Формирование общеучебных умений и навыков школьников как средство качественного образования
Автор презентации Дарьещенкова О. А. учитель начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» Гагаринского района Смоленской области Формирование общеучебных умений и навыков школьников как средство качественного образования
Изменения парадигмы образования формирование умения учиться усвоение ЗУН учебно-предметное содержание стихийность учебной деятельности учение как процесс образования целенаправленная организация деятельности индивидуальные формы сотрудничество
Приоритетная цель: развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения
Общеучебные умения универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ учебно-организационные учебно-информационные учебно-интеллектуальные учебно-коммуникативные
- организация рабочего места., - определение рациональных приёмов учебного труда, - понимание и чёткое выполнение инструкций, - оформление результатов и сравнение их с целью, - постановка целей и задач (индивидуальных и коллективных), - планирование учебной деятельности, - контроль, регулирование, адекватная самооценка, анализ, - установление причин и устранение недостатков собственной и коллективной деятельности УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
- составление сообщения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, - выполнение проекта, - восприятие, переработка информации при слушании, - умение публичного выступления. УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
- установление причинно-следственных связей, - формулирование выводов. - оперирование понятиями, суждениями, УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ
- умение подчиняться решению группы ради успеха общего дела, - владение различными формами устных публичных выступлений, культурой речи, приёмами риторики. УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
Чему и как должна учить школа?
Показатели сформированности общеучебных умений и навыков действенность осознанность полнота рациональность
Критический уровень – учащийся демонстрирует воспроизведение изученных способов действий в типовых учебных задачах. Достаточный уровень – учащийся справляется с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно использует изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования. Оптимальный уровень – учащийся свободно владеет проверяемыми способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения.
Общеучебные умения и навыки обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания
Спасибо за внимание!