Методические указания на тему «Базовые универсальные действия»
Характеристика базовых учебных действий
1. Личностные учебные действия - обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия - обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия – обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им ,создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия- Представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Краткое описание особенностей базовых учебных действий на каждом возрастном этапе (по 1 действию):
I (II )-IV классы |
V-IX классы |
X-XII классы |
|
Личностные |
осознание себя как ученика, |
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; |
осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; |
Коммуникативные |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель− класс); |
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) |
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; |
Регулятивные |
включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); |
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; |
постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой) |
Познавательные |
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач. |