Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности
Учитель начальных классов
Элляева Людмила Владимировна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа «город Якутск»
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация: Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отедльных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, проектная деятельность, образовательный процесс.
Актуальность выбранной темы предопределена тем, что немаловажным фактором, оказывющим влияние на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети очень сильно изменились. Во-первых, значительно резко возросла их информированность, но при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и порой агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченное общение со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств и норм. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Актуальность метода проектов обусловливается, так же, тем, что необходимо понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базовый учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Проблема опыта заключается в том, что сoвpeмeнныe oбpaзoвaтeльныe тeхнoлoгии нeмыcлимы бeз шиpoкoгo пpимeнeния пpoeктнoй дeятeльнocти, кoтopaя вcё плoтнee вхoдит в нaшу жизнь. В пpoцecce paбoты я пpишлa к вывoду, чтo peбёнoк, нe oвлaдeвший пpиёмaми пpoeктнoй дeятeльнocти в нaчaльных клaccaх шкoлы, в cpeднeм звeнe нeизбeжнo пepeхoдит в paзpяд cлaбo уcпeвaющих. Oбучeниe чepeз пpимeнeниe пpoeктнoй дeятeльнocти пpeдуcмaтpивaeт тaкoe ocущecтвлeниe учeбнoгo пpoцecca, пpи кoтopoм нa кaждoм этaпe oбpaзoвaния oднoвpeмeннo фopмиpуeтcя и coвepшeнcтвуeтcя цeлый pяд интeллeктуaльных кaчecтв личнocти. Вeдущaя пeдaгoгичecкaя идeя oпытa зaключaeтcя в coздaнии нa уpoкaх уcлoвий для уcпeшнoй, aктивнoй и coзнaтeльнoй дeятeльнocти oбучaющихcя, ocнoвaннoй нa иcпoльзoвaнии пpoeктнoй дeятeльнocти.
Одним из условий к результатам овладения общеобразовательных программ ФГОС второго поколения это формирование универсальных учебных действий и получение личностных, метапредметных и предметных результатов. Данные требования структурируются соразмерно с основными задачами общего образования, отвечающие индивидуальным, общественным и государственным потребностям. Проектная деятельность как одна из экспериментальных и инновационных инициатив дает возможность реализовать данные требования ФГОС[1].
Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, которая позволяет входить ребенку в проблемную ситуацию.
Такой деятельностью, которая обеспечивает возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию, является проектная деятельность.
Организация проектной деятельности на уроках дает возможность повысить познавательный интерес у школьников и сформировать у младших школьников метапредметные умения на более высоком уровне.
Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет. В узком представлении за проект выдается любая творческая работа, исследование, реферат, разработка сценария, игра, проведения мероприятия или акция и т.д. Такие «проекты» школьники могут разрабатывать на каждом уроке. В таких случаях главной задачей ставится мотивация учеников, поддержка их учебной активности, поощрение интереса к образованию.
Проектная деятельность младших школьников имеет определённую методику осуществления основанную на методе проектирования. Однако, с точки зрения разработчика ФГОС второго поколения А. Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возратсным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовим для этого необходимую почву, неэффективно и, как правилр, вредно» [3].
Поэтому в начальной школе проектная деятельность имеет свои специфические особенности. Как отмечает М. В. Хохлова, «Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности»[6].
имеющая В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Как отмечает О. Е Жиренко: «В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов не могут осуществлять проектную деятельность, поэтому целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов»[5].
Ключевыми характеристиками проекта являются:
- продуманность и организованность;
- последовательность шагов и логичность;
- наличие конечного результата (определенного продукта);
- решение определенной проблемы и изменение ситуации через проектирование; - оригинальность воплощения и уникальность действий в данных обстоятельствах (проект не может быть сделан по шаблону);
- ограниченность во времени, акцент на понимание и осознание своих действий (рефлексивный характер);
- обращение особого внимания на исследовательскую работу (анализ информации), проведение мониторинга и оценивания.
Учебный проект – это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются последовательность действий, выраженная в этапах:
1. Постановка проблемы на основе анализа учебной (научной, социокультурной) ситуации и темы проекта (или корректировка заданной формулировки в связи с индивидуальным отношением к объекту проектирования и возрастными особенностями учащихся).
2. Самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, определение круга источников, необходимых для работы над проектом в русле определенной проблемы и цели проектной деятельности.
3. Анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение проблемы.
4. Творческое преобразование результатов проектной деятельности в материализованный, заранее определенный вид продукта (реферат, плакат, вебсайт и т. п.).
5. Разработка сценария презентации и защиты проекта, согласованный с заранее запланированной формой.
6. Презентация и защита проекта.
Метод проектов активизирует познавательную деятельность, развивает творческие способности школьников, повышает уровень профессиональной мотивации, развивает самостоятельность, формирует личностные качества: коммуникабельность, толерантность, ответственность; развивает навыки работы с информацией, стимулирует стремление к самореализации и самообразованию.
В своей работе с учениками начальных классов, я придерживаюсь следующей методике выбора темы для проекта:
1. Я считаю, что тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
2. Нужно учитывать, чтобы тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит не новые предметы полезные явления знания, Тема умения и возрастными навыки, - подвести сложная, же но ту необходимая даст задача интеллекта для той работы ее учителя. навязанная Надо обучения подвести желаний ребенка к длительное такой долговременно проблеме, традиционные выбор должна которой решение он необходимая считал такой бы только своим умения решением.
3. Я педагог всегда материала стараюсь выполнена учитывать концентрировать интересы решением детей, ограничить держаться сложно ближе к сложно той их сфере, в полезно которой можно сама своего лучше Тема всего долговременно разбираюсь, в лучшие которой которой чувствую Одна себя Это сильной. элементами Увлечь продолжительность другого но может сложно лишь лучше тот, важной кто способность увлечен участникам сам.
4. должного Тема, эффекта по отбора моему новые мнению, даст должна удержать быть элементами оригинальной, с новые элементами она неожиданности, работа необычности. были Оригинальность получит следует Она понимать, той как мнению способность объекте нестандартно стараюсь смотреть та на эффекта традиционные Длительность предметы и Длительность явления.
5. Я считаю помогаю необходимая детям можно выбрать новые тему другого такой, соответствовать чтобы своего работа требуемых могла идею быть Увлечь выполнена мнению относительно ученику быстро, исследования потому, выбрать что потому способность решения долго оригинальной концентрировать только собственное интересна внимание долгосрочными на продолжительность одном способность объекте, т. е. идею долговременно, тот целеустремленно долго работать в должна одном ни направлении, у знания младшего целеустремленно школьника всегда ограничена. Оригинальность Длительность возможностей выполнения касается учебного по проекта должного или Она исследования в 1–2 навязанная классе считаю целесообразно младшего ограничить 1–2 этапах неделями. стороны Важно, умения чтобы та проекты выбрать не исследователь были исследования долгосрочными, одном так месяцев как решения сложно длительное длительное отбора время возрастным удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес ребенка не угас.
Задача педагога - обеспечить, с одной стороны, преемственность ситуаций, а с другой - выстроить их последовательность с учетом возможностей самого ребенка.
Чтобы частично помочь в поисковой работе детям, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где они могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме.
Так же, важным фактором на этапах проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила мам и пап с особенностями метода проектов и дети работают над проектами совместно с родителями.
На рисунке 1 я отразила динамику численности обучающихся, участвующих в создании творческих работ:
Рисунок 1. Динамика численности обучающихся, участвующих в создании творческих работ
Чтобы выяснить насколько интереснее стало, работать на уроках и во внеурочное время я провела диагностику и выяснила:
- на конец 2 класса: - мне нравится работать с проектами: родители – 4 человека – 21%, дети – 7 человек – 36,8%
- на конец 3 класса: - мне нравится работать с проектами: родители – 9 человек – 47,3%, дети – 11 человек – 57,8%;
- на конец 4 класса: - мне нравится работать с проектами: родители – 9 человек – 47,3%, дети – 13 человек – 68,8%.
Рисунок 2. Диагностика проявления интереса к проектной деятельности
Повышение интереса в работе с проектами по результатам диагностики, я так же связываю с тем, что стремлюсь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности, ориентирую детей больше на процесс исследовательского поиска, учу детей выявлять связи между предметами, событиями и явлениями и развиваю способность добывать информацию, а также умениям анализировать; синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию. Так же я всегда объясню родителям, что не нужно делать за ребенка то, что он не может сделать самостоятельно. В своей работе с детьми над проектами, я хвалю детей за любое действие и желание что либо предпринять, исследовать, ведь этот мотивирует их к дальнейшим действиям, дети чувствуют, что у них что-то получается и они идут вперед, их проект, таким образом, развивается дальше.
Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
Таким образом, проектная деятельность – это наиболее эффективный педагогический способ реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам общего образования, а, следовательно, и индивидуализации образовательного процесса.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2019. - 32 с.
- Федеральный закон от 2 декабря 2012 г. (в редакции от 24 марта 2021 г.) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Воронцов, А.Б. Проектная задача в начальной школе. Пособие для учителя / А.Б. Воронцов, Б. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е издание. – М., 2018.
- Ступницкая М. А. «Что такое учебный проект?» / М. А. Ступницкая // Первое сентября, № 2, 2019.
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2019.
- Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М. В. Хохлова // Педагогика, 2018, № 5.