Формирующее оценивание на уроках информатики
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации.
И система оценки качества в настоящее время включает целый комплекс процедур, позволяющих осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся.
Однако все они направлены, прежде всего, на оценку сформированности предметных знаний, чем существенно отличается от международных исследований, по которым определяется уровень российского образования России (TIMSS, PIRLS, PISA). Они свидетельствуют, что российские школьники традиционно демонстрируют высокий уровень академической подготовки и «испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач».
Одной из причин таких результатов, исследователи выделяют проблемы традиционной системы оценивания учебных достижений, которые проверяются процедурами ЕСОКО, и отсутствие критериев оценки метапредметных результатов (универсальных учебных действий).
Действительно, коллеги, понятие «оценка» по-прежнему в современной школе фактически соответствует понятию «отметка» и выражается в пятибалльной (а по факту трех- или четырёхбалльной) шкале, предполагающей всего два положительных результата (удовлетворительная отметка «3» не является положительной в массовом сознании). Выставленные в журнал, дневник отметки не позволяют отразить все нюансы результатов учебной деятельности обучающегося и получить как ученикам, так и родителям информацию о том, какие именно задачи научился / не научился решать конкретный ученик, какими для этого овладел / не овладел умениями.
Требования к регулярной проверке предметных знаний учеников, к накопляемости отметок в журнале не способствуют формированию учебной мотивации: часто ребенок, еще не успевший разобраться в учебном материале в силу разных причин, получает «2» за урок, что подчеркивает его неуспех и лишает реального стимула вернуться к тому учебному материалу, в котором он не смог или не захотел в определенное время разобраться (отметка же уже выставлена). Вместе с двойкой, а часто и с тройкой ребенок получает от учителя установку на неуспех, а это, конечно, противоречит условию психологической комфортности. Да и критерии, отделяющие один показатель оценочной шкалы от другого крайне расплывчаты, их часто учителя трактуют субъективно, а ученик и вовсе не владеет информацией о критериях выставления отметок.
Следовательно, сложившаяся практика контроля и оценивания не позволяет мотивировать обучающихся на достижение результатов, на успех; не является механизмом управления качеством образования.
У меня возник вопрос, КАК ЖЕ необходимо оценивать уровень сформированности учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС, при которых оценка должна ориентировать на достижение результатов, обеспечивать возможность регулировать образовательную деятельность на основе полученной информации.
При поиске ответа для решения данной проблемы удалось выяснить, что одним из путей является внедрение в образовательную деятельность технологии формирующего оценивания, разнообразного инструментария внутриклассного оценивания, подтвердившего свою эффективность в зарубежной школе.
Итак, тема методического семинара «Технология формирующего оценивания как средство повышения качества образования»
В чем же суть данной технологии, коллеги?
Изучение литературы по данному вопросу позволило сделать вывод, что формирующее оценивание отличается от традиционных подходов оценки образовательной деятельности обучающихся и направлено на отслеживание процесса обучения и получение при этом информации об уровне обученности, которая позволяет и ученику, и учителю принимать решение, «как улучшать и развивать учение»1, т.е. ставить новые образовательные цели и определять пути развития, планировать учебную деятельность по достижению новых результатов значимых для ученика; при этом, как отмечают исследователи, сравниваются достижения ученика с его собственными прежними успехами2.
Формирующее оценивание отличается от итогового. Как сказал Боб Стейк: «Когда суп пробует повар — это формирующее оценивание; когда суп пробуют гости — это итоговое».
Марина Александровна Пинская выделяет ключевые характеристики формирующего оценивания, которые соответствуют базовым принципам оценивания ФГОС (вы их видите на слайде):
Как меняется при этом школьный урок? Учителя видят учебный процесс глазами своих учеников, ученики видят себя в качестве собственных учителей3.
Урок становится точкой роста для ребенка! На занятии даже самый слабый ученик чувствует себя успешным!
Формирующее оценивание можно сравнить с поливом растения. “Поливаем, чтобы росло, учим, чтобы ученики почувствовали "вкус" к учебе!”
Формирующее оценивание Оно необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Оно позволяет постепенно формировать знания учащихся ориентируясь на сильные стороны учащихся
Не секрет, мы все любим, чтобы нас хвалили. Очень важно отмечать успехи ребенка. Как это сделать? Некоторые речевые конструкции представлены на слайде.
Но важно помнить, что хороший отзыв должен содержать 4 элемента:
подчёркивание и похвала того хорошего и правильного, что есть в работе
выделение того, что должно быть исправлено или над чем нужно поработать дополнительно
подсказки, как можно выполнить то или иное задание
совет по поводу того, в каком направлении ученик должен двигаться дальше.
Учитель помогает ребенку выстраивать индивидуальную траекторию развития.
•подсказывая, какие пробелы в знаниях имеются
• подсказывая, в каком направлении двигаться, чтобы эти проблемы исправить. В конечном итоге это влияет на ту оценку, которую мы привыкли называть отметкой.
Поэтому эту оценку называют формируюшей, так как она формирует ответственность за своё обучение.
Так, например на уроках при выполнении учениками самостоятельной работы по закреплению изученного посредством приема формирующего оценивания «Две звезды и желание» ребята отмечают два положительных момента в работе и дают один совет, рекомендация по совершенствованию работы.
Такие оценочные листы позволяют управлять процессом познания и корректировать, и устранять пробелы.
Критерии, которые отражаются в листах самооценки связаны с темой урока и изучаемым материалом. Они отражают те виды деятельности, которые будут осуществляться на уроке. Таким образом, в течение урока происходит пооперационный систематический контроль формирования умения или способа действия.
Очень важным является аспект того, как представляется информация в различных оценочных листах. Самым главное – отмечаются «успехи» ребенка, а не его недостатки. Это является мощным мотивационным эффектом и способствует тому, что ученик старается «нарастить» свои успехи.
Исследователи и практикующие учителя отмечают, что обратная связь является основой формирующего оценивания. При этом важно учитывать, что информация, которую дает учитель должна мотивировать ученика на продвижение вперед.
Так, в течение любого урока с целью получения данных о том, как ученики поняли то, что изучали может быть задан вопрос: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» (прием «Мини-обзор»). Полученные данные позволят в дальнейшей работе акцентировать внимание на моментах, выявленных благодаря комментариям учеников.
Применение приема «Трехминутная пауза» дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Прием «Одноминутное эссе» позволяет учителю получить обратную связь о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными?
Следует отметить, коллеги, что использование технологии формирующего оценивания дает положительные результаты в повышении качества образованияпо предмету и при сдаче ОГЭ по информатике.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирующее оценивание соответствует базовым принципам оценивания ФГОС, формирует у обучающихся умение учиться, развивает учебную мотивацию, навыки критического мышления, является эффективным средством повышения качества образования: обеспечивает участие ученика в процессе оценивания; непрерывность; формирует учебный процесс, улучшает качество учения; обеспечивает индивидуальный подход; принцип самооценки и способы улучшения результатов.
1 Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. С. 7
2 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. ормирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3 Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников; под ред. В.К. Загвоздикина, Е.А. Хамраевой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017. – 496 с.