«Формула любви» ( Интегративное погружение на уроках биологии, литературы, русского языка, химии в 11 классе)
Климова Алена Александровна – учитель химии и биологи;
Егорова Светлана Николавна. – учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени Г. К. Жукова станицы Ильинской муниципальное образование Новопокровский район Краснодарский край Россия
«Формула любви» ( Интегративное погружение на уроках биологии, литературы, русского языка, химии в 11 классе)
Описание метода погружения на уроках в школе.
Каждому учителю хочется идти в ногу со временем и создавать современные уроки. Что же такое современный урок? Это результат совместной деятельности учителя и учащихся. Урок рождается именно в момент его проведения, происходит живое рождение, выращивание нового представления о мире. Учителю нужно чувствовать пульс урока, быть готовым применить любой прием из арсенала учителя, чтобы направить мысли и деятельность учеников в нужное русло. Для рождения такого урока нужны соответствующие цели, задачи и мотивация учения. Ставя цель одного урока, нужно видеть цель всего учебного процесса. Сергеев И. С. сказал в своей книге «Основы педагогической деятельности»: «Закономерность говорит об этом общем виде: усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека. Бессмысленную информацию усвоить невозможно. Безразличную почти невозможно». Для того, чтобы урок получился, нужны, во-первых, заинтересованность учителя, чтобы преподаваемый ему материал был интересен, чтобы в нем он видел непознанные аспекты, загадки, во-вторых, желание узнать что-то новое. В соавторы нужно взять класс, коллег, и тогда этот материал станет интересным для всех: и для учителей, и для учеников, и даже для их родителей.
В поисках новых форм и методов в изучении предметов нас заинтересовал метод погружения.
Хотелось бы поподробнее описать метод интегративного межпредметного погружения, который мы используем на своих уроках. Несколько раз в год на своих занятиях посвящаем изучению одной проблемы или темы. Это особенно интересно, потому что один учитель- гуманитарий: преподаватель русского языка и литературы и иностранного языка, а другой – преподаватель биологии, экологии и химии. Казалось бы, ничего общего! Но это не так. Очень много проблемных вопросов можно решить в полном объеме, лишь прикоснувшись к ним с разных сторон.
Такое погружение на уроках в сельской школе стало возможным лишь после того, как было введено профильное образование, что расширило наши возможности: во-первых, это дети заинтересованные в той или иной деятельности; во-вторых, это увеличение количества часов, значит и возможность изучить ту или иную тему досконально.
Хотелось бы отметить, что начинали мы с обыкновенных интегрированных уроков и пришли вот к такому погружению. Почему? Что это эксперимент?
Что подвигло нас на такое непростое для школы дело?
Мы считаем важным научиться оживлять школьные предметы: дать возможность детям пропустить через себя открывающееся новое знание. Надо отметить, что у детей отсутствует целостное представление окружающего мира, потому что предметы разрознены, программы не согласованы, в итоге у детей складывается мнение, что нужно изучать ту или иную тему лишь потому, что этого хочет учитель или для того, чтобы получить хорошую отметку по предмету, но нужно ли это ему в жизни никто даже не задумывается. Мы хотим помочь детям найти связь учебного материала с жизнью, увидеть пользу изучаемого в школе материала, может быть, получить дополнительный стимул к учебе.
Погружение – это единственное время, когда мы - учителя работаем вместе: согласовываем смыслы, темы, содержание и формы работы с детьми. Одновременно мы вместе учимся, погружаясь в межпредметные связи, открываем для себя что-то новое. Погружения – это очень интересно и детям, и учителям, они разрывают монотонно протекающую, традиционную школьную жизнь.
Мы выделяем несколько уровней в погружениях, которые важно планировать в процессе их подготовки и проведения.
1-й уровень. Психологический. В подготовке занятий и их проведении принимают активное участие и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель, то в этом случае задействованы учащиеся. Они делятся на группы, команды, экипажи, получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, учатся работать вместе.
Погружение при этом задает иной, чем обычно, школьный темп и стиль жизни, - это шанс для двоечника показать свои организационные, коммуникативные и другие позитивные черты, для скромного, стеснительного на обычных уроках ученика – возможность проявить свои таланты в мозговом штурме.
2-й уровень: Предметный. Погружение – способ познания окружающего мира его закономерностей, а так же одно из средств качественно изучать школьные дисциплины.
3-й уровень: Межпредметный. Именно межпредметные уровень - основной, на нем держатся те или иные предметные знания, тогда картина жизни наших учеников становится целостной и системной.
Подготовка к межпредметному интегративному погружению.
Начать подготовку можно, отталкиваясь от одного из трех оснований:
определенного надпредметного понятия, тех или иных межпредметных связей;
предметных задач, связанных со школьной программой;
социально-психологических задач развития коллектива.
Этапы подготовки погружения:
1 этап. Определение надпредметного понятия, вокруг которого будет строиться погружение. (Составление плана школы на год)
2этап. Определение основного содержания погружения. (Составление списка основных тем и проблем, которые могут быть включены в погружение)
3этап. Подбор предметного содержания. (Подбор осуществляется основными учителями-предметниками)
4 этап. Подробная разработка всех линий погружения.
5 этап. Собственно погружение.
6 этап. Подведение итогов погружения.
В качестве примера предлагаем разработанный и проведенный нами урок « Формула любви»
Тема: “Формула любви!” (первый слайд)
Тип урока: интегративное погружение
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: вывести формулу любви
Задачи: 1) осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведениях художественной литературы; 2) выяснить, какие химические вещества отвечают за состояние влюблённости, изучить структуру и состав этих веществ, их местонахождение и условия выделения;
3) определить, какие участки головного мозга отвечают за состояние влюблённости; 4) развивать умение видеть мир чувств и переживаний; образную речь, логическое мышление, умение доказывать свою точку зрения; 5) основываясь на психологических исследованиях эмоционального мира учащихся с помощью анкетирования выявить тип эмоционального взаимодополнения;6) воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание;
Методическая оснащённость: презентация «Формула любви», компьютер, экран, карточки-задания, тест «Эмоциональная мелодия», тексты произведений, песня «Химия любви», фильм «Тайны любви»; песня «Я тебя никогда не забуду», «Нежность»
Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа, КТД
Эпиграф:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Я вывел бы её закон
Её начало.
И повторял её имен инициалы.
Б. Пастернак
Ход урока
Учитель литературы: Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. О Ней – почти все песни и стихи. Бунин сказал, что в литературе вообще есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщин (как полагают женщины) знают о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать. О ней, такой таинственной и такой прекрасной и пойдёт речь на уроке. Шестнадцатилетний поэт Александр Сергеевич Пушкин о ней напишет:
Ученик:
Любовь одна – веселье жизни хладной,
Любовь одна – мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!
Учитель химии: Тема урока: (звучит Лунная соната Л. Ван Бетховена).
“Формула любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. П. Брегг считал, что «Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- ЛЮБОВЬ». П. Брегг (второй слайд приложения)
Учитель литературы: Сегодня мы поговорим о самом романтическом чувстве, о любви между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве:
Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо. Ю. Огнев
Учитель химии: Постановка задач урока (третий слайд)
Учитель литературы: На нашем уроке мы постараемся глубже познать значимость любви и её проявлений во взаимоотношениях с людьми и решить,
Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты иль благодать?
Учитель химии: Помните, как еще граф Калиостро (и не он один) тщетно пытался найти «формулу любви и привлекательности». Теперь это стало возможным на нашем уроке.
Наша цель вывести формулу любви, над которой работали и работают ученые- исследователи разных областей знаний: химики, биологи, физики, литераторы, искусствоведы, психологи.
Учитель литературы: Учёные, изучающие науку о любви (аморологию), утверждают:
“Любовь есть сфокусированное на конкретный объект стремление к счастью” Что же такое, по-вашему, любовь? ( 4 и 5 слайд)
Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.
Первая подгруппа: - Какие положительные чувства может вызывать любовь?
(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)
Вторая подгруппа: - Какие отрицательные чувства может вызывать любовь?
(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)
Третья подгруппа: - ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?
(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)
Четвёртая подгруппа: - Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ
(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)
Работа со словарями
Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты. Любовь – это: (6-7 слайды приложения)
Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.
Никто не может толком сказать, что такое любовь, но все знают, когда она приходит и называют её признаки.
Некоторые, а, может быть, и многие уже испытывали чувство влюбленности. Вспомните, что происходило с вами в этот момент? Запишите ваши ощущения в тетрадь. (Ответы детей) (8 слайд)
Учитель химии: Понятно, что этот список можно продолжить. Ведь многие проявления влюбленности очень индивидуальны. Да и то, что перечислено в этом списке знакомо далеко не всем. Все зависит от вашего темперамента, возраста и пола. Но если вы никогда не испытывали всего этого, то, поверьте, вы потеряли в жизни очень много!
Учитель литературы: Любовь – это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встречался или обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего её. Она воодушевляет. Возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее. Любовь- это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Высочайшие примеры любви - именно в литературе. Вот и возьмём эти примеры себе в помощь, потому что читая произведения, мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Ведь с каждым героем мы переживаем его любовь вместе.(слайды 9-11)
Ученица 1: Слово «Любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтическое, возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир (читает стихотворение Щипачева С. П.)
Ученица 2: Многих волнует вопрос: в чем же состоит живительная, творческая и жизнеутверждающая сила любви? Любовь уже на стадии зарождения, которую называют влюбленностью, побуждает в человеке все самые лучшие, самые благородные, самые добродетельные силы, как бы окрыляя его. Современные молодые люди почти не умеют различать в своих чувственных состояниях увлеченность, влюбленность и любовь. Именно красота этого чувства вдохновляет человека на самые невероятные, всегда прекрасные и добродетельные дела.
Ученик 3:
Все начинается с любви. Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова: «Все начинается с любви!»
Все начинается с любви: и озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка – все начинается с любви.
Все начинается с любви – с любви! Я это точно знаю.
Все, даже ненависть – родная и вечная сестра любви.
Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох,
Трагедия, тоска и подвиг – все начинается с любви…
Весна шепнет тебе: «Живи!»… И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься, и начнешься. Все начинается с любви!
Ученик 4: читает стихотворение Н. Заболоцкого « Её глаза как два тумана…»
Ученик 5: читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Любовь, любовь- гласит преданье…»
Учитель литературы: «Любви все возрасты покорны» - сказал когда – то Пушкин. И верно Гёте в 74 года делает предложение 19-летней Ульрике. Знаменитого Энрике Карузо душили рыдания, когда он пел о любви, те же рыдания душили публику в зале. Любовь – это крылья. Недаром говорят: все влюбленные талантливы. Мы знаем примеры подлинной красоты любви – любви единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей. Назовите эти имена.
(Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Арбенин и Нина, Чернышевский и Ольга Сократовна, Пушкин и Наталья Гончарова, Лермонтов и Варенька Лопухина…).Вашим домашним заданием было исследовать любовные отношения литературных героев и их создателей. (ответы учащихся):1 группа. Тристан и Изольда (слайд);2 группа: Г.Н.Н. и Ася. (И.С.Тургенев “Ася”) (слайд 12); 3 группа: Ромео и Джульетта (слайд 13); 4 группа Мастер и Маргарита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (слайд 15); 5 группа: И.С. Тургенев и Полина Виардо; 6 группа: Желтков и Шеина «Гранатовый браслет» Желтков и Шеина (слайд 14). 7 группа: Пушкин и Наталья Гончарова (слайд16-23 );Учитель химии: Феномен любви интересует не только поэтов, мечтателей и романтиков, но и склонных раскладывать все на элементы и молекулы биохимиков. Сразу несколько групп исследователей решили изучить любовь под микроскопом и, наконец, ответить на вопросы: почему возникает это чувство и как долго живет любовь?
Нами были проведены исследования, в результате которых мы выяснили, что оказывается на чувства одного человека к другому влияют разные факторы: тембр голоса, запах, эмоции, а все это происходит в результате химических процессов в организме человека.(слайд 24)
Где же находятся «зоны любви» в нашем организме?
1 группа: «Биология любви» (слайд 25-28) приложение №2,5,9
- Как же запах влияет на состояние влюбленности человека?
2 группа: «О запахах любви»; приложение №3,9
Какие химические вещества вырабатываются в определенный момент в организме человека и влияют на влюбленность?
3 группа: «Биохимия любви» (слайд 29-30) приложение №4,6,9
Психологов тоже не оставила эта тема равнодушной. Великий русский писатель Л. Н. Толстой «первый понял, что кроме всяких свойств, у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия». Именно эта душевная мелодия, которая звучит в каждом из нас, и есть то, что так трудно объяснить научно, но так просто почувствовать, пережить, с помощью чего можно объяснить тайну избирательности любимого человека
4 группа: «Психология любви» (анкетирования класса) приложение №7,8
Учитель химии: Мы не представляем себе жизни без острых любовных приключений. Нас хлебом не корми, только дай повлюбляться. Правда, на счету этой страсти уже немало жертв и трагедий, что никак не укладывается в формулу настоящей любви, потому что она, по мнению известного психолога-практика Михаила Лежепокова , никогда не может привести к гибели человека или к мысли о самоубийстве. Но, несмотря на эти "побочные" явления, миллионы людей попадают в сети эмоции влюбленности, стремятся к ней, мечтают сгореть в ее огне, жертвуя собой. Давайте спросим медиков, почему?
Выступление учеников (группа медиков).
Мы ознакомились с различными исследованиями в области любовных отношений и теперь можем ответить на следующие вопросы: (слайд 31)
Учитель химии: Мы исследовали на нашем уроке любовь со вех сторон, и теперь мы смело можем вывести вожделенную формулу любви.
Учитель литературы: Как бы ты закончил предложение: “ Любовь – это...» (выводим формулу любви) (слайд 32)
Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами. Приложение №10 Вот возможные варианты
Я х ОНО
1) Л = _____________ _ СВЕРХ-Я,
УМ 2) Л = (С+З+О+Х+Б+Ф)Ч
Учитель химии: Из чего же складывается Любовь?
Учитель литературы: Для возникновения настоящей любви, длящейся годами, одних химических реакций мало. Какой будет ваша любовь, зависит только от вас. Любовь – это семена, которые мы сеем в течение всей жизни, а каким будет урожай, зависит только от вас самих.
Закончить наш урок я бы хотела словами Э. Асадова (слайд 33)
Литература:
1. Интегрированный урок на тему "Любовь, что движет Солнце и светила" (Данте)- сост. Жовтонога О.И.
2. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986.
3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006
4.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006
5. Научно методический журнал. Классный руководитель № 2 – М., 2009.
6.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1999.
7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты урока, разработки занятий) автор – составитель И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
8.Эпштейн М. Межпредметное интегративное погружение: Как организовать и провести. – М: Чистые пруды, 2009. (Библиотечка «Первое сентября»)
9. Статья из номера: АИФ №10 от 05 марта 09, Автор: Наталья Коршунова.
10. Энциклопедический словарь юного химика \ Сост. В.А. Крицман,
В.В. Станцо, М.: Педагогика, 1982.
11. Энциклопедический словарь юного биолога \ Сост. М.Е. Аспиз. М.: Педагогика, 1986.
Спицына Любовь Ивановна
Ирина Владимировна Казарцева