12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зуева Нина Александровна1614
Высшая категория, идем к следующей цели - педагог-наставник!
Россия, Пермский край
2

Метод эмоционального погружения на уроках литературы




Презентация к мастер-классу
PPTX / 240.95 Кб

 

Методическая разработка

мастер-класса по литературе

 

МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОГРУЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


 

Выполнила:

Зуева Н.А.

преподаватель русского языка

и литературы

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»


 

 

2018 г.


 

Технологическая карта мастер-класса

Тема. Метод эмоционального погружения на уроках литературы.

Раздел. Русская литература второй половины XIX века.

Дисциплина. Литература.

Цели:

Образовательная: познакомиться с понятием эмоциональный интеллект, выделить этапы реализации метода.

Развивающая: развитие эмоционального интеллекта.

Методы организации учебной деятельности: информационный, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методические средства обучения: презентация,5 конвертов, клей 5 шт., 5 листов, фломастеры, таблица этапов 8 штук, тексты для инсценировки, Библия, иллюстрации, магниты.

Межпредметные связи: обществознание.

Ресурсы сети Интернет:

Буктрейлер «Преступление и наказание» https://www.youtube.com/watch?v=iVEnKcqIQw4.

Источники:

1. Активизация эмоциональной сферы учащихся на уроках русского языка и литературы https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/10/aktivizatsiya-emotsionalnoy-sfery-uchashchikhsya-na

2. Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта http://gorinaolga.ucoz.ru/dok/predstavlenie_zajavitelja_gorinoj_o.v..pdf

3. Эмоциональный интеллект школьника на уроке литературы http://www.azbyka.kz/emocionalnyy-intellekt-shkolnika-na-uroke-literatury


 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Одной из целей обучения Литературе является (слайд 1):

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


 

И без развитых чувств эту цель достигнуть не возможно.

Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников.

Поэтому определяемся с целью (слайд 2): создание на уроках литературы условий для развития эмоционального интеллекта учащихся в процессе постижения идейно-художественного своеобразия произведений классической литературы, повышение качества знаний на основе применения отбора эффективных методов обучения, которые обеспечивают применение теории в жизни

(слайд 3) В отечественной и зарубежной методике в последние годы часто используется термин «эмоциональный интеллект». Это новое выражение в нашем языке. Наряду с уровнем интеллекта IQ, в настоящее время всѐ чаще, проявляется интерес к показателю EQ – emotionalquality, что означает качество чувств.

(Слайд 4) Тема моего мастер-класса: метод эмоционального погружения на уроках литературы.

Наша цель разобраться какие этапы помогают реализовать данный метод и соответственно развить эмоциональный интеллект.

Я предлагаю вам погрузиться в один из уроков литературы и проследить все этапы эмоционального погружения обучающихся в пространство художественного произведения (слайд 5). У вас на столах есть эти листы, прошу делать пометки по ходу нашей работы.

(слайд 6) Просмотр буктрейлера.

(слайд 7) Тема урока: «Преступление и наказание» - странный русский детектив". Вообще существует всего 7 схем детективов, но Достоевский выдумал свою 8 схему.

В первой части романа известно, кто убил, кого убил, зачем убил и с каким побудительным мотивом. Побудительных мотива 2. Первый какой?

- Деньги

- Деньги. Мармеладов — последнее, что к этому подталкивает. Надо дать деньги несчастным

Ну и второй мотив, самый очевидный — это теоретический. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Надо переступить. 

И вот в первой части все понятно. 

А теперь следующий вопрос: И что?

И вот на этот вопрос автор и отвечает. Фантастический детектив, в котором самое главное происходит за рамками детектива, и после детектива. Там сформулирован пожалуй, самый главный и самый страшный вопрос: Вот есть старуха, старуха отвратительна. Старуху надо убить. Старуху хочется убить. Нет ни одного логического аргумента против того, чтобы убить старуху. И тем не менее старуху убивать нельзя. 

Вот над этим парадоксом Достоевский бьется на протяжении всего романа. Почему нельзя убивать старуху, которую очень хочется убить? Причем он действительно как хороший такой профессиональный экспериментатор, он ставит этот инвиво на живом объекте, страшный этот эксперимент, нарочно подчеркивая всеми способами отвратительность старухи. 

Главная проблема не кто убил, а почему нельзя убить. И вот в этом-то и заключается главный фокус «Преступления и наказания». Потому что вопрос задан в плоскости логической, а ответ не удается в плоскости антропологической. Вот это пожалуй самое странное, что есть в этой книге. 

 

И здесь на первый план выходит другой "преступник" этого романа - Соня Мармеладова.

У вас на столах есть листы с текстом. Давайте попробуем проинсценировать моменты перелома в душе Раскольникова. (Приложение 2)

У меня в руках Книга. Как вы думаете, что это за книга. И почему она так важна? (Библия)

У вас на столах лежат конверты с картинками, используйте их и составьте коллаж, иллюстрирующий этот роман. (4 минуты).

Вывесим ваши работы на доску. Есть ли желающие прокомментировать свою работу?(выслушиваются ответы)

А в домашнем задании у вас - отзыв или рецензию на это произведение. Попробуйте сформулировать свою точку зрения и посоветовать эту книгу аудитории (Как всегда ваши работы жду на свою электронную почту или в контакте)

 

(Слайд 8) Давайте подведем итог и сравним, какие этапы эмоционального погружения вы выделили? (Слайд 9)

И закончить я бы хотела словами К.И.Чуковского: "Литература призвана «научить ребенка … сопереживать, сорадоваться, сострадать» предупредить появление нравственной глухоты, помочь овладеть способностями эмоционального интеллекта и развивать его".


 

Приложение 1.


 

Приложение 2

1.

Это откуда? — крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.

Мне принесли, — ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.

Кто принес?

Лизавета принесла, я просила.

Где тут про Лазаря? — спросил он вдруг.— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.

Она искоса глянула на него.

Не там смотрите… в четвертом евангелии… — сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.

Найди и прочти мне, — сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.

Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.

Разве вы не читали? — спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился все суровее и суровее.

Давно… Когда учился. Читай!

А в церкви не слыхали?

Я… не ходил. А ты часто ходишь?

Н-нет, — прошептала Соня.

Ты с Лизаветой дружна была?

Да… Она была справедливая… она приходила… редко… нельзя было. Мы с ней читали и… говорили. Она бога узрит.

Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на «несчастную помешанную».

Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.

Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!


 

2.

- Ну, так зачем же... как же вы сказали: чтоб ограбить, а сами ничего не взяли? - быстро спросила она, хватаясь за соломинку.

- Не знаю... я еще не решил - возьму или не возьму эти деньги, - промолвил он, опять как бы в раздумье, и вдруг, опомнившись, быстро и коротко усмехнулся. - Эх, какую я глупость сейчас сморозил, а?

- Знаешь, Соня, - сказал он вдруг с каким-то вдохновением, - знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был, - продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, - то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это!

- И что тебе, что тебе в том, - вскричал он через мгновение с каким-то даже отчаянием, - ну что тебе в том, если б я и сознался сейчас, что дурно сделал? Ну что тебе в этом глупом торжестве надо мною? Ах, Соня, для того ли я пришел к тебе теперь!


 

3. В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и поник головой.

- Ох, это не то, не то, - в тоске восклицала Соня, - и разве можно так... нет, это не так, не так!

- Сама видишь, что не так!.. А я ведь искренно рассказал, правду!

- Да какая ж это правда! О господи!

- Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

- Это человек-то вошь!

- Да ведь и я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру... Это все не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины!.. Я давно ни с кем не говорил, Соня... Голова у меня теперь очень болит.


 

Приложение 3.


 

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (1)

Кирилл Александрович Ш., 29.01.20 в 15:24 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.