Формирование универсальных учебных действий через систему проектных задач при изучении математики

0
0
Материал опубликован 10 April 2022 в группе

Боркова Т.Д.

"ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ"

t1649574836aa.pngt1649574836ab.png



Овладение обучающимися УУД характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение социального опыта. «…Школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Поэтому, если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело и с мета-предметными и личностными результатами, определяющими мотивацию и направленность деятельности человек

Новые требовани.я к результатам образовательной деятельности требуют определенных изменений в содержании и организации процесса обучения. Инновации в системе общего среднего образования основываются на достижениях компетентностного подхода, проблемно-ориентированного, личностно-ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного подхода и системно-деятельностного подхода.

В методических рекомендациях о преподавании учебного предмета «Математика» особое место отводится вопросам организации поэтапного перехода на стандарты нового поколения при обучении математике и организации внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

t1649574836ac.pngt1649574836ad.png



В МАОУ СОШ № 37 г. Уфы в течение 2021 - 2022 учебного года создаются условия для решения этих задач. Они решаются в рамках внеурочной деятельности по математике (кружок) обще-интеллектуального направления «О сколько нам открытий чудных…».

Внеурочная деятельность (кружок) «О сколько нам открытий чудных» предназначен для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 6-го класса, интересующихся математикой. Согласно ФГОС ООО нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Все задачи, которые ставятся сегодня перед учителем в преподавании математики успешно решает проектная деятельность.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в 5-6 классах невозможно. И сегодня мы будем говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят обучающегося к полноценной проектной деятельности и успешному выступлению на различных уровнях конкурсов в старшем возрасте.

t1649574836ae.png



Учебный проект - это набор заданий целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике обучающегося результата деятельности, происходит качественное самоизменение ребенка и группы детей .

Цель работы над проектами во внеурочной деятельности по математике – развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся .         

Задачи, которые мы решаем, используя систему проектов:

1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения;

3) формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

4) формирование умения решать творческие задачи

5) формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)                                  

  Также сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно.

                                                     В 5-6-х классах  с помощью системы проектных задач формируем представление об алгоритмическом способе рассуждений, что позволит в дальнейшем акцентировать внимание обучающихся на правилах и способах их применения как на специфическом методе математической деятельности. При выполнении творческих проектных работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция обучающегося.

t1649574836af.pngt1649574836ag.png



Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую

t1649574836ah.png

План проведения проекта

1 неделя
С выясняем имеющиеся знания по этой теме. Определяются темы для исследований, класс разбивается на 3 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему: 1 группа ( «Мудрецы») – психологический подход в изучении отрицательных чисел; 2 группа («Историки») – исторический подход в изучении отрицательных чисел; 3 группа («Следопыта)- положительное и отрицательное в художественной литературе. Учитель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы.

Исследования учащихся (2,3 неделя)
Начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом, поиск и обработка материала по теме проекта (работа с печатными изданиями, Интернетом), обсуждение собранной информации в группе, выводы, которые будут ответом на поставленный проблемный вопрос.

Оформление результатов проектной деятельности(4 неделя) 
Оформление результатов планируется в виде презентации, буклета , необходимо обсудить с учащимися критерии оценивания презентации, буклета

Защита проекта (5 неделя)
Представление группой своих материалов исследования (презентацию, буклета) и ответ на проблемные вопросы. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев участниками группы, участниками других групп, учителем. Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, учитель обсуждает с учащимися, что у них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе проанализировать полученные результаты, изменение уровня знаний и увидеть качественный рост каждого участника.























t1649574836ai.jpg



В результате работы над проектом


"Отрицательные и положительные числа вокруг нас" :


Увидели в чем отличие отрицательных чисел от положительных;



Продолжили работу с отрицательными и положительными числами, повысили свою вычислительную культуру;



Научились обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате поиска материалов для проекта.




Обучающиеся 6 класса решают следующие жизненно-практические задачи:


Своевременное определение пробелов в знаниях обучающихся;

Представление возможности обучающимся выдвигать гипотезу, самостоятельно их подтверждать;

Приобретение обучающимися опыта представления и защиты результатов своей деятельности с использованием компьютерных средств;

Формирование умений организовывать поиск необходимой информации, как с помощью традиционных источников, так и электронными средствами;

Работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

Самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.


Проект «Отрицательные и положительные числа вокруг нас»

t1649574836aj.png

Выполнили обучающиеся 6 А класса

МАОУ Шк № 37

имени героя советского союза

В.Г. недошивина Октябрьского р-на

ГО г. Уфа РБ

Руководитель проекта:

учитель математики, высшей категории Боркова Т.Д.




t1649574836ak.pngt1649574836al.jpg



Основополагающий вопрос: 
Всегда ли разность положительна?

Проблемные вопросы:

Являются ли числа источником счастья?

Как появились отрицательные числа?

 Почему Баба Яга является отрицательным героем в литературных произведениях?



Вопросы учебной темы (частные):

Какие числа называются отрицательными?

Как располагаются отрицательные числа на числовой прямой?

Какие действия можно выполнять с отрицательными числами?



СОДЕРЖАНИЕ:


Введение .

История возникновение отрицательных чисел

Положительные и отрицательные числа вокруг нас:

Положтельное и отрицательное с точки зрения психологии;

Положительные и отрицательные герои в литературе;

Сведения из Книги Рекордов Гинеса;

За положительными и отрицательными числами на горные вершины и в морские глубины;

С положительными и отрицательными числами по температурной шкале

Обычная расческа и положительные и отрицательные числа ;

Отрицательные числа в других науках;

Выводы.

t1649574836am.jpg


План проведения проекта:

Организация 1 неделя
. Определяются темы для исследований, класс разбивается на 3 группы:

1 группа ( «Мудрецы») – психологический подход в изучении отрицательных чисел;

2 группа («Историки») – исторический подход в изучении отрицательных чисел;

3 группа («Следопыты»)- положительное и отрицательное в художественной литературе.

Исследования обучающихся (2,3 неделя)

Начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом, поиск и обработка материала по теме проекта (работа с печатными изданиями, Интернетом), обсуждение собранной информации в группе, выводы.


Оформление результатов проектной деятельности(4 неделя)

Оформление результатов планируется в виде презентации, буклета.

Защита проекта (5 неделя)

Представление группой своих материалов исследования (презентацию) и ответ на проблемные вопросы. Анализ проделанной работы, обсуждение, что получилось, что не получилось и почему.


Учебные проекты по данным темам с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применяют на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат обучающихся видеть и слышать друг друга, формируя коммуникативные учебные действия. Благодаря проектным задачам у детей появляется возможность овладения культурными способами действий и возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и умении решать практико-ориентированные задачи.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки .

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия.

Эффективность системы проектных задач позволяет говорить о возможности достижении высокого уровня качества обучения. Ведь обучающиеся 5-6 классов могут решать следующие жизненно-практические задачи:

 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

 работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

 самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Все эти результаты соответствуют требованиям, определенным для школы новыми ФГОС ООО.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации