Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Пояснительная записка к презентации
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником».
В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида:
1.Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира
2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
3. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
4. Познавательные УУД – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.
Каждый учебный предмет в зависимости от его предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Литературное чтение имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Поэтому уроки литературного чтения наиболее полно обеспечивают формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:
• смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
• самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
• основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
• эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
• нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
• эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
• умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
• умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
• умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
• умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторов. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах я использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД:
- «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений);
- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умения понимать контекстную речь)
- Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали (умение осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир персонажа )
- Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?
- Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами);
- Составление характеристики героев, отношение автора и читателя к ним. идр.
В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других. Все это направлено на формирование регулятивных УУД:
- «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов);
- «С чего все начиналось? Как, по твоему, развернутся события
дальше и чем они закончатся?
Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок.
Какие ошибки допустил одноклассник?
Составь план рассказа (части). Постарайся не упустить ничего важного
Составь картинный план);
По загадкам догадайтесь, о ком пойдет речь на уроке
- «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);
- «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции)
Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, например, письма, статьи в газету, радиорепортажа с места событий и т.д – Пересказ в стихах. – Заучивание наизусть. – Воспоминания о случаях из своей жизни – Рассказ по аналогии с прочитанным. – Дополнение произведения. – Сопоставление двух или нескольких произведений. – Словесное рисование картин по прочитанному. – Придумывание вопроса к произведению. – Представление книги. – Составление загадки о произведении или его персонажах. – Рисование эпизода, который больше всего понравился – позволяет определить более интересные для детей эпизоды. – Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета – позволяет провести обсуждение рисунков одного эпизода с целым классом. – Серия рисунков (комикс) – позволяет привнести в рисунок элемент динамизма, изобразить важные с точки зрения детей события произведения. В серии может быть всего несколько «кадров», отражающих содержание одного эпизода. – Рисование персонажа, предмета или образного понятия – обращает внимание детей на детали, те подробности, которые иногда остаются за рамками беседы. – Изображение настроения эпизода или персонажей с помощью красок. – Аппликация, лепка, изготовление макета книги. – Рассматривание и обсуждение иллюстраций профессионального художника к произведению – позволяет провести соответствие изображения персонажей, настроения эпизода с возникшими у детей образами. |
Главным этапом в формировании регулятивных УУД является проведение рефлексии урока. На уроках можно применить разные формы проведения рефлексии: использование смайликов, взаимооценка, самооценка.
На уроках литературного чтения используется рабочая тетрадь по литературному чтению, задания которой применяются для организации работы на уроке и домашнего задания. Задания рабочей тетради типа: составь план, составь список произведений, восстанови последовательность событий произведения, выскажи свое отношение к прочитанному произведению способствуют формированию регулятивных УУД.
Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД:
- Устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
- Пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания)
- Беседы, обсуждение творческих работ, защита творчески проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения)
- Викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других)
Практика показала, что при систематическом использовании творческих заданий на уроках литературного чтения, отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных УУД. Выполняя творческие задания, особенно в группах, учащиеся легче вступают в контакт, стараются быстро и продуктивно распределить роли в группе, успешнее аргументируют принятые совместно решения, стараются объективно оценивать свой и чужой вклад в групповую работу, умеют адекватно оценить себя и одноклассников по предложенным критериям при выполнении индивидуальных и групповых заданий, с удовольствием помогают друг другу. Таким образом, систематическое использование групповых творческих заданий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет сформировать коммуникативные универсальные учебные действия всех видов.
Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, деятельностным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Поэтому на своих уроках я постоянно использую развивающие и творческие задания, применяю информационно – коммуникационные технологии. Это делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД:
- Что интересного вы узнали (Детство Толстого)
- Выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные умения)
- Характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами), установление причинно – следственных связей, анализ, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции)
Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают. Подбери пословицу к тексту Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение и ли телеграмма , нужно определить, кто является автором) Пятый «лишний» Угадай по трем словам |
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано формирование универсальных учебных действий в современной школе.