Выступление «Функциональная грамотность формы и методы читательской, математической, естественнонаучной деятельности на уроках английского языка»
Егошина И.Г. , учитель английского языка МБОУ «Немдинская СОШ им.Героя Советского Союза М.В.Лебедева»
1 | Тема: Функциональная грамотность формы и методы читательской, математической, естественнонаучной деятельности на уроках английского языка |
2 | Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени начального образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». |
3,4 | Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также есть другая трактовка этого понятия Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. |
5 | Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами |
6 | Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. |
7 | Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся речевых навыков: Чтения, письма монологической и диалогической речи |
8 | Содержание функциональной грамотности |
9 | Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности: |
10,11,12 | Математическая грамотность– это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Пример из учебников 2,3 классов |
13,14 | |
15 | Естественнонаучная грамотность Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, научно интерпретировать данные доказательства. |
16 | |
17,18 | Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания следующего типа. Так, например, в 6 классе при изучении темы “Do you care about your health?” осваивается ситуация What do you do when you have a health problem? Алгоритм освоения: отработка клише – обеспечивает освоение речевого поведения. Пример |
19,20 | Читательская грамотность Это одно из направлений функциональной грамотности. Это способность человека понимать, использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание |
21 | Одним из самых распространённых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа озаглавить текст, поставить предложения в правильном порядке. Это по УМК Биболетова в начальной школе |
22,23 | Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается в УМК “English” |
24,25 | Креативное мышление «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одаренности, таланта, гения. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок. Именно проекты позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу с информацией, развивают исследовательские умения, креативность – выход на решение конкретной исследуемой проблемы. |
26 |
|
27 |
|
28 |
|
29 | Этот прием может быть использован на всех этапах урока |
30,31 | Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. |