Фрагмент урока литературы по творчеству И.С. Тургенева (стихотворения в прозе «Старуха») с использованием приёма «чтение с остановками» (вопросы Блума)

5
3
Материал опубликован 9 July

Фрагмент урока литературы по творчеству И.С. Тургенева (стихотворения в прозе «Старуха») с использованием приёма «чтение с остановками» (вопросы Блума) (Романченко Татьяна Федоровна)

Фрагмент урока литературы (13 минут). Фрагмент урока состоит из чтения учителем частей текста и формулирования вопросов к ним. Во время этого происходит постепенное осмысление и выход на ключевые элементы текста. Заголовок произведения в начале урока не указывается, чтобы не давать обучающимся клиповую подсказку.

Ход урока:

Чтение учителем первых предложений стихотворения в прозе «Старуха» И.С. Тургенева:

«Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу.»

Вопросы Блума:

-Где находится рассказчик и что он делает?

-Как вы думаете, кто может идти за ним?

- Это животное или человек?

«Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья.»

- Кто эта старушка?

-Что она делает в поле?

-Какое у вас к ней отношение в данный момент?

«Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней... Она остановилась.

Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни

Вопросы Блума:

- Согласны ли вы с предположениями рассказчика?

-Ваше отношение к старушке изменилось?

-Почему?

« Старушка не отвечала.

Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.»

Вопросы Блума:

-Что изменилось в старушке?

- На какую деталь указывает рассказчик?

-Какие предположения о состоянии старушки вы можете сделать?

«Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая.

—  Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.»

Вопросы Блума:

- Появились ли у вас какие-либо догадки о том, кто эта старушка?

«Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала?»

Вопросы Блума:

- Почем старушка преследует рассказчика?

-Здесь есть какая-либо мистика или всё как обычно происходит в нашей жизни?

«Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.»

Вопросы Блума:

-Почему беспокоится рассказчик?

- Кем может быть эта старушка, если она толкает главного героя?

«Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»»

При анализе данного фрагмента, как правило, ребята предполагают, что это смерть.

«Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...»

Вопросы Блума:

- Почему так резко меняется поведение старушки, ведь в начале произведения она тихонько шла за рассказчиком?

-Почему недовольна старуха?

- Какие предположения о старухе может сделать рассказчик?

««Ах! — думаю я... — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно... Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.»

Вопросы Блума:

- Как вы думаете, какие чувства испытывает рассказчик?

- Ему страшно?

«И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же!

«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад.»

Вопросы Блума:

_-Как вы думаете, чем закончится это произведение?

-Положительный финал возможен и если да, то при каких условиях?

«Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой...

—  Не уйдешь!»



-Какую основную мысль хотел передать нам автор?

-Какой бы заголовок вы дали этому произведению?

Далее на уроке можно подробно анализировать такие сложные понятия как судьба, отношение к ней в разное время и т.д.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, чтение с остановками - замечательный прием!

9 July

Благодарю за работу! Люблю этот приём!

9 July