12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кирьянова Яна Михайловна180 РТУ МИРЭАКолледж приборостроения и информационных технологий Россия, Москва, Москва |
Формирование универсальных учебных действий студентов техникума за занятиях математики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ ИМЕНИ П.А.ОВЧИННИКОВА»
Методическая разработка по теме:
Автор: преподаватель математики Кирьянова Яна Михайловна
2017
Проблема формирования учебной деятельности студента политехнического техникума - традиционно привлекает пристальное внимание специалистов в области психологии и педагогики. Она не только изучается как предмет самостоятельного рассмотрения, но и в той или иной степени решается в рамках исследования смежных проблем: преемственности СПО и общеобразовательной школы, адаптации выпускников школ к условиям обучения в колледжах и техникумах. Формирования компонентов учебного труда студентов, организации самостоятельной работы студентов и формирования готовности к самообразованию, индивидуализации обучения в системе СПО и многих других. Такое обширное исследовательское поле, с одной стороны говорит о глубине проработки обсуждаемой проблемы, с другой - свидетельствует о ее актуальности. И это закономерно на стыке двух, качественно отличных образовательных систем, каждой из которых присущи свои специфические формы и методы учебной работы. Опыт работы в техникуме показывает, что общеобразовательная школа недостаточно готовит своих выпускников к продолжению образования в системе СПО, что общий уровень подготовки школьников невысок и за последние время не наблюдается тенденции к его возрастанию.
Учебная деятельность студентов первого курса техникума формируется большей частью стихийно, бессистемно и сопровождается падением успеваемости, а также затруднениями общеучебного характера. В процессе дальнейшего обучения в системе СПО большинство студентов адаптируются к организационно-педагогической специфике обучения. По нашим наблюдениям, большинство преподавателей, занятых на 1-м курсе, в своем методическом поиске слабо учитывают специфику начального этапа обучения в колледже. Тем не менее, педагоги, ведущие занятия на
последующих курсах, уверены, что перед ними абсолютно подготовленные к обучению студенты, и не дают достаточных пояснений относительно методов усвоения учебного материала.
Одним из вариантов формирования учебной деятельности студентов техникума является особая структура занятий, разработанная под руководством д.п.н., профессора Л.Г. Петерсон, возглавляющей Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...».
Таким образом, в этих условиях становится важным построение занятий в техникуме на деятельностной основе. В ходе этих занятий преподаватель имеет возможность организовывать самостоятельную учебно- познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.
Далее приведем подробный конспект занятия по алгебре и началам анализа, апробированный на практике по теме: Свойства графиков четной и нечетной функции.
Основа для конструирования занятия учителя математики ГБПОУ Политехнического колледжа имени П.А.ОвчинниковаКирьяновой Я.М.
(Дидактическая система деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон)
Дисциплина: Алгебра и начала анализа
Тема занятия: Свойства графиков четной и нечетной функции.
Образовательная цель занятия: Сформировать представление о свойстве графиков четной и нечетной функции.
- Сформулировать новое знание, которое учащиеся будут открывать на занятии:
свойства графиков четной и нечетной функции.
- Сформулировать задание для пробного действия (задание на новое знание):
сформулируйте свойства графиков четной и нечетной функции.
- Сформулировать, как учащиеся будут фиксировать затруднения («Я не могу…»):
я не могу сформулировать свойства графиков четной и нечетной функции.
- Сформулировать, как учащиеся будут фиксировать причину затруднения
(«Я не знаю…»):
я не знаю свойства графиков четной и нечетной функции.
- Сформулировать цель деятельности («Узнать… Научиться…»):
узнать свойства графиков четной и нечетной функции.
- Зафиксировать результат деятельности на занятии
(построить эталон – знаковую фиксацию нового знания):
свойства графиков четной и нечетной функции с схематическими
иллюстрациями.
- Продумать логику открытия нового знания.
Обсуждение проблемы в форме подводящего диалога.
Конспект занятия на тему:Свойства графиков четной и нечетной функции.
Тип занятия: комбинированное (открытие новых знаний (ОНЗ)
Основные цели:
Обучающая: Сформировать представления о свойствах графиков четной и нечетной функции;
Развивающая: Тренировать способность студентов к целеполаганию и рефлексии учебной деятельности.
Воспитательная: воспитание творческой деятельности учащихся, самостоятельности, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, воспитание эстетической и графической культуры учащихся.
Демонстрационный материал: презентация к этапу актуализации знаний.
Ход занятия:- Мотивация к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе
- Вступительная беседа:
Сегодня на занятии мы продолжаем работать с графиками функций. Давайте вспомним, к изучению какой темы мы готовимся?
(Исследование функции).
Какие два шага учебной деятельности вы выполняете на занятиях? (Надо узнать, что мы не знаем, и найти это новое знание).
Приступаем к учебной деятельности? (Да)
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Актуализация.
Для успешного выполнения первого шага учебной деятельности нам необходимо для дальнейшей работы повторить пройденный материал.
Вопросы будут появляться у вас на экране, а ответы на них мы будем обсуждать вместе.
- Какая функция называется числовой? (Числовой функцией с областью определения D называется соответствие, при котором каждому числу Х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число У, зависящее от Х.)
Как обычно обозначают функцию? (Функцию обычно обозначат латинскими буквами.)
Что называется графиком функции? (Графиком функции f называют множество всех точек (х; у) координатной плоскости, где у = f(х), а Х
«пробегает» всю область определения функции f)
Дайте определение четной функции. (Функция f называется четной, если для любого Х из ее области определения, выполняется следующее равенство f(-x) = f(x))
Дайте определение нечетной функции. (Функция f называется четной, если для любого Х из ее области определения, выполняется следующее равенство f(-x) - f(x))
Сформулируйте свойства графиков четной и нечетной функции и
запишите их.
Сумели ли вы сформулировать свойства? (Нет)
Итак, мы фиксируем что? (Затруднение)
- Выявление места и причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
При выполнении какого задания вы зафиксировали наличие затруднения? (Сформулируйте свойства графиков четной и нечетной функции)
Почему вы не смогли ответить на этот вопрос? (Мы не знаем свойства графиков четной и нечетной функции)
- Построение проекта выхода из затруднений.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Сформулируйте цель своей учебной деятельности. ( Узнать свойства графиков четной и нечетной функции)
- Как сформулировать тему занятия, чтобы зафиксировать эту цель?
(Свойства графиков четной и нечетной функции.)
- Выберите один из двух методов нашей дальнейшей работы
(уточнение или дополнение). (Дополнение)
- Реализация построенного проекта.
Давайте попробуем вместе реализовать поставленную цель.
Сначала обобщим знания, которые мы только что повторили о четной и нечетной функции и свойствах графиков различных функций.
Начнем с четной функции: если f(-x) = f(x), что можно сказать о координатах любой точки графика такой функции?
(Ординаты точек с противоположными абсциссами равны).
Что можно сказать о расположении графика функции, у которого ординаты точек с противоположными абсциссами равны?
(Этот график симметричен относительно оси ОУ)
Напомните мне, график какой функции мы рассматриваем?
(Четной)
Значит, что можно сказать о графике четной функции?
(График четной функции симметричен относительно оси ОУ).
Теперь рассмотрим нечетную функцию: если f(-x) = - f(x), что можно сказать о координатах любой точки графика такой функции.
(Ординаты точек с противоположными абсциссами противоположны).
Что можно сказать о расположении графика функции, у которого ординаты точек с противоположными абсциссами противоположны? (Этот график симметричен относительно начала координат).
Напомните мне, график какой функции мы рассматриваем? (Нечетной)
Значит, что можно сказать о графике нечетной функции?
(График нечетной функции симметричен относительно начала координат).
Итак, вы получили свойства? (Да)
Каким образом вы их получили?
(Вывели сами в результате «Мозгового штурма»)
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Перед вами на экране графики функций, определите среди них есть ли графики четных функций (назовите номера), графики нечетных функций (назовите номера) объясните свой выбор.
№1 №2 №3
Преподаватель просит студентов выполнить задание:
- Выберите график четной и нечетной функции и обоснуйте свой выбор.
В заключении студентам предоставляется возможность осуществить проверку правильности своих решений по эталону для самопроверки.
Графики четной функции, симметрия относительно оси ОУ - №4;
График не четной функции, симметрия относительно начала координат - № 2;
График функции общего вида – №1, 3;
- Включение в систему знаний.
Работа малыми группами.
Составить схематический эталон свойств графиков четной и нечетной функции. После завершения работы происходит согласование предложенных вариантов, в результате создается схематизированный эталон свойств графиков четной и нечетной функции.
Соотнесите цель и результаты своей учебной деятельности. Какой можно сделать вывод? (Цель достигнута)
Что является результатом сегодняшнего занятия? (Формулировка свойств и схематизированные эталоны)
Была ли у вас сегодня учебная деятельность? (Да)
Мы зафиксировали проблему, нашли решение проблемы, провели рефлексию.
Оцените свое участие в учебной деятельности и выполните внеаудиторную самостоятельную работу:
Придумать задание на нахождение графиков четной и нечетной функции.
внеаудиторная самостоятельная работа по вариантам
Часть заданий представлена в виде теста. В заданиях 1, 2 необходимо:
выбрать график функции, удовлетворяющий определённому условию; обвести номер графика и поставить крестик в нужной клеточке
таблицы после заданий.
В 4 задании – достроить график функции, которая является либо чётной, либо нечётной.
Вариант 1
На рисунке 1 укажите график чётной функции.
<Рисунок 1>
На рисунке 2 укажите график нечётной функции?
<Рисунок 2>
Достроить график функции f (x) на промежутке (- ?; 0), зная, что f (x) – нечётная функция и на промежутке [0 ; +?) её график имеет вид, изображённой на рисунке 3:
<Рисунок 3>
Таблица ответов для заданий №1 и №2:
Поставь крестик в клетке, содержащей верный ответ.
Будьте внимательны! В заданиях только один правильный ответ!Варианты ответа | 1) | 2) | 3) | 4) |
Задание №1 | ||||
Задание №2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа по теме: Свойства графиков четной и нечетной функции
Вариант 2
На рисунке 1 укажите график чётной функции?
<Рисунок 1>
На рисунке 2 укажите график нечётной функции.
<Рисунок 2>
Достроить график функции f (x) на промежутке (- ?; 0), зная, что f (x) – чётная функция и на промежутке [0 ; +?) её график имеет вид, изображённый на рисунке 3:
<Рисунок 3>
Таблица ответов для заданий №1 и №2:
Поставьте крестик в клетке, содержащей верный ответ.
Будьте внимательны! В заданиях только один правильный ответ!Варианты ответа | 1) | 2) | 3) | 4) |
Задание №1 | ||||
Задание №2 |
Используемые ресурсы:
Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов А.Н. Колмогоров и др. 2010г.
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике, алгебре и началам анализа за курс средней школы. 10 - 11 класс Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин. 2011г.