12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
наталья70
учитель русского языка и литературы
Россия, Хабаровский край, Якутск

Тема доклада: «Эффективные приемы ИКТ на уроках

русского языка и литературы»

Автор: Баннова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы

Организация: МБОО «Игидейская средняя общеобразовательная школа им. Э.К.Пекарского»

Почтовый адрес: Республика Саха (Якутия), Таттинский район, с. Дэбдиргэ, ул. А.Ф.Боярова, д.42
 

Тема: Эффективные приемы ИКТ на уроках русского языка и литературы Цель: показать приемы ИКТ, которые можно применять на уроках русского языка и литературы.

Задачи:
- дать информацию об ИКТ;

- ознакомить с приемами и технологиями ИКТ;

- применение ИКТ- технологий на уроках русского языка и литературы;

Еще раз не лишним будет напомнить о том, в какой век мы живем. ИКТ окружает нас повсюду, дома, на работе, в автобусе, в магазинах. Эта технология настолько вошла в нашу жизнь, что без нее сейчас никуда. Хочешь- не хочешь, сталкиваешься с ней на каждом ходу.

Так и в нашей профессии учителя, ИКТ составляет значительную часть преподавания. Эта технология богата тем, что можно приукрасить урок, сделать его еще эффективнее.

Так что же есть такое ИКТ? И с чем его едят?

ИКТ- это информационно- коммуникационные технологии. Основными принципами использования ИКТ является развитие мотивации у учащихся к образовательному процессу, индивидуальный подход к каждому ученику, интеграция учебных дисциплин. Урок с ИКТ- это урок- фантастика, урок- путешествие, урок- игра и многое- многое другое, этот список можно продолжать до бесконечности.

Перейдем к основным приемам.

Итак, на уроках часто можно увидеть, как учитель использует программу Power Point. И не зря, ведь готовя урок, в презентацию можно добавить и видео, и музыку, и различного рода анимации и т.д. каждый из этих приемов обращает внимание учащегося. По видео можно показывать жизнь писателя, отрывок, фрагмент - кульминацию произведения, взять именно тот эпизод, на который максимально хотим обратить внимание детей. Такая же задача стоит и перед другими приемами (музыка, анимация, различные эффекты)- заинтересовать детей к уроку.

Параллельно с развитием новых технологий растет и проблема чтения у детей. Какой можно найти выход из этой ситуации? Я на уроках предлагаю старшеклассникам просмотреть фильм на художественное произведение или показываю какой- либо эпизод. Тем самым мотивирую учащихся к дальнейшему прочтению произведения или на крайний случай его просмотру.

Вот недавно на уроке литературы в 7 классе проходили произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», конечно, было дано опережающее домашнее задание прочитать текст, но как я и ожидала, прочли его совсем немногие. Таким образом, дойдя до эпизода о том, как Тарас казнит собственными руками Андрия, как он гордится за другого сына, Остапа; все это пришлось показать фрагментами из фильма. Надо было видеть как у детей заблестели глаза, потому что эффект от просмотра был невероятный.

Следующим приемом, на котором тоже хотелось бы остановиться- это видеоуроки. Казалось бы, видеоуроки созданы для домашнего просмотра. По ним дополнительно можно повторить тему, если что-то забыл. Я же видеоурок применяла в прошлом году, когда у меня был 11 класс. Декабрьское сочинение проходит каждый выпускник. Мы смотрели видеоурок Т.Сениной о том, как писать итоговое сочинение, какие будут изменения, т.е. конкретно на том уроке этот прием носил информационный характер. Для некоторых детей этот урок помог собраться и понять, что это не шутки, что итоговое сочинение это действительно серьезное испытание. Потому что иногда бывает, что слова учителя, постоянно повторявшего о том, как это важно, пропускаются мимо ушей.

В интернете среди многочисленного информационного материала можно найти интерактивные игры по принципу телевизионных передач. Их можно проводить на внеклассных занятиях, на уроках- играх. Такой материал может носит познавательный характер, развлекательный, особенно для среднего звена. В ноябре в нашей школе проходила неделя нашего методического объединения «Слово», мы с коллегами решили выйти за рамки конкретно русского языка, и провели нашу неделю под названием «Синема- Квест», посвященную закрытию Года кинематографа. Для детей мы проводили разные интерактивные игры на тему « Угадай фильм», «В стране мультфильма», для родителей «Наше советское кино». Скажу честно, интерактивную игру я скачала с интернета. В основном они сделаны по программе Power Point- презентации.

Презентации содержат визуальную информацию, которая позволяет развивать воображение, положительные эмоции, формирует умение у учащихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Если же учащийся привык к тому что, он смотрит готовую презентацию, то в конкурсе видеороликов о русском языке, уже мы смотрели на детей. В этом конкурсе ребенок целиком и полностью был участником этого проекта, он смотрел на нас с экрана. В такой деятельности ребенок учится брать на себя ответственность, пробует на себе различные роли, здесь открывается сфера с безграничными идеями. В видеоролике учащийся и бог, и царь, конечно же, под чутким ведением педагога.

В эпоху ЕГЭ, ОГЭ существует много способов контроля знаний учащегося. Одним из которых является онлайн- тест, где учащиеся, сделав все задания варианта, сразу получают результат своих знаний. Кроме таких онлайн- тестов выпускнику могут помочь и приложения, обычно из Play Market. Их много и на любой вкус. Конечно, главным в этом деле является: не запутаться в огромном количестве выбора. Легче выбрать, когда сам учитель, просмотрев все, может рекомендовать приложение ученикам.

Конкретно для своих детей я рекомендовала «Русский язык. Грамотей» (тренажер для подготовки к экзаменам).

Такие тренажеры подходят больше для самостоятельного изучения материала, для повторения правил. Обычно такая технология не вызывает особых трудностей. Дети работают с приложением, не расставаясь с телефоном или гаджетом, который становится частью нашей жизни.

Для повышения качества образования, в прошлом месяце у нас проводился семинар «Применение смарт- технологии на уроках». Такая технология хороша тем, что учитель сам делает подборку материала. Она может использоваться как контроль знаний. Ученик же нажимает на нужную кнопку на пульте. На компьютере учителя выдается список учащихся и их ответы. Если делать такие проверки регулярно, то можно увидеть, как ученик усвоил тему. Учитель, наблюдая за результатами детей, в зависимости от ситуации, может проводить дополнительные занятия и заново проводить контроль знаний.

Как видно, из вышеизложенного материала, ИКТ-технологии тесно вклинились в нашу жизнь, стали ее неотъемлемой частью. Несмотря на многочисленные плюсы такой технологии, у нее есть свои минусы:

- отсутствие интернета;

- отсутствие или плохая мобильная связь;

- плохое оснащение кабинетов русского языка;

- отсутствие интерактивных досок.

Применяя ИКТ- технологии на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения, но и задачи программы по русскому языку и литературе. Ведь все это способствует формированию и развитию разносторонней личности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.