Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии |
Коммуникативные |
Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала, как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время). Организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель. Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. |
- взаимное обогащение учащихся в группе; - организация совместных действий, ведущую к активизации учебно -познавательных процессов; - распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта); - коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; - обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы ; - взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; - рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию. |
Коммуникативные |
Проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания латинских названий элементов В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. |
|
Регулятивные |
Контроль и оценка достижений Начало урока Тест Задание: выберите один верный ответ из предложенных ответов. Обведите кружком букву, под которой, по вашему мнению, находится верный. По окончании тестирования учащимся предлагается провести взаимопроверку выполненной работы. 2 Изучение нового материала Лист самооценки выполненной работы: (лабораторной, работа с учебником, составление таблицы и т.д.) 3.Закрепление. Цифровой биологический или химический диктант по вариантам Подведение итогов Учащиеся заполняют оценочные листы, подсчитывают количество баллов и выставляют себе отметку за урок. Шкала перевода баллов в отметку появляется на экране. Шкала перевода баллов в отметку 22 балла и выше – «пятерка». 17 – 21 баллов – «четверка». 12 – 16 баллов – «тройка». 11 баллов и ниже – «двойка». В конце урока учитель подводит итоги урока, дает общую характеристику работы всех учащихся класса в целом и отдельных его учеников, выставляет отметки в классный журнал и дневники учащихся. листы Рефлексия По итогам урока учитель предлагает каждому обучающемуся заполнить «Лист самооценки». 1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы …. 2. Я с заданием справился ( не справился). 3. Задание выполнено без ошибок (или есть недочёты). 4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью кого-то). |
Развиваются личностные качества такие, как объективность. Внимательность и критичность, навыки планирования своей деятельности самооценка. |