Доклад «Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения»
Доклад: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики.
Введение
В сентябре 2022 года в силу вступает новый ФГОС третьего поколения. Обновленные стандарты, в первую очередь, фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать связь предметов и их помощь в реальной жизни. Среди новшеств также следует выделить вариативность, единство воспитания и обучения, функциональную грамотность. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Другими словами, обучающиеся должны понимать, каким образом изучаемые предметы помогают найти место в жизни и профессию. Функциональная грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Она включает в себя способность использовать знания и навыки для решения практических задач в различных жизненных ситуациях. На уроках математики формирование этой грамотности играет особую роль, так как математика, как наука, предоставляет инструменты, необходимые для анализа и решения реальных проблем.
Значение функциональной грамотности
Функциональная грамотность включает в себя:
Чтение и интерпретация информации — умение понимать и использовать текстовую, графическую и числовую информацию.
Применение знаний на практике — использование математических знаний для решения жизненных задач, включая финансовые, статистические и геометрические задачи.
Критическое мышление — способность анализировать результаты и оценивать их достоверность.
Формирование функциональной грамотности на уроках математики
На уроках математики существует множество способов формирования функциональной грамотности:
Практические задачи: Использование задач, связанных с реальными жизненными ситуациями. Примеры включают расчеты бюджета, планирование времени и оценку статистических данных.
Проектная деятельность: Создание проектов, которые требуют изучения различных математических понятий и алгоритмов. Это может быть проект по исследованию данных, разработка приложений или моделей.
Групповая работа: Работа в группах способствует развитию коммуникационных навыков и критического мышления, так как ученики обсуждают подходы к решению задач.
Интеграция с другими предметами: Совмещение математики с другими предметами, такими как физика, экономика или искусство. Это помогает ученикам увидеть применение математики в различных сферах.
Использование технологий: Интеграция информационных технологий в обучение, например, использование математических программ и приложений, которые позволяют моделировать и визуализировать решения.
Заключение
Формирование функциональной грамотности на уроках математики является важной задачей для преподавателей. Это не только помогает ученикам лучше понимать материал, но и подготавливаться к реальным жизненным ситуациям, где необходимо применять математические знания. Развитие навыков функциональной грамотности способствует успешному обучению и самореализации обучающихся в будущем.
Список литературы
Бондаренко, В. И. "Методика формирования функциональной грамотности в обучении математике." Математика в школе, 2020.
Кузнецова, Н. А. "Интеграция математики и других предметов как средство формирования функциональной грамотности." Научный журнал, 2021.
Сидоренко, А. П. "Использование проектной деятельности для формирования функциональной грамотности." Педагогическое время, 2022.