12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Байлова Екатерина Валерьевна74
Россия, Ульяновская обл.
4

«Формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функционально грамотной личности»

«
Формирования читательской компетентности дошкольников как ус
PPTX / 3.77 Мб

/data/files/f1668238932.pptx (Формирования читательской компетентности дошкольников как ус)ости»


Вам уже интересно?

Тогда давайте попробуем представить себе такую ситуацию:

*Видео про девочку не понимающую условие задачи*



file:///D:/D_sad/ДС_6/ТНР/собрания/собрание/devocka-ne-mojet-resit-zadacu_(videomega.ru).mp4

А теперь вернемся к теме нашего собрания:

Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей.

Нужно это нашим детям? Однозначно да!

Что нам для этого нужно? Взять книжку и прочитать детям сказку. Почему именно прочитать, а не посмотреть мультик?

Мультфильмы – это пассивное восприятие информации. Ребёнок не прилагает никаких усилий для того, чтобы обработать полученную информацию и суметь применить её в жизни. Страдает развитие мышления, так как ребёнок получает уже готовую картинку и простора для фантазии у него совсем не остается.

Какие же плюсы в чтении книг?

Самый большой и самый значимый плюс в том, что совместное прочтение книги с ребёнком даёт и детям, и самим родителям возможность быть ближе друг к другу. Вы дарите своем ребенку новый мир. Интонация, ваш голос, совместные эмоциональные переживания за героев, возможность остановиться и обсудить прочитанное… Это ли не самое замечательное в совместном проведении времени с любимым ребёнком?

Книги развивают фантазию и учат нестандартному мышлению. Ведь всегда можно остановиться и задать вопрос ребёнку: а как бы он поступил на месте героя?

И вот мы наконец-то нашли время и прочиталисказку. Тут и сказочки конец, а кто слушал - молодец. Но, на самом деле, это не конец, а только начало.

Чтобы научить ребенка работать с текстом можно пойти классическим путем.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

А можно использовать прогрессивный способ. На нем я хочу остановиться немного подробнее.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др.

Приведу примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного:

*Каждому пункту соответствует слайд презентации*

1. Вместе составьте цепочку ключевых слов (картинок), которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.

2. Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.

3. Работа с деформированным текстом.

Предложите ребенку поставить картинки из сказки в нужной последовательности. В дальнейшем, когда ребенок будет читать, можно распечатать текст и разрезать его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.

4. Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

5. Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.

 Разобрались с прозой - переходим к стихам

*Видео с мальчиком, учащим стих*



file:///D:/D_sad/ДС_6/ТНР/собрания/собрание/malcik-ne-mojet-viucit-stix_(videomega.ru).mp4

 Начать можно с простых заданий.

1. Определить тему, основную идею текста. ("Осень")

2. Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс (мнемотехника стих про осень)

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом - его анализу.

Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым.

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

*Каждый пункт – слайд в презентации*

1. Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Какое имя и отчество у моего отца? (Петр Иванович)

2. Гусеница не длиннее червяка.
Червяк не длиннее гусеницы.

Кто длиннее: гусеница или червяк? (одинаковые)

Подобные задания развивают навыки осмысленного восприятия текста, учат быть внимательными.

3. В кафе три подружки заказали кекс, порцию мороженого и пончик.

Даша не заказывала пончик.
Милана не заказывала ни кекс, ни пончик.

Что заказала Саша? (пончик)

Регулярные тренировки полезны и взрослым: будете быстрее понимать суть, критически оценивать информацию, раскрывать подтекст любого произведения, который автор хотел донести до читателя.










 

 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.