Статья «Формирование познавательных универсальных учебных действий при организации исследовательской деятельности младших школьников»

2
0
Материал опубликован 28 March 2023

Таханова Дулма Баировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. Мезенцева»

(из опыта работы)

 

«Формирование познавательных универсальных учебных действий при организации исследовательской деятельности младших школьников»

 

В современных условиях не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Как мы знаем, в условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2;16].

Ведущее место среди универсальных учебных действий занимают познавательные УУД. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, обеспечивают способность к познанию окружающего мира.

В психолого-педагогической литературе (Р.С.Альтшуллер, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.А.Казанцева, А.В.Леонтович, И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин) говорится о необходимости создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся.

Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности [1; 18].

Успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. При этом важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы учеников, сохранялась ситуация неизвестности (как для ученика, так и для учителя). Это позволяет по-особому выстроить всю систему взаимодействия участников образовательного процесса

Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь, оказываемую в процессе учебного исследования.

Мотивационность учебно-исследовательской деятельности реализуется за счет создания ситуации затруднения в процессе обучения и во внеурочной деятельности, осознание учащимися необходимости потребности в новых знаниях, расширение круга интересов учащихся.

Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Гуманистическая позиция и профессиональная деятельность педагога-организатора исследовательской деятельности по созданию продуктивной образовательной среды – важное условие организации исследовательской деятельности младших школьников. Темы исследования должна быть интересны для ученика и совпадать с кругом интересов учителя. Обучающиеся должны в достаточной мере осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно [4;174].

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя.

Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха. В ходе исследования особенно важны взаимная ответственность и взаимопомощь учителя и ученика, правильный выбор методов исследования. Оформление исследовательской работы должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования.

Важным этапом является защита исследовательской работы. Раскрытие проблемы, в первую очередь, должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (к тому же последнее - совершенно не обязательно, а если получится, приятно и не более того).

Рассматривая вопрос об оценивании результатов исследовательской деятельности, многие придерживаются такого мнения: не должно быть балльного выражения оценки.

Одно из условий организации исследовательской деятельности - создание ситуации психологического комфорта, в котором дети чувствуют себя успешными, признанными. Отметка создает психологический дискомфорт учащегося, жестким образом указывая на неуспешность ребенка.

В начальной школе дети лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, поэтому оно должно быть оценено позитивно.

Исследовательская работа - желание самого участника достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить значимость своего труда.

Согласно идеям гуманистической педагогики, ребенок, его личность, его качества являются ценностью высшего порядка. Ребенка можно сравнивать лишь с ним самим, отслеживая рост его возможностей. Но подобные положения вовсе не означают абсолютную бесконтрольность исследовательской деятельности. Обычно учащиеся, другие участники события (классной, школьной конференции) могут высказывать оценочные суждения, имеющую форму пожелания, совета [4; 93].

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Обязательным условием внедрения ФГОС НОО является создание условий для проведения внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС НОО в начальной школе МБОУ «Таксимовская СОШ №1 имени А.А. езенцева» введён курс «Я - исследователь», который направлен на работу по формированию навыков исследовательской деятельности.  Учащиеся узнают, какие бывают исследования, как выбрать тему исследования, что такое гипотеза  и как её выдвигать.

 Со своими учащимися мы начали заниматься исследовательской деятельностью во внеурочное время с 2020  года. К исследовательской работе привлекаю не всех учащихся, а тех, кто сам проявил интерес или в ком, с моей педагогической точки зрения,  есть потенциал.

Наша первая работа называлась «Зачем животным хвост?». С этой работой мы участвовали в районной научно-практической конференции «Земля - наш общий дом», где заняли 2 место и успешно защитили работу на республиканском этапе конференции.

В 2021-2022 уч. году с учащимися 2 класса мы выполнили работу «Фамилии нашего класса». К выбору темы нас подтолкнула практическая работа по окружающему миру, где предлагалось узнать происхождение своих фамилий. Часть работы мы выполняли в классе совместно, часть дети выполняли дома совместно с родителями.  Теоретический материал учащиеся искали в школьной и детской библиотеках, а также в интернете.  С этой работой мы выступали на школьной конференции юных исследователей и заняли 1  место, на районном этапе конференции заняли также 1 место и выступали с работой на республиканской конференции «Первые шаги».  Также можно назвать такие исследовательские работы, которые были успешно защищены на конференциях разных уровней: «Образ мыши в народных сказка» (республиканская НПК «Серебрянная альфа» - 3 место), «Чем отличается кролик от зайца» (1 место районная НПК «Земля-наш общий дом»), «Собаки-космонавты», «Пословицы и поговорки с числами» и т.д.

 В текущем учебном году мы выполняем работу под названием «Есть ли мыло в мыльных пузырях?», работа вызвала большой интерес у учащихся. Пускать мыльные пузыри – одно из любимых детских развлечений. Мы не только пускали пузыри, но и измеряли их, ловили, сами изготавливали раствор. Результат своего труда мы представим на районной научно-практической конференции «Первые шаги».

Рассмотрим основные познавательные УУД, которые формируются у учащихся при выполнении исследовательской работы.

Тема исследования: « Зачем животным хвост?».

Действия постановки и решения проблем

этап выделения и постановки проблемы( умение видеть и формулировать проблему, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Ученик увидел проблему в том, что хвост есть почти у всех животных , но нет его у человека. Почему у человека нет хвоста, а у животных есть? Могут ли животные обойтись без хвоста? Какую роль играет хвост у животных?

Универсальные логические действия

выработка гипотез ( выдвижение гипотез и их обоснование);

Хвост имеет важное значение в жизни животных. Для подтверждения этой гипотезы учеником была проанализирована литература и проведена практическая работа.

формулирование выводов (анализ объектов исследования с целью выявления существенных и несущественных признаков, умения и навыки наблюдения, умение и навыки проведения практической работы, умение делать выводы и умозаключения, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей, доказательство).

Ученик применял теоретические методы (анализ), эмпирические методы (наблюдение), которые позволили ему выделить основные функции хвоста у животных установить причинно- следственные связи, привести доказательство, сделать выводы.

Практическая работа содержала метод наблюдение. В ходе практической работы ученик за своими животными (собакой и кошкой) выявил особенности состояния хвоста в зависимости от настроения животных.

Таким образом, исследовательская деятельность во внеурочное время помогает создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования таких познавательных УУД, как: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.

 

 

Список литературы:

Гладкова, А.П. ФГОС НОО. Внеурочная деятельность. Формирование исследовательских умений у младших школьников: метод. реком. / А.П. Гладкова. — М.: Планета, 2013. — 48 с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2008. -151 с.

Развитие общеучебных умений — путь к функционально-грамотной личности/ Р.Н. Бунеев и др. // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. Вып. 8.-М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2005.-С.62 -73.

Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. - Мн.: «Бестпринт», 2001. - 308 с.

Сюсюкина, И.Е. Отслеживание влияния педагогических инноваций на уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников: диагностический инструментарий: учебно-методическое пособие / И.Е. Сюсюкина. – Магнитогорск: «Оникс», 2008.– 40 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации