Фрагмент урока окружающего мира во 2 классе на тему «Невидимые нити»
Фрагмент урока окружающего мира
Класс: 2 класс
Тема урока: Невидимые нити.
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Планируемые результаты:
- учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
- научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их.
Ход урока
- Станция «Синоптики»
– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по неизведанным тропам нашего окружающего мира. А как называется первая станция нашего путешествия, вы узнаете, когда прочитайте слова, написанные разными шрифтами.
пСрпеИдоНсгкОаПзоыТвдаИниаеК |
(Синоптик, предсказывание, погода)
- Молодцы! Кто догадался, как называется наша первая станция?
-А кто такие синоптики? (Ответ детей).
- А сейчас вашему вниманию я предлагаю изучить таблицу прогноза погоды на трое суток.
Ответ: ____________
- На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучите прогноз погоды на трое суток.
- Выберите все верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток и запишите в строку ответа их номера.
1) В четверг будет преобладать ясная погода.
2) Днём самая высокая температура воздуха ожидается в пятницу.
3) Осадки в виде дождя ожидаются в субботу.
Взаимопроверка.
- Теперь, когда мы знаем, какая погода нас ожидает, мы можем отправляться дальше.
- Станция «Угадайка»
- Чтобы узнать, как называется наша следующая станция, прочитайте от самой большой буквы к самой маленькой.
- А над какой темой мы сегодня будем работать, вы узнаете, разгадав кроссворд с анаграммами.
- В каждой строке переставьте буквы и получите слово. Впишите его в кроссворд.
- Прочитайте слово, которое получилось в зелёных клетках. (Нити).
- Какое значение может иметь слово «нити»?
- то же, что и нитки;
- нити, которые плетёт паук;
- нервные нити;
- нить разговора;
- нити дружбы;
- нить воспоминаний и т.д.
- А все ли нити мы можем увидеть?
- Так вот, сегодня речь пойдёт о невидимых нитях. Посмотрите на слова, которые мы записали в кроссворде. Что связывает эти слова? (Природа). Какая бывает природа? (живая и неживая).
- Сегодня на уроке мы будем учиться находить связи в живой и неживой природе, а также между человеком и природой.
III. Cтанция «Кто быстрее?»
- Узнайте название следующей станции. Как нужно читать? (Только чёрные буквы.)
ПКЕРТО УБЫЛДСЯТРИЕЮЕ ? |
- Вам предстоит прочитать текст с загадками и ребусом. Прочитайте текст, впишите отгадки.
1. В давние времена люди вздумали навести порядок в (Город этот не простой, он дремучий и густой.)____________ . Лесничий рассуждал так: « Лес – это (Весной веселят, летом холодят, осенью питают, зимой согревают.) ________________ , а всё остальное – лишнее!» И по его приказу вырубили все __________________ . Чисто и просторно стало в лесу….. |
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Прочитайте продолжение текста, вставляя окончания слов.
2. Прош…. год, второй, трет… . И видит леснич… : в лес… что-то неладн… Везде торч…. высохшие, гол…. деревья. Призадумал….. леснич….. : «Отчего дерев….. сохнут?» |
- А вы можете ответить на этот вопрос? (Ответы детей).
- Давайте сверим ваше преположение, прочивав ответ. Будем использовать упражнение «Карусель». По моему хлопку вы поворачиваете текст на 45 градусов.
3. А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых… |
- О каких невидимых нитях говорится в рассказе? Придумайте название рассказа.
IV. Станция «Художественная».
- Чтобы узнать, как называется наша следующая станция, прочитайте данную запись, без слова «кар».
Хукардкарожкаресткарвенкарнакаря |
- Молодцы! А сейчас вы, как настоящие художники, будете рисовать портрет. Только рисовать нужно не красками, а словами. Вам необходимо составить словесный портрет лесника, каким он был человеком.
- Чему нас учит этот текст? Как мы должны себя вести по отношению к природе?
(Человек должен беречь природу, не нарушать взаимосвязи в природе, а наоборот - сохранять их.)
V. Станция «Мыслительная»
- Узнайте название следующей станции. Читаем от самой маленькой буквы. «Мыслительная».
1. Проблемный вопрос.
- Что же такое невидимые нити? Помогут вам ответить на этот вопрос ключевые слова:
Связи, окружающий мир, между собой, неживая и …, человек тоже …
(Ответы детей).
- Давайте сверим ваши ответы. (Читает сильный ученик).
Невидимые нити – это связи в окружающем мире. Между собой связаны неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Человек тоже связан с окружающей его природой. |
- Составление пазлов.
-У вас на столах лежат конверты. Соберите из данных частей картинку.
- Составление текста.
- Составьте текст объёмом до четырёх предложений с описанием того, что изображено на картинке. Отразите в тексте связи в природе.
- Так какие же существуют связи в природе?
VI. Станция «Медицинская»
- Последнюю станцию нашего путешествия вы узнаете, прочитав слово по стрелкам.
- А называется она «Медицинская», потому что вы будете измерять своё настроение.
- Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями, поэтому все с хорошим настроением закончили наше путешествие. Ваши градусники показывают, что у вас улыбчивое настроение, а значит всё у нас …. (здорово или ….).