Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» на примере УМК «Школа России» 3 класс Капелина Любовь Леонидовна : МБОУ «Каменская основная школа»
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные Учебные Действия Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
Сильнейшее средство воздействия на личность- художественная литература:
Личностные УУД: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Виды заданий, формирующие личностные УУД: Для чего писатель рассказал эту историю?
Виды заданий, формирующие личностные УУД: Легким ли оказалось путешествие? Почему? Чем оно закончилось? Кто такие великие путешественники? Можно ли назвать героев «Великими»? Какой жизненный урок извлек главный герой произведения?
Виды заданий, формирующие личностные УУД: Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов
Виды заданий, формирующие личностные УУД: -Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке. (с. 124 – 125) (от слов У Вани была…до… Вот как – то раз…) Какой она вам представляется? Выберите эти слова из текста. Как Ваня относился к своей бабушке? Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?
Виды заданий, формирующие личностные УУД: Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили? Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств»
Характеристика героев. План. Имя героя. Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: С чего все начиналось? Как, по твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу. Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок. Какие ошибки допустил одноклассник? Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного Составь картинный план
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Найди и зачитай отрывок к каждой иллюстрации.
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Загадки Злой и страшный серый зверь, Водится в лесу теперь, Всех зайчат перепугал, Также белок разогнал, Но он бедный и голодный, Хоть и страшный и проворный. Ушки вечно на макушке, Притаился на опушке. Чуть передохну с дороги, Подустали мои ноги. Волка нет, лисы не видно, Трусом все зовут, обидно, Ведь прыгуч я, словно мячик, Знамо дело, я ведь — ………… Догадайтесь, о ком пойдет речь на уроке
Тема: Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост. Сформулируйте цели урока, используя слова: узнать учиться определять развивать оценивать поступки
Организационный момент урока. "Забавой он людей исправил, Сметал с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут, этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский) -Как вы думаете, о ком идёт речь в этом стихотворении?
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Основные формы учебной коммуникации: Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта
Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного) подробно пересказывать небольшие тексты.
Виды заданий, формирующие познавательные УУД: Тема: Детство Л.Н.Толстого (из воспоминания писателя) с. 150 – 151 -Что интересного вы узнали о детстве Толстого? -Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. - В чём была главная тайна муравейного братства? -Где была записана эта тайна? -Сохранил ли Л.Н.Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочтите. -Ребята, а какие яркие моменты вашего детства сохранились в памяти у вас? Какие игры вам запомнились?
На этом тренажёре «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти.
Спасибо Григорию Остеру!!! — Почему советы называются вредными? Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.) Сочини свои «вредные» советы Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Виды заданий, формирующие познавательные УУД: Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают. Подбери пословицу к тексту Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение и ли телеграмма , нужно определить, кто является автором) Пятый «лишний» Угадай по трем словам