Выступление «Функциональная грамотность формы и методы читательской, математической, естественнонаучной деятельности на уроках английского языка»

0
0
Материал опубликован 27 October 2022

Егошина И.Г. , учитель английского языка МБОУ «Немдинская СОШ им.Героя Советского Союза М.В.Лебедева»

1

Тема: Функциональная грамотность формы и методы читательской, математической, естественнонаучной деятельности на уроках английского языка

2

Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени начального образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

3,4

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также есть другая трактовка этого понятия Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

5

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами

6

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.


7

Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся речевых навыков:

Чтения, письма

монологической и диалогической речи

8

Содержание функциональной грамотности
- овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;
- способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;
- умение самостоятельно формулировать проблему.

9

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

·         математическая грамотность;
·         финансовая грамотность;
·         естественнонаучная грамотность;
·         читательская грамотность.

Проанализировав задания из учебников “
Enjoy English” М.З.Биболетовой и “English” В.П.Кузовлева и др. 2 – 11 классы, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

10,11,12

Математическая грамотность– это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Пример из учебников 2,3 классов

13,14


Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Типовые задания на формирование финансовой грамотности это задание из учебника 4 класса тема “
Shopping for everything”, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.

15

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, научно интерпретировать данные доказательства.

16


При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.

17,18

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания следующего типа.

Так, например, в 6 классе при изучении темы “Do you care about your health?” осваивается ситуация What do you do when you have a health problem? Алгоритм освоения: отработка клише – обеспечивает освоение речевого поведения. Пример

19,20

Читательская грамотность

Это одно из направлений функциональной грамотности. Это способность человека понимать, использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание

21

Одним из самых распространённых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа озаглавить текст, поставить предложения в правильном порядке. Это по УМК Биболетова в начальной школе

22,23

Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается в УМК “English
В.П.Кузовлева и др. в системе – на всех этапах обучения 5-9 классах.
Одним из самых распространённых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа
TrueFalse, которые могут быть сформулированы по-разному

24,25

Креативное мышление

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» - эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.

Именно проекты позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу с информацией, развивают исследовательские умения, креативность – выход на решение конкретной исследуемой проблемы.


26

t1666894051aa.jpg

27

t1666894051ab.jpg

28

t1666894051ac.jpg

29

Этот прием может быть использован на всех этапах урока

30,31

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации