Проверочная работа на тему «Формулы сокращенного умножения» (Алгебра, 9 класс)
Дино Вера Петровна,
учитель математики
г.Усть-Кут, Иркутская область
Знание и применение формул сокращенного умножения позволяет более рационально преобразовывать алгебраические выражения, их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, для разложения выражений на множители.
Тема «Формулы сокращенного умножения» входит в фундаментальное ядро.
ФГОС |
Фундаментальное ядро содержания общего образования |
Программа по предмету |
Кодификатор ГИА |
Овладение символьным языком алгебры, овладение приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат.
|
Формулы сокращенного умножения. |
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. (Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.)
|
2.3.2 Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов. 2.3.3 Разложение многочлена на множители |
Данная тема представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, так как знания, полученные в ходе ее изучения, очень широко используются в других разделах школьной программы. Поэтому цель учителя – добиться глубокого понимания и прочного усвоения этой темы всеми учениками.
Но в классах, чаще учащиеся с разной математической мотивацией и чтобы проверить уровень усвоение материала по данной теме ( в ходе подготовки к ОГЭ) я предлагаю им задания 3 уровней.
1 уровень
1. Составить верные формулы.
(а-в)2 (а-в)(а+в) (а+в)2
а2-2ав+в2 а2+2ав+в2 а2-в2 а2+в2
2.Заполни таблицу:
а |
в |
а2+2ав+в2 |
а2-2ав+в2 |
а2-в2 |
(а-в)(а+в) |
4а |
5в |
|
|
|
|
ав |
1 |
|
|
|
|
а2 |
3 |
|
|
|
|
3.Выполнить тест с последующей проверкой.
1 вариант. 2 вариант.
Раскройте скобки: Раскройте скобки:
1. (х+2у)2 1. (х+3у)2
а) х2+4ху+4у2 б) х2+4ху+2у2 а) х2+6ху+3у2 б) х2+6ху+9у2
в) х2+4у2 г) х2+2ху+4у2 в) х2+9у2 г) х2+3ху+9у2
2. (2а-3)2 2. (4а-1)2
а) 4а2-6а+9 б) 4а2-12а+9 а) 16а2-8а+1 б) 4а2-4а+1
в) 2а2-12а+9 г) 4а2-9 в) 16а2-4а+1 г) 16а2-1
3. (3х-5у2)(3х+5у2) 3. (4х-3у2)(4х+3у2)
а) 9х2-25у2 б) 9х2+25у4 а) 4х2-3у4 б) 16х2 - 9у4
в) 9х2+25у2 г) 9х2-25у4 в) 16х2+9у4 г) 4х2-9у2
Реши уравнение:
1. 9у2-25=0. 1.4х2-49=0.
2 уровень
1.Замени звездочки так, чтобы равенства были верными:
а. ( * + 7в)2 = а2+ * ав +* в2
б. (3а - * )2 = * а2- 6ах + *
в. (5х + *) 2= * + * + 49у2
г. (* - 2а)2 = * - 12ав + *
д. * - 25 =( а – * )( а + *)
е. (2в – а )( * + а )= * - а2
2. Самостоятельная работа:
Вариант 1. Вариант 2.
1. Вычислите: 1. Вычислите:
а) 832; б) 7,32-2,72. а) 432; б) 6.42-3,62.
2. Разложите на множители: 2. Разложите на множители:
а) х2-49; б) 25х2-10ху+у2. а) х2-81; б) с2+4вс +4в2.
3. Решите уравнения: 3. Решите уравнения:
а) 9у2-1=0. а) 4х2-1=0
б) х3 = х2 б) х4= х3
4. Найти значение выражения:
(7х-2)2 – 49х2 – 3 при х=100 (5с-6)(5с+6)- (5с-6)2 при с=13
3 уровень
1.Установи соответствие:
|
(х-4у)2 |
х2-8ху+16у2 |
(х2-4)2 |
х4-8х2+16 |
(-х2+4у)2 |
16у2-8х2у+х4 |
(-х2+4у)(х2+4у) |
16у2-х4 |
(4-х)(х+4) |
16-х2 |
(-х-9у)2 |
х2+18ху+81у2 |
9х2-у4 |
(3х-у2)(3х+у2) |
х3-27у3 |
(х-3у)(х2+3ух+9у2) |
(27х3+у3) |
(3х+у)(9х2-3ух+у2) |
|
2. Вычисли:
а) (4782 – 4122) : 66
б) (√5 – 2)(√5 + 2)
3. Найти значение выражения:
(50в +9)2 – (50в – 9)2 при в = 50
4.Реши уравнения:
а) (2+х)2 = (2-х)2
б) (3х+2)4 = (3х-4)4
Список литературы.
1) Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
2) Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3) Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах УУД. Учебные материалы. – М., Калуга: КПГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 55 с.
4) Ященко И.В., Шестаков С.А. Я сдам ЕГЭ! – учебное пособие для общеобразовательной организации. Профильный уровень. М., Просвещение, 2017.
5) https://oge.sdamgia.ru/sprav