Формирование здорового образа жизни у воспитанников коррекционной школы

6
1
Материал опубликован 29 March 2020

А.Ю. Алексеев

воспитатель

Новобрянская СКОШИ


Формирование здорового образа жизни у воспитанников коррекционной школы


«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Формирование здорового образа жизни школьников актуальная проблема во все времена. Ребенок, у которого в детстве заложены навыки активного, здорового образа жизни, сможет в дальнейшем поделиться своими убеждениями со своими детьми.

По данным Росстата в 2019 году совокупная доля граждан ведущих здоровый образ жизни по всей России составила 12%. По данным индекса «Здоровье» Организации экономического сотрудничества и развития за 2016 год, Россия находилась на 39-м месте из 40 по средней продолжительности жизни. По показателю самооценки состояния здоровья, где учитывалось процентное соотношение людей, сообщающих, что их здоровье «хорошее» или «отменное», Россия находится на 38-м месте из 40 с показателем 43%. [1]

Такие статистические показатели обусловлены низким потреблением овощей и фруктов, а также употреблением алкоголя и курением. Исходя из таких данных, можно обозначить серьезную проблему в формировании здорового образа жизни среди взрослого населения, что не может не оказывать влияния на подрастающее поколение.

Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированную деятельность личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья.

Академик Ю.П. Лисицин дает следующее определение и пояснение понятия «образа жизни». Образ жизни – определенный исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт ее.

Говорить о здоровом образе жизни можно начиная с понятий о здоровье, которых очень много. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 г.) [2; 6].

Данное определение существовало много лет, но в дальнейшем подверглось огромной критике в различных работах. Более точное и понятное определение понятия сформировал B.C. Лучкевич: здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии[4; 35].

«Психическое и физическое здоровье детей» - ведущая педагогическая парадигма. Основная цель школы – формирование навыков психофизической адаптации школьников к условиям окружающей жизни, включая всю совокупность биологических и психических компонентов. Школьная образовательная среда изобилует воспитательно-дидактическими ресурсами вышеназванного направления, где основная доля, принадлежит физической культуре. «Являясь важнейшим фактором направленного оптимизирующего воздействия на развитие природных (биоструктурных и биофункциональных) свойств индивида, физическая культура вместе с тем имеет незаурядную ценность как фактор содействия его духовному развитию, становлению и проявлению свойств личности» (Л.П. Матвеев, 2004).

Не для кого не секрет, что детям, которые испытывают проблемы со здоровьем, трудно учиться. Задача педагога коррекционной школы, помочь ребенку с ОВЗ справиться трудностями, которые встречаются на пути школьнику. В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Формирование здорового образа жизни направлено не только на физическое состояние, но и на развитие интеллектуальных, нравственных, социальных и эмоциональных качеств детей. Многие педагоги выделяют следующие технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья.

Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин.;

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке;

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно;

Гимнастика для глаз;

Дыхательная гимнастика.

Также разделяют и технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия;

Спортивные секции;

Активный отдых [7; 105].

Работая воспитателем коррекционной школы уже не первый год, реализую программу по формированию здорового образа жизни у своих воспитанников. Программа имеет 4 направления: основы знаний о ЗОЖ, воспитание культуры здоровья, профилактика вредных привычек, проведение подвижных и развивающих игр.

В рамках реализации программы проводятся занятия на тему правильного питания, о здоровом сне, о витаминах, об укреплении иммунитета, о режиме дня, о соблюдении личной гигиены. О вреде алкоголя, курения, профилактика употребления ПАВ, профилактика интернет зависимости. Прогулки в парке, в лесу, походы в бассейн всей группой. «Веселые старты» или «Сильные, смелые, ловкие, умелые» - небольшие игры-соревнования внутри группы. Также 1 раз в четверть проводятся общешкольные спортивные соревнования: Кросс, Веселые старты, Лыжные соревнования, Хоккей или Футбол.

В своей деятельности я использую все технологии, направленные на обучение здоровому образу жизни, на сохранение и стимулирование здоровья, и, конечно, коррекционные технологии.

Приемы и методы – беседы, показ видеороликов профилактической направленности, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-тренинги, подвижные игры и многое другое.

За полтора года работы с детьми по данной программе видно значительное увеличение уровня охвата детей, ведущих здоровый образ жизни. 100% детей группы не имеют вредных привычек, не курят и не употребляют алкоголь. Также на протяжении 3-х полугодий проводилась диагностика по направлению «Охрана здоровья и физическое развитие», разработанная на основе методик диагностики Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна. В основе диагностики было анкетирование детей по нескольким разделам:

Внешнее строение человека

Где прячется здоровье

Контроль за поведением

ЗОЖ. Витамины

Техника безопасности

Правильное питание

Личная гигиена

Режим дня

Результат анкетирования определялся в баллах от 1-3, где

1 -  навыки не сформированы

2 – недостаточно сформированы

3 – навыки сформированы

После анкетирования каждого ребенка выводился средний балл в общем по разделу.

Вначале работы с детьми по программе формирования здорового образа жизни, в 1-м полугодии 2018-2019 учебного года, уровень сформированности навыков не превышал 1,8, тогда как уже на выходе в первом полугодии 2019-2020 года высший средний балл достиг отметки 2,8.

На диаграмме явно прослеживается увеличение показателей по каждому разделу за каждое новое полугодие.

t1585498578aa.gif


Также дети, с которыми я работаю по данной программе, с удовольствием занимаются спортом и посещают самые различные секции. В марте 2019 года команда Новобрянской СКОШИ заняла 1 место на Республиканском турнире по настольному теннису в рамках «Специальной олимпиады России». На данном турнире были медали в личных первенствах 1 и 2 место заняли наши мальчики-теннисисты.

Призовые места часто занимаются ребятами из моей группы на соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, где большое значение имеет физическая подготовка участников.

Также в 2019 году ребята занимали 2 и 3 места в Республиканском турнире по вольной борьбе, 2 место в Республиканских соревнованиях по баскетболу. 2 место в Республиканских соревнованиях по мини-футболу.

Таким образом, благодаря работе проводимой воспитателем на протяжении времени у детей повышается уровень мотивации здорового образа жизни, дети приобретают навыки и привычки здорового образа жизни, занимают места в спортивных соревнованиях, приобретают уверенность в себе и в собственных силах, а это залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия окружающей среды. Здоровье - это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно его надо беречь! Задача педагога научить ребенка пользоваться этим даром сохраняя и приумножая его.


Список использованной литературы:


РБК.РУ [Электронный ресурс]. https://www.rbc.ru/society/08/11/2019/5dc41d349a7947456b9d9bca. Дата обращения: 15.01.2020

Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учеб. пособие для вузов – М.: Академический проект, 2005. – 576 с.

Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: учеб. пособие. – СПб.: СПбГМА, 1997. – 184 с.

Ивачев П.В., Кузьмин К.В., Чурилов Ю.С. Основы социальной медицины: учеб. пособие. – Екатеринбург, 2007.

Роман, Иделевич Айзман Здоровьесберегающие технологии в образовании 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / Роман Иделевич Айзман. - М.: Юрайт, 2017. - 340 c.

Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2012. - 208 c.

Деева, Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки. ФГОС ДО / Н.А. Деева. - М.: Учитель, 2018. - 870 c.

В.В. Нищева . Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001

Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т В. Варенова. - М.: Форум, 2015. - 272 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за публикацию. Я думаю, вашим ученикам повезло с учителем.

2 April 2020