Методическая разработка по подготовке и проведению урока по химии «Кислоты. Химические свойства» в 8-9 классах.
Маланина Е. А. учитель химии,
Московская область
Актуальность урока
Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях: очевидном — полученные знания необходимы для дальнейшего обучения по естественнонаучному направлению и бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.
Человеку известны кислоты с древних времен. Уже тогда стали известны некоторые свойства кислот, которые люди стали использовать. Кислоты выполняют немаловажные функции в живых организмах. Слова “кислота” и “кислый” не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык - среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые.
Данный урок позволит учащимся совместно изучить (в 8 классе) или повторить, обобщить (в 9 классе) основные вопросы темы «Кислоты», а также освоить умения обращения с кислотами и рассмотреть значения для жизнедеятельности человека.
Цель урока
Расширение знаний учащихся о кислотах, их химических свойствах растворов кислот.
Задачи:
Расширить представление учащихся о кислотах и их кислот.
Познакомить с тремя важнейшими неорганическими кислотами: серная, соляная, азотная.
На примерах рассмотреть основные химические свойства растворов кислот
Закрепить умения составлять уравнения химических реакций.
Воспитание умения работать в коллективе (в малых группах), развитие способности слушать собеседника и оценивать услышанную информацию.
Необходимое оборудование и материалы
проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации
презентации в Microsoft PowerPoint (Приложение 6);
принтер (желательно цветной), ножницы, бумага формата А4 для печати и подготовки материала к уроку;
комплекта карточек для заданий – 3 комплекта Приложение 1 (кроссворд), Приложение 2 (карточки с классификацией кислот), Приложение 3 (тексты про важнейшие неорганические кислоты) Приложение 4 (карточки уравнениями), Приложение 5 (карточки с химическими свойствами и признаками кислот).
Сценарий проведения урока
Продолжительность урока – 45 минут.
План урока
Передача знаний
Демонстрация презентации и проведение игровых и учебных заданий для лучшего усвоения
материала.
Презентация включает в себя следующие содержательные блоки:
- классификация кислот;
- характеристика химических свойств растворов кислот; демонстрация видеоопытов или проведение демонстрационных опытов;
- характеристика трех важнейшие неорганические кислоты: общая информация и значение в деятельности человека;
Игровые, учебные и практические действия
- выполнение кроссворда;
- работа по классификации кислот (карточки): соответствие формулы кислоты и типов классификаций;
- характеристика химических свойств кислот (карточки): решение уравнений, соотношение реакции – свойства кислоты – признака химической реакции.
- характеристика свойств и применения трех важнейших неорганических кислот: соляная, серная, азотная.
Подведение итогов урока.
Ход урока
Для эффективной работы в ходе урока необходимо заранее подготовить класс: расставить
столы, чтобы дети могли работать за ними в трех малых группах.
Актуализация знаний
Кроссворд (Приложение 1). Для вовлечения обучающихся в тему урока, предлагается каждой группе решить кроссворд. Проверка кроссворда происходит устно в ходе диалога между учащимися разных групп и учителем. Учитель должен распечатать кроссворд для каждой группы.
После того как кроссворд разгадан, учащиеся выполняют дополнительное игровое
задание: собирают из букв, попавших в специально выделенные части кроссворда,
названия важнейших неорганических кислот.
Передача знаний
Характеристика состава кислот, классификация,
Учитель характеризует понятие кислоты, основные признаки классификации кислот.
Практические действия 1 и 2 выполняются одновременно.
Классификация кислот. Для закрепления знаний, учащимся групп предлагается выполнить задание. Учитель предлагает карточки кислот и карточки классификаций. Обучающиеся должны подобрать правильное соотношение формула-название кислоты (Приложение 2-1) и вид классификации (Приложение2-2). Учитель должен распечатать количество карточек по группам и по числу классификаций представленных кислот.
Двум представителям от каждой группы предлагается изучить информацию о кислотах (Приложение 3). Для этого учитель выдает бланк с информацией про одну из кислот для каждой гурппы. В бланке есть не вся информация. Учащимся предстоит заполнить пробелы, используя в работе учебник химии и собственные эрудицию и логику.
После выполнения заданий, каждая группа предоставляет решение задания по классификации, а два представителя от каждой группы по очереди презентует свою кислоту.
Передача знаний
Характеристика химических свойств растворов кислот.
Учитель характеризует важнейшие химические свойства растворов кислот: взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями.
При характеристике химических свойств, учитель проводит соответствие свойства и признака реакции, демонстрируя опыты (видеоматериал или демонстрационные опыты)
Взаимодействие металлов с раствором кислот.
Демонстрация взаимодействия соляной кислоты с цинком и медью.
Характеристика свойства взаимодействия раствора кислоты с цинком и отсутствие реакции с медью. Учитель поясняет действие электрохимического ряда активности металлов.
Признак реакции взаимодействия соляной кислоты с цинком – выделение газообразного вещества.
Взаимодействие с оксидами (основные, амфотерные).
Демонстрация взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой, оксида магния с соляной кислотой.
Признак реакции взаимодействия кислоты с оксидом – растворение твердого вещества.
Взаимодействие с основаниями.
Демонстрация взаимодействия гидроксида натрия с раствором азотной кислоты (использование индикатора, раствор лакмуса); гидроксида меди (II) с раствором соляной кислоты.
Признак реакции взаимодействия кислоты со щелочью – изменение цвета раствора индикатора
Признак реакции взаимодействия кислоты с нерастворимым основанием – растворение твердого вещества.
Взаимодействие с солями.
Демонстрация взаимодействия раствора серной кислоты с раствором хлорида бария.
Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – образование осадка.
Демонстрация взаимодействия раствора серной кислоты с карбонатом натрия.
Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – выделение газообразного вещества.
Демонстрация взаимодействия раствора соляной кислоты с карбонатом магния.
Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – растворение твердого вещества и выделение газообразного вещества.
Практические действия. Закрепление материала.
Для закрепления знаний, учащимся групп предлагается выполнить задание. Учитель предлагает карточки химических уравнений с исходными веществами и карточки свойств кислот и признаки химических реакций (Приложение 4,5). Обучающиеся должны решить уравнения, подобрать правильное соотношение уравнение – свойство кислоты – признак реакции (на основании решения уравнения)
После выполнения задания, каждая группа предоставляет решение задания.
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание
Учитель совместно с учащимися подводят итоги урока.
Учитель предлагает выполнение домашнего задания на выбор:
Составить 3 ребуса по теме «Кислоты»
Составить интерактивный плакат по теме «Применение кислот»
Составить иллюстрацию «Химические свойства кислот»
Список используемой литературы:
О. С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
О. С. Габриелян. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.
О. С. Габриелян. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.
В. Г. Денисова. Мастер-класс учителя химии. – М.: Глобус, 2010.
В. Н. Головнер. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.
Технологическая карта
Приложения к уроку Кислоты. Химические свойства.
ZIP / 2.47 Мб
/data/files/k1610538687.zip (Приложения к уроку Кислоты. Химические свойства.)
Этапы урока |
Рекомендации/ действия учителя |
Средства обучения |
Действия учащегося |
Самоопределение к учебной деятельности |
Приветствие учащихся |
|
Приветствие учителя |
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Подготовка малых учебных групп |
На рабочем столе учащегося: учебник «Химия», периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов. |
Готовность к уроку |
|
Актуализация |
Каждой малой группе предоставляет распечатанный кроссворд. |
Кроссворд (приложение 1). |
Решение кроссворда |
Проверка кроссворда в форме диалога |
Презентация (приложение 6) |
Проверка кроссворда в форме диалога |
|
Прошу сформулировать, о чем пойдет сегодня речь на уроке. |
Кроссворд, презентация |
Разгадка игрового поля на файле кроссворда. Собирают из букв, попавших в специально выделенные части кроссворда, названия важнейших неорганических кислот |
|
|
Прошу сформулировать, о чем пойдет сегодня речь на уроке. |
Кроссворд, презентация |
Ответ: Кислоты |
Погружение в тему.
|
Передача знаний. Характеристика состава кислот, классификация. Кислотами называют сложные вещества молекулы которых состоят из ионов водорода и ионов кислотных остатков. Классификация кислот: По наличию водорода: По наличию кислорода По растворимости в воде По силе электролита По стабильности По летучести |
Презентация (приложение 6) |
Получение знаний |
|
Практические действия Учитель предоставляет задания по классификации для каждой группы. Надо провести соответствие между формулой кислоты и типами классификации. |
Лист белого картона А4 Карточки (приложение 2-1, 2-2) Формулы кислот Типы классификации кислот
|
Учащиеся групп работаю по классификации кислот, результаты оформляют на картоне А4. |
Двум представителям от каждой группы предлагается рассмотреть информацию о кислотах. Для этого учитель выдает бланк с информацией про одну из кислот. |
Информационный материал о трех важнейших неорганических кислотах: общая информация и значение в деятельности человека (приложение 3). Учебник химии. |
В бланке есть не вся информация. Учащимся предстоит заполнить пробелы, используя в работе учебник химии и собственные эрудицию и логику. Два представителя от каждой группы по очереди презентует свою кислоту. |
|
|
Передача знаний Учитель характеризует важнейшие химические свойства растворов кислот: взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями. |
Видеоматериалы химических опытов Демонстрация опытов, отражающие химические свойства кислот |
Получение знаний.
|
|
Практические действия. Закрепление материала. Учитель предлагает карточки химических уравнений с исходными веществами и карточки свойств кислот и признаки химических реакций.
|
Карточки химических уравнений (приложение 4); карточки свойств кислот и признаки химических реакций (приложение 5). Периодическая система химических элементов, таблица растворимости, электрохимических ряд напряжений металлов. Лист белого картона А3 – оформление отчета по выполнению задания.
|
Обучающиеся должны решить уравнения, подобрать правильное соотношение уравнение – свойство кислоты – признак реакции (на основании решения уравнения) После выполнения задания, каждая группа предоставляет решение задания.
|
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание |
Подведение итогов. Учитель предлагает на выбор домашнее задание. Составить 3 ребуса по теме «Кислоты» Составить интерактивный плакат по теме «Применение кислот» Составить иллюстрацию «Химические свойства кислот»
|
Презентация (приложение 6) |
Выражают мнения о полученных знаниях |