Урок по химии в 9 классе на тему «Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора»
Бельчич Ольга Ивановна,
учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 1
Новопокровского района, Краснодарского края.
Статья отнесена к разделу: Преподавание химии.
Урок по теме: «Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора»
Цель: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства. Познакомиться с аллотропией фосфора и областями применения фосфора.
Задачи:
Рассмотреть особенности строения атома фосфора.,
Познакомиться со свойствами простых веществ, сравнить аллотропные модификации фосфора,.
Изучить химические свойства и получение фосфора.
Показать применение и значение фосфора в природе и жизни человека.
Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся..
совершенствовать познавательный интерес учащихся к предмету химии и информатики, стимулировать к поиску дополнительной информации и краеведческого материала.
Прививать навыки работы в парах.
воспитывать у учащихся любовь к предмету
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:
1.Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; осознание смысла познания данной темы урока.
Познавательные УУД:
1.Формулирование познавательной цели
Постановка и формулирование проблемы
Поиск необходимой информации по данной теме о фосфоре и его соединениях
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
3.Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом.
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи,
Составление плана исследовательской деятельности
Прогнозирование результата
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Предметные результаты: 1) формировать умения отличать аллотропные модификации фосфора
2) формировать умения понимать смысл биологическое значение фосфора в природе и жизни человека
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, таблицы « Фосфор и его соединения».
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории. Кто знает, в какой скверной истории оказался замешан элемент №15. ? Попробуйте его назвать. (высказывания учащихся). Если у вас возникли затруднения, то я вам подскажу.
«Светоносный» в переводе.
Элемент такой в природе.
Осветить пространство просто.
Нам поможет в этом (фосфор).
Демонстрация видеофрагмента об открытии фосфора Г. Брандтом.
Тема урока «Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора ».
Откройте тетради и запишите тему урока.
Цель нашего урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека. Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на фосфор глазами историка, геолога, физика, химика, биолога, медика.
2.Создание проблемной ситуации Проблема: почему не светится фосфор, нанесенный на боковую сторону спичечной коробки? Какие версии возникают? Как разрешить проблему?
Задание 1.
Составьте «Кластер»
1.Фосфор - химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Укажите:
1. Порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;
2. Заряд ядра, электронная формула,
3. Валентность.
4. Формула летучего водородного соединения и высшего оксида.
3.Первичное усвоение новых знаний. Путешествие по станциям.
(работа в парах)
Станция «Историческая».
Познакомьтесь с историей открытия фосфора. Внимательно прочитайте текст.
( приложение №1)
Дополните «Кластер»
1.Дата открытия элемента.2.Кто открыл фосфор.3.Что означает название элемента.
Станция « Геологическая »
(работа с учебником п.29 стр.102 приложение №2)
Дополните «Кластер»
1.Фосфор в природе встречается в соединениях
2. Природные минералы – фосфориты и апатиты. Их химические формулы.
Станция «Физическая».
Речь на ней мы поведем о фосфоре как о простом веществе. Необычное
светящееся вещество - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный
фосфор. Ребята, как называется явление существования нескольких простых
веществ, образованных одним химическим элементом? (Аллотропия).
Просмотр видеофрагмента (Белый и красный фосфор).
Заполнить таблицу приложение №3.
Станция «Химическая».
Дополните «Кластер» химическими свойствами фосфора.
1.4Р + 5О2 = 2Р2О5
2. 3 Mg + 2P = Mg3P2
3. 5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl (с бертолетовой солью)
Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек
содержится бертолетова соль, в намазке шкурки -красный фосфор.
4.В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая
их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния
(IV) и угля.
Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
Станция «Практическая»
Применение фосфора и его соединений
Великий Гетте сказал: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать».
На этой станции вы узнаете, где используются вещества, содержащие фосфор.
На урок я подготовила небольшую выставку предметов из области применения фосфора посмотрите.
Станция «Биологическая».
Давайте используем прием «Покопаемся в памяти».
Вспомните, что вам известно о значении фосфора в живой природе.
(Сообщение учащихся).
Первичное закрепление знаний, проверка понимания.
Станция « Конечная».
Давайте сравним:
а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов;
б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4. Вычислить чему равна (%) массовая долю фосфора в оксиде фосфора (V).
Сделайте вывод.
Рефлексия.
1.Какое открытие я сегодня сделал для себя?
2.Самым трудным для меня сегодня было?
3. Я узнал много нового.
4. Мне это пригодится в жизни.
5. На поставленные вопросы я получил ответы.
6. На уроке работал (с интересом, без удовольствия)
7. Цели урока (достигнуты, не достигнуты).
6. Самооценка ( проверка теста)..
IV.Д/з: п 29 (стр.105 задача №4).
Выполнить творческую работу ( составить рассказ о фосфоре).
Список использованной литературы
1.. Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 9 класс. Москва «Просвещение»2018г
2А.С.Корюшенко, А.В. Химия 9класс ФГОС. Москва. Издательство «Экзамен»2016г.
Приложение №1
Из всех древних элементов только фосфор имеет точную дату открытия -1669 год.
В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетия Геннинг Бранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха. В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте. к новому веществу был огромный, и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль: недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора.
Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»- ,
несущий. В России термин фосфор введен в 1746 году Михаилом Васильевичем
Ломоносовым.
Приложение№2
Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он
занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической
активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он
содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1935 году было открыто очень крупное
месторождение фосфоритов Карата .Одно из природных соединений фосфора
-газообразный фосфористый водород, особенность которого состоит в том, что он легко воспламеняется на воздухе. Это свойство фосфористого водорода объясняет появление болотных, блуждающих или могильных огней. Огни на болотах и свежих
могилах действительно бывают. Это не фантазия и не выдумка. В теплые
темные ночи на свежих могилах иногда наблюдаются бледно голубоватые, слабо мерцающие огоньки. Это "горит" фосфористый водород. Образуется он при гниении отмерших растительных и животных организмов. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода, который, выйдя на поверхность, воспламеняется. Таким образом, огни на могилах и болотах - не "чудо", не следы таинственных духов, не привидения, не признак святости или греховности умершего, а результат химической реакции.
Приложение №3 Фосфор как простое вещество.
Характеристика вещества. | Свойства | ||
Белый фосфор -Р4 | Красный фосфор Рх | Черный фосфор | |
Агрегатное состояние | | | |
Цвет | | | |
Запах | | | |
Кристаллическая решетка | | | |
Растворимость в Н2О | | | |
Действие на организм | | | |
Приложение 4.
Биологическая роль фосфорной кислоты.
Фосфорная кислота входит в состав нуклеиновых кислот,играющих важную роль в биологических процессах воспроизведения живых организмов.
Сказка о фосфорной кислоте.
Жила-была одна несчастливая семья. Рос в ней сын Фосфор. Он был очень красивым и умным мальчиком, только друзей у него не было, т.к. Фосфор был ядовитым. Каждый, кто прикасался к нему, становился лягушкой.
Когда Фосфор ходил на дискотеку, он освещал все помещение, потому что в темноте светился. Однажды его пригласили на бал. Надел Фосфор белый костюм и пошел.
На балу Фосфор сидел в уголке и смотрел на одну прекрасную девушку, которая тоже смотрела на него.
В зале горел свет, было очень душно, т. к. воздух в закрытое помещение не поступал.
Фосфор весь истомился от жары и духоты, а когда посмотрел на свой костюм, то увидел, что тот стал темно-красного цвета.
«Как же так? Что за чудеса?» – подумал он. Тут внезапно подошла та девушка, которая ему понравилась, и между ними завязался разговор. Она протянула к Фосфору руку, но он вскрикнул: –Не дотрагивайтесь до меня! Я ядовит!
– Что за ерунду вы говорите? Я вижу, что вы хороший шутник! Пойдемте танцевать!
Фосфор закрыл глаза, чтобы не видеть, как девушка превращается в лягушку. «Но что это такое? Превращения не произошло. Опять чудеса!» – подумал он. Они протанцевали весь вечер. Фосфор забыл о своем горе. Он не знал, как все это произошло, т. к. в то время плохо был знаком с химической наукой.
Теперь Фосфор стал самым счастливым человеком на свете, он очень изменился: стал не ядовит и даже не светился в темноте. Родители его им очень гордятся. Фосфор много сил приложил для изучения сложной, но интересной науки химии и теперь стал крупным специалистом в технологии получения фосфорной кислоты и в спичечном производстве.
Приложение №5
Тест
1.К аллотропным модификациям фосфора относят:
а) фосфор кристаллический, б) фосфор черный, в) фосфор ромбический
2. Формула белого фосфора:
а) Рх ,б) Р4 , в) Р
3.Степень окисления фосфора в веществе Na 3РO4 равна:
а) + 1 б) + 3 в) +5
4.Формула фосфида алюминия:
а) AlРО4, б) АlР, в) Аl(РO3)3
5.Формула ортофосфорной кислоты
а) H2РO4 ,б) HРO3, ,в) H3РO4
6. Вещество, применявшееся для создания дымовых завес во время ВОВ
а) Р2O3 ,б) Р красный , в) Р2O5
7. Вещество, применяющееся для осушения газов и жидкостей:
а) Р черный ,б) Р белый ,в) Р красный
8. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме
фосфора:
а) 2,8,3;
б) 2,5;
в) 2,8,5;
г) 2,8,8,5
9. Общая формула, соответствующая высшему оксиду фосфора:
а) R2O
б) RO;
в) R2O3
г) R2O5
10. Чтобы получить белый фосфор нужно:
а) нагреть красный фосфор без доступа кислорода
б) охладить красный фосфор
в) нагреть черный фосфор без доступа воздуха
г) растворить красный в воде.
Список использованной литературы
1. Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 9 класс. Москва .Просвещение.2018г
2 А.С. Корюшенко, А.В. Химия 9класс ФГОС. Москва издательство «Экзамен»2016г.