12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Маланина Елена Алексеевна971
Учитель химии
Россия, Московская обл., Одинцово
Материал размещён в группе «Учителя химии»
8

Методическая разработка по подготовке и проведению урока по химии «Кислоты. Химические свойства» в 8-9 классах.

Методическая разработка по подготовке и проведению урока по химии «Кислоты. Химические свойства» в 8-9 классах.

Маланина Е. А. учитель химии,

Московская область

Актуальность урока

Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях: очевидном — полученные знания необходимы для дальнейшего обучения по естественнонаучному направлению и бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Человеку известны кислоты с древних времен. Уже тогда стали известны некоторые свойства кислот, которые люди стали использовать. Кислоты выполняют немаловажные функции в живых организмах. Слова “кислота” и “кислый” не зря имеют общий корень. Растворы всех кислот на вкус кислые. Это не означает, что раствор любой кислоты можно пробовать на язык - среди них встречаются очень едкие и даже ядовитые. 

Данный урок позволит учащимся совместно изучить (в 8 классе) или повторить, обобщить (в 9 классе) основные вопросы темы «Кислоты», а также освоить умения обращения с кислотами и рассмотреть значения для жизнедеятельности человека.

Цель урока

Расширение знаний учащихся о кислотах, их химических свойствах растворов кислот.

Задачи:

Расширить представление учащихся о кислотах и их кислот.

Познакомить с тремя важнейшими неорганическими кислотами: серная, соляная, азотная.

На примерах рассмотреть основные химические свойства растворов кислот

Закрепить умения составлять уравнения химических реакций.

Воспитание  умения работать в коллективе (в малых группах), развитие способности слушать собеседника и оценивать услышанную информацию.

Необходимое оборудование и материалы

проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации

презентации в Microsoft PowerPoint (Приложение 6);

принтер (желательно цветной), ножницы, бумага формата А4 для печати и подготовки материала к уроку;

комплекта карточек для заданий – 3 комплекта Приложение 1 (кроссворд), Приложение 2 (карточки с классификацией кислот), Приложение 3 (тексты про важнейшие неорганические кислоты) Приложение 4 (карточки уравнениями), Приложение 5 (карточки с химическими свойствами и признаками кислот).

Сценарий проведения урока

Продолжительность урока – 45 минут.

План урока

Передача знаний

Демонстрация презентации и проведение игровых и учебных заданий для лучшего усвоения

материала.

Презентация включает в себя следующие содержательные блоки:

- классификация кислот;

- характеристика химических свойств растворов кислот; демонстрация видеоопытов или проведение демонстрационных опытов;

- характеристика трех важнейшие неорганические кислоты: общая информация и значение в деятельности человека;

Игровые, учебные и практические действия

- выполнение кроссворда;

- работа по классификации кислот (карточки): соответствие формулы кислоты и типов классификаций;

- характеристика химических свойств кислот (карточки): решение уравнений, соотношение реакции – свойства кислоты – признака химической реакции.

- характеристика свойств и применения трех важнейших неорганических кислот: соляная, серная, азотная.

Подведение итогов урока.

Ход урока

Для эффективной работы в ходе урока необходимо заранее подготовить класс: расставить

столы, чтобы дети могли работать за ними в трех малых группах.

Актуализация знаний

Кроссворд (Приложение 1). Для вовлечения обучающихся в тему урока, предлагается каждой группе решить кроссворд. Проверка кроссворда происходит устно в ходе диалога между учащимися разных групп и учителем. Учитель должен распечатать кроссворд для каждой группы.

После того как кроссворд разгадан, учащиеся выполняют дополнительное игровое

задание: собирают из букв, попавших в специально выделенные части кроссворда,

названия важнейших неорганических кислот.

Передача знаний

Характеристика состава кислот, классификация,

Учитель характеризует понятие кислоты, основные признаки классификации кислот.

Практические действия 1 и 2 выполняются одновременно.

Классификация кислот. Для закрепления знаний, учащимся групп предлагается выполнить задание. Учитель предлагает карточки кислот и карточки классификаций. Обучающиеся должны подобрать правильное соотношение формула-название кислоты (Приложение 2-1) и вид классификации (Приложение2-2). Учитель должен распечатать количество карточек по группам и по числу классификаций представленных кислот.

Двум представителям от каждой группы предлагается изучить информацию о кислотах (Приложение 3). Для этого учитель выдает бланк с информацией про одну из кислот для каждой гурппы. В бланке есть не вся информация. Учащимся предстоит заполнить пробелы, используя в работе учебник химии и собственные эрудицию и логику.

После выполнения заданий, каждая группа предоставляет решение задания по классификации, а два представителя от каждой группы по очереди презентует свою кислоту.

Передача знаний

Характеристика химических свойств растворов кислот.

Учитель характеризует важнейшие химические свойства растворов кислот: взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями.

При характеристике химических свойств, учитель проводит соответствие свойства и признака реакции, демонстрируя опыты (видеоматериал или демонстрационные опыты)

Взаимодействие металлов с раствором кислот.

Демонстрация взаимодействия соляной кислоты с цинком и медью.

Характеристика свойства взаимодействия раствора кислоты с цинком и отсутствие реакции с медью. Учитель поясняет действие электрохимического ряда активности металлов.

Признак реакции взаимодействия соляной кислоты с цинком – выделение газообразного вещества.

Взаимодействие с оксидами (основные, амфотерные).

Демонстрация взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой, оксида магния с соляной кислотой.

Признак реакции взаимодействия кислоты с оксидом – растворение твердого вещества.

Взаимодействие с основаниями.

Демонстрация взаимодействия гидроксида натрия с раствором азотной кислоты (использование индикатора, раствор лакмуса); гидроксида меди (II) с раствором соляной кислоты.

Признак реакции взаимодействия кислоты со щелочью – изменение цвета раствора индикатора

Признак реакции взаимодействия кислоты с нерастворимым основанием – растворение твердого вещества.

Взаимодействие с солями.

Демонстрация взаимодействия раствора серной кислоты с раствором хлорида бария.

Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – образование осадка.

Демонстрация взаимодействия раствора серной кислоты с карбонатом натрия.

Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – выделение газообразного вещества.

Демонстрация взаимодействия раствора соляной кислоты с карбонатом магния.

Признак реакции взаимодействия кислоты с солью – растворение твердого вещества и выделение газообразного вещества.

Практические действия. Закрепление материала.

Для закрепления знаний, учащимся групп предлагается выполнить задание. Учитель предлагает карточки химических уравнений с исходными веществами и карточки свойств кислот и признаки химических реакций (Приложение 4,5). Обучающиеся должны решить уравнения, подобрать правильное соотношение уравнение – свойство кислоты – признак реакции (на основании решения уравнения)

После выполнения задания, каждая группа предоставляет решение задания.

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Учитель совместно с учащимися подводят итоги урока.

Учитель предлагает выполнение домашнего задания на выбор:

Составить 3 ребуса по теме «Кислоты»

Составить интерактивный плакат по теме «Применение кислот»

Составить иллюстрацию «Химические свойства кислот»

Список используемой литературы:

О. С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

О. С. Габриелян. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.

О. С. Габриелян. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2014.

В. Г. Денисова. Мастер-класс учителя химии. – М.: Глобус, 2010.

В. Н. Головнер. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М.: НЦ ЭНАС, 2001.

Технологическая карта


Приложения к уроку Кислоты. Химические свойства.
ZIP / 2.47 Мб

/data/files/k1610538687.zip (Приложения к уроку Кислоты. Химические свойства.) 

Этапы

урока

Рекомендации/

действия учителя

Средства

обучения

Действия

учащегося

Самоопределение

к учебной

деятельности

Приветствие учащихся

 

Приветствие учителя

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Подготовка малых учебных групп

На рабочем столе учащегося: учебник «Химия», периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов.

Готовность к уроку

Актуализация

Каждой малой группе предоставляет распечатанный кроссворд.

 Кроссворд (приложение 1).

Решение кроссворда

Проверка кроссворда в форме диалога

Презентация (приложение 6)

Проверка кроссворда в форме диалога

Прошу сформулировать, о чем пойдет сегодня речь на уроке.

Кроссворд, презентация

Разгадка игрового поля на файле кроссворда. Собирают из букв, попавших в специально выделенные части кроссворда,

названия важнейших неорганических кислот


Прошу сформулировать, о чем пойдет сегодня речь на уроке.

Кроссворд, презентация

Ответ: Кислоты

Погружение

в тему.

 

Передача знаний. Характеристика состава кислот, классификация.

Кислотами называют сложные вещества молекулы которых состоят из ионов водорода и ионов кислотных остатков.

Классификация кислот:

По наличию водорода:

По наличию кислорода

По растворимости в воде

По силе электролита

По стабильности

По летучести

Презентация (приложение 6)

Получение знаний


Практические действия

Учитель предоставляет задания по классификации для каждой группы. Надо провести соответствие между формулой кислоты и типами классификации.

Лист белого картона А4

Карточки (приложение 2-1, 2-2)

Формулы кислот

Типы классификации кислот


Учащиеся групп работаю по классификации кислот, результаты оформляют на картоне А4.

Двум представителям от каждой группы предлагается рассмотреть информацию о кислотах. Для этого учитель выдает бланк с информацией про одну из кислот.

Информационный материал о трех важнейших неорганических кислотах: общая информация и значение в деятельности человека (приложение 3). Учебник химии.

В бланке есть не вся информация. Учащимся предстоит заполнить пробелы, используя в работе учебник химии и собственные эрудицию и логику.

Два представителя от каждой группы по очереди презентует свою кислоту.


Передача знаний

Учитель характеризует важнейшие химические свойства растворов кислот: взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями.

Видеоматериалы химических опытов

Демонстрация опытов, отражающие химические свойства кислот

Получение знаний.



Практические действия. Закрепление материала.

Учитель предлагает карточки химических уравнений с исходными веществами и карточки свойств кислот и признаки химических реакций.


Карточки химических уравнений (приложение 4); карточки свойств кислот и признаки химических реакций (приложение 5).

Периодическая система химических элементов, таблица растворимости, электрохимических ряд напряжений металлов. Лист белого картона А3 – оформление отчета по выполнению задания.


Обучающиеся должны решить уравнения, подобрать правильное соотношение уравнение – свойство кислоты – признак реакции (на основании решения уравнения)

После выполнения задания, каждая группа предоставляет решение задания.


Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

Подведение итогов.

Учитель предлагает на выбор домашнее задание.

Составить 3 ребуса по теме «Кислоты»

Составить интерактивный плакат по теме «Применение кислот»

Составить иллюстрацию «Химические свойства кислот»


Презентация (приложение 6)

Выражают мнения о полученных знаниях


Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.