Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

9
0
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником».

В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида:

1.Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира

2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

3. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

4. Познавательные УУД – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.

Каждый учебный предмет в зависимости от его предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Литературное чтение имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Поэтому уроки литературного чтения наиболее полно обеспечивают формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторов. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах я использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД:

- «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений);

- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умения понимать контекстную речь)

- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали (умение осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир персонажа )

- Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

- Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами);

- Составление характеристики героев, отношение автора и читателя к ним. идр.

В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других. Все это направлено на формирование регулятивных УУД:

- «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов);

- «С чего все начиналось? Как, по твоему, развернутся события

дальше и чем они закончатся?

Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок.

Какие ошибки допустил одноклассник?

Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного

Составь картинный план);

По загадкам догадайтесь, о ком пойдет речь на уроке

- «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);

- «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции)

Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, напри­мер, письма, статьи в газету, радиорепортажа с места событий и т.д

Пересказ в стихах.

Заучивание наизусть.

Воспоминания о случаях из своей жизни

Рассказ по аналогии с прочитанным.

Дополнение произведения.

Сопоставление двух или нескольких произведений.

Словесное рисование картин по прочитанному.

Придумывание вопроса к произведению.

Представление книги.

Составление загадки о произведении или его персонажах.

Рисование эпизода, который больше всего понравился – позволяет опре­делить более интересные для детей эпизоды.

Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета – позволяет провести обсуждение рисунков одного эпизода с целым классом.

Серия рисунков (комикс) – позволяет привнести в рисунок элемент ди­намизма, изобразить важные с точки зрения детей события произведения. В серии может быть всего несколько «кадров», отражающих содержание одного эпизода.

Рисование персонажа, предмета или образного понятия – обращает внимание детей на детали, те подробности, которые иногда остаются за рамками беседы.

Изображение настроения эпизода или персонажей с помощью красок.

Аппликация, лепка, изготовление макета книги.

 Рассматривание и обсуждение иллюстраций профессионального худож­ника к произведению – позволяет провести соответствие изображения персонажей, настроения эпизода с возникшими у детей образами.

Главным этапом в формировании регулятивных УУД является проведение рефлексии урока. На уроках можно применить разные формы проведения рефлексии: использование смайликов, взаимооценка, самооценка.

На уроках литературного чтения используется рабочая тетрадь по литературному чтению, задания которой применяются для организации работы на уроке и домашнего задания. Задания рабочей тетради типа: составь план, составь список произведений, восстанови последовательность событий произведения, выскажи свое отношение к прочитанному произведению способствуют формированию регулятивных УУД.

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД:

- Устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

- Пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания)

- Беседы, обсуждение творческих работ, защита творчески проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения)

- Викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других)

Практика показала, что при систематическом использовании творче­ских заданий на уроках литературного чтения, отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных УУД. Выполняя творческие зада­ния, особенно в группах, учащиеся легче вступают в контакт, стараются быстро и продуктивно распределить роли в группе, успешнее аргументи­руют принятые совместно решения, стараются объективно оценивать свой и чужой вклад в групповую работу, умеют адекватно оценить себя и одно­классников по предложенным критериям при выполнении индивидуаль­ных и групповых заданий, с удовольствием помогают друг другу. Таким об­разом, систематическое использование групповых творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет сформировать коммуникативные универсальные учебные действия всех видов.

Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, деятельностным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Поэтому на своих уроках я постоянно использую развивающие и творческие задания, применяю информационно – коммуникационные технологии. Это делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД:

- Что интересного вы узнали (Детство Толстого)

- Выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные умения)

- Характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами), установление причинно – следственных связей, анализ, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции)

Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

Подбери пословицу к тексту

Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение и ли телеграмма , нужно определить, кто является автором)

Пятый «лишний»

Угадай по трем словам

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано формирование универсальных учебных действий в современной школе.

формирование ууд
PPTX / 13.37 Мб

Предварительный просмотр презентации

«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» на примере УМК «Школа России» 3 класс Капелина Любовь Леонидовна : МБОУ «Каменская основная школа»

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные Учебные Действия Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Сильнейшее средство воздействия на личность- художественная литература:

Личностные УУД: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Для чего писатель рассказал эту историю?

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Легким ли оказалось путешествие? Почему? Чем оно закончилось? Кто такие великие путешественники? Можно ли назвать героев «Великими»? Какой жизненный урок извлек главный герой произведения?

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов

Виды заданий, формирующие личностные УУД: -Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке. (с. 124 – 125) (от слов У Вани была…до… Вот как – то раз…) Какой она вам представляется? Выберите эти слова из текста. Как Ваня относился к своей бабушке? Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

Виды заданий, формирующие личностные УУД: Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили? Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств»

Характеристика героев. План. Имя героя. Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: С чего все начиналось? Как, по твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу. Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок. Какие ошибки допустил одноклассник? Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного Составь картинный план

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Найди и зачитай отрывок к каждой иллюстрации.

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: Загадки Злой и страшный серый зверь, Водится в лесу теперь, Всех зайчат перепугал, Также белок разогнал, Но он бедный и голодный, Хоть и страшный и проворный. Ушки вечно на макушке, Притаился на опушке. Чуть передохну с дороги, Подустали мои ноги. Волка нет, лисы не видно, Трусом все зовут, обидно, Ведь прыгуч я, словно мячик, Знамо дело, я ведь  — ………… Догадайтесь, о ком пойдет речь на уроке

Тема: Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост. Сформулируйте цели урока, используя слова: узнать учиться определять развивать оценивать поступки

Организационный момент урока. "Забавой он людей исправил, Сметал с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта - наша быль. И не забудут, этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят". (П. А. Вяземский) -Как вы думаете, о ком идёт речь в этом стихотворении?

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные формы учебной коммуникации: Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Познавательные УУД : ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного) подробно пересказывать небольшие тексты.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: Тема: Детство Л.Н.Толстого (из воспоминания писателя) с. 150 – 151 -Что интересного вы узнали о детстве Толстого? -Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. - В чём была главная тайна муравейного братства? -Где была записана эта тайна? -Сохранил ли Л.Н.Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочтите. -Ребята, а какие яркие моменты вашего детства сохранились в памяти у вас? Какие игры вам запомнились?

На этом тренажёре «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти.

Спасибо Григорию Остеру!!! — Почему советы называются вредными? Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? (Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.) Сочини свои «вредные» советы Недавно учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают. Подбери пословицу к тексту Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение и ли телеграмма , нужно определить, кто является автором) Пятый «лишний» Угадай по трем словам

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации