Формирование вычислительных умений и навыков как основополагающего элемента вычислительной культуры обучающихся
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Задонска»
Педагогический проект на тему:
«Формирование вычислительных умений и
навыков как основополагающего элемента
вычислительной культуры обучающихся»
Галкина Елена Васильевна,
учитель математики и информатики
Задонск, 2020 г.
«Приходилось ли тебе наблюдать, как люди
с природными способностями к счету бывают
восприимчивы, можно сказать, ко всем наукам?
Даже все те, кто туго соображает, если они
обучаются этому и упражняются, то хотя бы
они не извлекали из этого для себя никакой
иной пользы, все же становятся более
восприимчивыми, чем были раньше».
Платон, Сочинения. Государство.
370 год до н. э.
Введение
Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у обучающихся сознательных и прочных вычислительных навыков, которые имеют огромное значение для развития личности обучающего и являются основополагающим элементом вычислительной культуры человека.
Проблема
В последнее время наблюдается падение интереса к умственной вычислительной работе. Среди детей и взрослых бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров и калькуляторов, а человек может отойти от этого рутинного занятия. Практика показывает, что низкий уровень развития вычислительных умений и навыков затрудняет усвоение разделов математики, создает дополнительные трудности при выполнении работ практического характера, мешает усвоению курсов других предметов, особенно при решении расчетных задач.
Актуальность проекта
Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются необходимым условием успешного обучения, а умение и навыки считать является непременным элементом математического образования.
Новизна проекта
Новизна проекта состоит в организации систематической работы по формированию вычислительных навыков обучающихся, создании и пополнение банка заданий с использованием материалов образовательных сайтов и ресурсов сети интернет.
Противоречия
Изучив материалы по данной проблеме, выяснив причины низкого уровня владения техникой счета, были выявлены противоречия между:
необходимостью овладения различными мыслительными операциями и низким уровнем развития мыслительной деятельности, внимания, памяти;
потребностью в постоянном совершенствовании вычислительной
техники и отсутствием системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за их овладением;
необходимостью самостоятельного повышения уровня вычислительной культуры и отсутствием контроля за выполнением домашних заданий.
Цель проекта
«Разработать эффективную систему работы по формированию вычислительных умений и навыков обучающихся»
Объект и предмет исследования
Объект: Процесс обучения математике обучающихся 5-6 классов
Предмет: Методика организации работы по формированию прочных вычислительных умений и навыков обучающихся.
Гипотеза
Система занятий внеурочной деятельности по математике способствуют формированию прочных вычислительных навыков у детей среднего школьного возраста и обеспечит успешное усвоение обучающимися учебного материала на старшей ступени обучения.
Необходимые условия реализации
систематическое и последовательное включение во внеурочные занятия занимательных упражнений, направленных на формирование вычислительных навыков;
учет психофизиологических особенностей детей;
обеспечение средств и условий формирования вычислительных навыков.
Ожидаемые результаты
Совершенствование вычислительных навыков у обучающихся способствует развитию скорости мышления, внимания, памяти, умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями, окажет положительное влияние не только на усвоение разделов математики, но и отдельных разделов курса других предметов.
Участники проекта
Обуизация проекта приходится на период обучения в 5 и 6 классах, так как именно в это время закладываются основы формирования прочных вычислительных умений и навыков. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности.
Время и место реализации
Занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для обучающихся 5-6 классов в ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Задонска» в объеме 2 часа в неделю по расписанию в течение 2-х лет.
Этапы реализации
Проект реализуется в течение двух лет в три этапа.
Первый этап: подготовительный: сентябрь 2020 – октябрь 2020 года.
Второй этап: основной (практический): ноябрь 2020 – февраль 2022 года.
Третий этап: контрольно-оценочный: март 2022 - май 2022 года.
Первый этап
Подготовительный: сентябрь – октябрь 2020 года.
Задачи первого этапа :
определить цель и задачи проекта, выделить предмет и объект исследования, смоделировать ожидаемый результат, спланировать предстоящую деятельность;
освоить методы, приёмы и формы, способствующие развитию коммуникативных способностей, обучающихся;
подготовить программно-методическое обеспечение (дидактические материалы, наглядные пособия, адреса интернет-библиотек) изучить уровень развития вычислительных умений и навыков учащихся, сформированных ранее.
Второй этап
Основной (практический): ноябрь 2020 – февраль 2022 года
Задачи второго этапа:
использовать программно-методическое обеспечение на практике;
следить за процессом обучения, проводить анкетирования, анализировать промежуточные (текущие) результаты;
систематизировать и корректировать имеющийся материал разработать и апробировать технологию совершенствования техники вычислений создать банк заданий, направленных на развитие вычислительных умений и навыков.
Третий этап
Контрольно-оценочный: март - май 2022 года
Задачи третьего этапа:
обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами;
осуществить анализ результатов работы над проектом, провести мониторинг качественных изменений;
подвести заключительные итоги.
Методы исследования
теоретический анализ педагогической методической литературы;
анкетирование;
изучение уровня развития вычислительных умений и навыков у обучающихся сформированных ранее;
анализ результатов работ обучающихся.
Работа с информацией по теме
Работа над проектом началась с изучения литературы по данной проблеме. В зависимости от степени овладения учеником учебными действиями, оно выступает как умение или навык, познакомилась с понятием навык, вычислительный навык, что значит приобрести вычислительный навык.
Вычислительный навык характеризуется такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность. Чтобы вычислительные навыки соответствовали всем перечисленным характеристикам, была разработана система работы по их формированию.
Система работы: технологии обучения.
В процессе формирования вычислительных навыков используются:
технология личностно-ориентированного обучения,
игровые технологии,
информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие технологии,
технологии проблемного обучения,
метод проектов.
Приемы личностно-ориентированного обучения позволяют вовлечь в работу всех обучающихся, создать «ситуацию успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.
Применение информационно-коммуникационных технологий, компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и познавательную активность обучающихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в учебной и повседневной деятельности.
Технология проблемного обучения позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровье сбережения;
использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;
повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы
выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Об игровых технологиях очень хорошо сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Методы и формы
На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Устная работа, нестандартные задания, математические диктанты, тесты, творческая работа обучающихся, создание проектов и презентаций. В данной системе уделяется особое внимание различным формам работы – это фронтальная, групповая, работа в парах.
Информационная культура
На уроках математики и занятиях внеурочной деятельности обращать внимание на формирование информационной культуры: подготовка учителя, информационная подготовка родителей, диагностика психологического состояния обучающихся, оборудование кабинета.
Интерактивные сервисы Web 2.0
Применение сетевых интерактивных сервисов Web 2.0, позволят повысить познавательный интерес обучающихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач.
Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса.
Например, существующие модули LearningApps непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Сервис LearningApps позволяет создавать задания разных типов. Пользоваться им довольно легко, все выполненные задания сразу проверяются. На уроках я применяю не только самой составленные задания, но и пользуюсь готовыми. На сервисе создана галерея общедоступных интерактивных заданий - ЦОР, которая ежедневно пополняется новыми материалами, созданными разными учителями.
Задания, которые можно создавать на сервисе: кроссворды, найти пару,
сортировка по группам, пазлы, сортировка картинок другие. Эти дидактические материалы можно применять на различных этапах урока.
Опыт использования сервиса на уроках математики показывает, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.
Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов
Использовать задания из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Важной составной частью системы работы по формированию прочных вычислительных навыков будет создание банка заданий, в который войдут таблицы-тренажеры, презентации - тренажёры, тесты, электронные учебные пособия. Для организации промежуточного и итогового контроля уровня сформированности вычислительных навыков в банк заданий включить контрольные и самостоятельные работы.
Для пополнения банка заданий использовать материалы сайтов учителей математики, образовательный платформ, Российский общеобразовательный портал и другие.
На втором этапе реализации проекта практической апробации системы работы по формированию вычислительных навыков. Одновременно с процессом совершенствования вычислительной техники осуществить наблюдение за работой обучающихся на уроке, за выполнением домашних заданий. Использовались методы исследования как наблюдение, анкетирование.
На третьем этапе произвести обработку информации, собранной в ходе реализации проекта. Провести анкетирование, контрольное тестирование,
которые покажут качество знаний по математике. Сравнить полученные результаты с ожидаемыми, чего мы и хотели достичь в ходе проекта и чего достигли.
Распространение опыта
Рассмотреть опыт работы по данной теме на заседаниях учителей методического объединения естественно-математического цикла, творческой группы учителей математики, в ходе открытых уроков и занятий, проведение мастер-класса.
Прогнозируемые результаты
Система работы на занятиях внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по формированию вычислительных умений и навыков способствует их совершенствованию, помогает успешному усвоению различных разделов математики, выполнению контрольных и проверочных работ, повышению качества знаний по математике.