Статья «Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий»

2
0
Материал опубликован 7 November 2022

Автор: Луценко Марина Евгеньевна,

учитель МОУ СОШ № 20 г.Твери


«Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий »



Формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.


Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Наблюдаются случаи отвержения детей одноклассниками, переживание одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Это придаёт актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения.


Смоделировать программу формирования основных правил и умения работы в парах, которые имеют ключевое значение в формировании коммуникативных умений у первоклассников (в течение недели).

Практическая часть.

I

На конец каждого года обучения выделены важнейшие коммуникативные универсальные учебные действия, которые нужно сформировать у школьников.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

( Средством формирования служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

( Средством формирования служит проблемно — диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах).

Участвовать в беседе на уроке и в жизни.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению; задавать вопросы.

Читать вслух и про себя тексты, вести диалог с автором

( прогнозировать, ставить вопросы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Учиться планировать работу в группе, распределять работу между участниками проекта.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению; задавать вопросы.

Читать вслух и про себя тексты, вести диалог с автором

( прогнозировать, ставить вопросы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Учиться планировать работу в группе, распределять работу между участниками проекта.


II

Группа выбрала конкретное коммуникативное универсальное учебное действие – работа в парах, которое формируется в 1 классе, и сделала попытку смоделировать программу формирования данного действия в течение недели.

При работе мы пользовались предложенным алгоритмом :

Выбираем с детьми одно универсальное учебное действие, которое осознанно формируется на этой неделе - работа в парах.

Обсуждаем важность этого действия с учениками и записываем (помечаем) как цель ( в ОС «Школа 2100» это можно сделать в «Личном еженедельнике первоклассника» )

Каждый день давать задания на это действие: минимум на двух разных уроках по одному заданию с обязательной рефлексией: что и зачем мы делаем, чему учимся?


понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1-й урок

Мид

Математика.


Матем.


2-й урок



Математика


Чтение

3-й урок

Окруж. мир


Чтение

Окруж. мир


4-й урок


Технология



Мид


В конце недели отрефлексировать результат и поставить новую цель: научились или нет? Продолжаем на следующей неделе или ставим новую цель?


Приложение с методическими рекомендациями.


Для формирования универсальных учебных действий рекомендуется ввести надпредметный курс Л.Г.Петерсон «Мир деятельности».

В начале работы по формированию коммуникативного УУД - «Организация работы в парах» учитель может провести входной контроль по методике «Рукавички» (Г.А. Цукерман)


Все задания спланированы по программе ОС «Школа 2100»


1 урок. Мир деятельности.

Тема: «Учимся дружно. Работа в парах».

Цель. Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.

«- На этой неделе мы с вами будем учиться работать в парах. Вы уже знаете правила работы на уроке, и вы стараетесь их выполнять. Молодцы. Но иногда результат вашей работы зависит не только от вас. Вспомните случаи, когда вы работали в паре.

- Почему для вас важно уметь работать в паре? (…)

- Оказывается, для работы в паре тоже существуют некоторые правила, которые помогают выполнить работу быстрее, лучше, успешнее.»

Далее урок проходит в соответствии с методическими рекомендациями Л.Г.Петерсон (стр.76-80), в результате совместной деятельности появляется новое знание, которое открывают для себя ученики – основные правила работы в парах:

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял – переспроси.

Новое знание фиксируется в эталоне.

t1667836513aa.jpg

Рефлексия.

- О чём мы с вами говорили на уроке?

- Какие правила работы нужно соблюдать, когда вы работаете в парах?

- Удалось ли вам выполнить при работе все шаги (этапы)учебной деятельности? Докажите.

- Что не удалось? Почему?

- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха». Ученики работают с левой половинкой лесенки «Знаю»: на первой ступеньке тот, кто не понял новую тему; на 2-ой те, у кого остались сомнения; на 3 и 4 поставят себя те, кто всё хорошо понял и усвоил (кто на 3, а кто на 4 – решите сами для себя)

- В течение всей этой недели мы с вами очень часто будем работать в парах на разных уроках. А в конце снова вернёмся к нашей «Лесенке успеха».



2 урок. Окружающий мир.

Тема: «Ты и твоя семья».

Работа в паре: читающий и не читающий ученики. - Вспомните основные правила работы в парах, с которыми мы познакомились на мире деятельности.

Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на с. 28, задание № 2. Подчеркните, что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо.

Проверка.

Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули.

Какие предложения не подчеркнули? Почему?

Какой вывод можете сделать?

Прочитайте его на с. 66. Совпали наш вывод и вывод учебника?

- Что мы сейчас делали?

- Кому было легко?

- Кому было трудно? Почему?

-Понравилось работать в паре?

Отметить учеников, которые смогли правильно организовать работу в парах.


3 Урок. Математика.

Тема: «Признаки предметов: цвет, материал, назначение».

Работа в паре. Умение договориться с одноклассниками, оформлять свои мысли в устной форме.

Раздаются две карточки с изображением предметов одинаковых и разных назначений: 1)гитара, барабан, арфа 2)книга, удочка, мяч, теннисная ракетка.

Задание: обсудите с соседом по парте и зачеркните «лишние» предметы.

После проверки проводится оценивание парной работы

-Какое задание выполняли?

- Как вы это делали?

- Зачем?

- Какие правила работы помогли вам справиться с заданием?


4 Урок. Математика.

Тема: «Признаки предметов. Цвет. Форма»

Задание. – Сейчас вы будете работать в парах.

- Вспомните основные правила работы в парах, с которыми мы познакомились на мире деятельности.

- На ваших столах лежат конверты. Посмотрите, что там внутри?

Разложите геометрические фигуры на группы по признаку «форма».

Проверить с образцом и оценить работу в паре.



5 Урок. Окружающий мир.

Тема: « Наши помощники – органы чувств».

Работа в тетради.

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Вспомните основные правила работы в парах, с которыми мы познакомились на мире деятельности. Выполнение задания № 4 стр.23.

Работа в парах.


-Какие органы чувств помогают тебе узнавать эти признаки предметов? Вместе с соседом по парте нарисуйте условные значки около каждой группы признаков.

- Что мы сейчас делали?

- Кому было легко?

- Кому было трудно? Почему?

-Понравилось работать в паре?

Отметить учеников, которые смогли правильно организовать работу в парах.



6 Урок. Математика.

Тема: «Число три. Цифра 3».

Задание № 4 на с. 34–35 учебника. Это задание выполняется в парах.

Детям предлагается сосчитать число груш на рисунке слева, выложить карточку с цифрой, затем – на рисунке справа и выложить цифру. Выяснить, что изменилось с числом груш. Сделать вывод о числах 2 и 3. 2 меньше, чем 3, число 2 называют при счёте перед числом 3, число 2 предшествующее, предыдущее числу 3, если из трёх забрать

один, то получим два.

-Какое задание выполняли?

- Как вы это делали?

- Зачем?

- Какие правила работы помогли вам справиться с заданием?

- Кому было легко?

- Кому было трудно? Почему?

-Понравилось работать в паре?


7 Урок. Математика.

Тема – Порядок: сначала, потом.

Работа в паре. Умение договориться с одноклассниками.

Раздаются четыре карточки с видами грибов, под ними нарисованы точки в разном порядке: одна точка, две точки, три точки, четыре точки. И картинка с видом дерева и сучком.

Задание: помоги белочке нанизать грибы на сучок в нужном порядке.

Проверяют по образцу в учебнике и оценивают работу в паре.


8 урок. Обучение грамоте (чтение)

Тема: «Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста».

На этапе актуализации знаний проводится беседа о цирке. Работа в парах.

Акцент на правило «Один говорит, другой слушает».

- Любите ли вы цирк? Каких циркачей вы знаете?

- Расскажи соседу по парте о своём походе в цирк, вспомни самый интересный номер, который ты запомнил. Поменяйтесь ролями.

- Кому понравился рассказ своего соседа?

-Какое правило вы соблюдали? Почему нужно соблюдать это правило?


9 урок. Обучение грамоте (чтение)

Тема: «Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слов на слоги».

На доске картинки: кукла, мяч, мишка, машина.

Работа в парах. Отработка правила «Своё несогласие высказывай вежливо»

- Постройте модели слов, разделите на слоги, определите место гласного звука. Работайте по очереди: один моделирует, другой контролирует. Помните, что своё несогласие нужно высказывать вежливо.

-Какое задание выполняли?

- Как вы это делали?

- Зачем?

- Какие правила работы помогли вам справиться с заданием?

- Кому было легко?

- Кому было трудно? Почему?

-Понравилось работать в паре?



Мир деятельности. Рефлексия.

- Чему мы с вами учились на этой неделе? (Работать в парах)

Что нужно соблюдать, чтобы работу выполнить успешнее, лучше, быстрее? (Правила работы в парах)

- Какие это правила?

- Вспомните, какие задания вы выполняли парами? - Кому было легко?

- Кому было трудно? Почему?

-Понравилось работать в паре?

- Обсудите в парах стихотворение: Мы с другом – пара на все «пять»!

Не буду другу я мешать:

Он думает – я посижу,

Он всё решит, а я спишу.

Пусть держит за меня ответ…

Так правильно? Скажите «Да» иль «Нет»?

- Какое правило не усвоил герой? (Работать должны оба)

- Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха»

Сначала ученики работают с левой половинкой лесенки «Знаю»: на первой ступеньке тот, кто не понял новую тему; на 2-ой те, у кого остались сомнения; на 3 и 4 поставят себя те, кто всё хорошо понял и усвоил (кто на 3, а кто на 4 – решите сами для себя). Кто из вас может сказать про себя, что он уже знает больше, чем в прошлый раз? На какую ступеньку вы поставите себя на этот раз?

Потом ученики работают с правой половинкой лесенки «Умею»: аналогично.

- Мы обязательно будем продолжать работать в парах и на остальных уроках. Вы преодолеете все затруднения и сомнения, которые у вас ещё остались.

- Какое умение будете при этом использовать? (Умение работать в паре)

- Чем будете пользоваться? (Эталоном-паровозиком).

ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ.

Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования;

эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, в результате работы по формированию данного вида коммуникативных универсальных действий позволит учащимся

быть более коммуникативно-активными, уметь договариваться с партнёром,

оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации