Применение технологий «Приемы формирования универсальных учебных действий на занятиях объединения "Костюмерия"»
Приемы формирования универсальных учебных действий
на занятиях объединения «Костюмерия»
Хохлова Нина Борисовна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что дают универсальные учебные действия?
• обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
• создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
• обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Ярким примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает обучающаяся: например, выбор изделия в магазине, подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому, отношение к лгунам, обидчикам, ябедам и т.д.
Для формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого изучения курса творческого объединения «Костюмерия», а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний на занятиях мною используется метод «дай себе помочь», т.е. предлагаю ситуации, в которых обучающиеся могут мне помочь. В добровольном порядке ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на занятиях (это могут быть задания для самостоятельной работы, кроссворд на повторение, различные виды тестов , небольшие презентации по предстоящим темам и т.д.
С целью формирования регулятивных универсальных учебных действий рефлексивной части занятия по теме: «Счетные швы. Вышивка крестом» предлагаю своим ученицам исследовать отрывок письма Шарика коту Матроскину и посчитать количество ошибок: «…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы лапы не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом мои воспитанницы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на занятии материала в соответствии с указанными критериями.
Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои примеры», который помогает воспитанницам подготовить свои примеры по той или иной проблеме, т.е. каждая ученица проводит собственное исследование по теме. Например, они подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде». Этот прием работы использую и при изучении других разделов учебной программы: изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д.
Приступая к практическим работам на занятиях, обучающиеся испытывают ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий, предлагаю ученицам действовать последовательно в соответствии с инструкционной, технологической картой или деятельностью по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, изготовление изделия), девушки приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают им достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта.
При изучении тем курса есть необходимость заучивания понятий или определений. Для облегчения этой работы, предлагаю ученицам самостоятельно научится конструировать для себя определения или новые понятия, использую прием «составь определение». Например, на занятиях по изготовлению швейных изделий, работаем над терминами: «заметать», «притачать», «пришить» и т.п.
Для развития умений самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умения сравнивать результат с эталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида, обучающимся предлагаю разобраться с проблемой оценки работ однокурсниц. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце занятия». В процессе знакомства с работами подруг воспитанницы видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустила ошибки? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем? Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе они могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия. Используется этот прием при изготовлении части орнамента при вышивании или пошиве модуля в лоскутной технике. Считаю важным не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).
Для того чтобы обучить учебному сотрудничеству ввела в организацию учебной деятельности на занятиях работу в группах и парах. Такая форма организации работы необходима при снятии мерок друг с друга, выполнении макияжа, причесок, при показе коллекций, а также целесообразна при выполнении творческих проектов.
В заключении отмечу, что формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому необходимо ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях. Образовательная Общеобразовательная программа творческого объединения «Костюмерия» ориентирована на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности, это говорит о том, что именно на занятиях объединения возможно и необходимо развитие универсальных учебных действий обучающихся. Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.
Старшов Михаил Александрович
Хохлова Нина Борисовна