Правовое воспитание подростков в работе классного руководителя малокомплектной сельской школы
Учитель истории и обществознания Лось Светлана Евгеньевна
Выступление на методическом объединении
классных руководителей школы
Правовое воспитание подростков в работе классного руководителя малокомплектной сельской школы
План:
- Вступление
- Особенности правового воспитания подростков
- Формы работы классного руководителя
- Выводы
В период развития демократического общества, введения новых информационных технологий и становления рыночных отношений резко возрастают противоречия между повышением благосостояния одной категории граждан и резким понижением статуса другой категории. В данной ситуации фиксируется подъем подростковой преступности.
Рост преступности в среде молодежи и подростков можно объяснить неблагоприятной средой, педагогической запущенностью, жестокостью к подростку, социальным расслоением общества и воспитанием. Практика показывает, что юридическая грамотность и осторожное поведение облегчает человеку жизнь в неловких или криминальных ситуациях. Построение в России гражданского общества и правового государства невозможно без целенаправленной деятельности по воспитанию гражданина, патриота с высоким уровнем правовой культуры, с активной жизненной позицией. Введение государственных образовательных стандартов предполагает воспитание качественно нового гражданина России. Новое содержание образовательной деятельности предполагает и новые активные формы работы и технологии.
Воспитание и социализация подростка являются основными компонентами образовательной деятельности школы. Цели – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и общей культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности понимать и принимать ценности и роли общества.
В школе функции воспитателя выполняют все работники, однако ключевая роль в решении воспитательных задач лежит на педагоге, на классном руководителе. Классный руководитель создает условия планомерного саморазвития и самореализации ребенка, способствует успешной социализации. Для достижения результата классному руководителю необходимо:
- Особенности подросткового возраста;
- Знать психолого-педагогические основы работы с конкретным возрастом;
- Иметь информацию о правовом воспитании;
- Владеть современными педагогическими технологиями;
- Планировать воспитательную деятельность
- Анализировать и прогнозировать результаты деятельности.
Критериями оценки можно считать результативность и деятельность ребенка. Результативность – достижение конкретного уровня социального развития (общая культура, дисциплина, гражданская зрелость). Критерии деятельности – организованность, умение взаимодействовать, планировать, подбирать средства реализации, анализ и синтез и другое.
Классный руководитель подростков должен учитывать некоторые возрастные особенности. К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируется суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Они базируются на оценках значимых взрослых (мама, папа, бабушка, любимый герой фильма, произведения литературы) и значимых бытовых ситуаций.
К 14-16 годам на основе суждений у подростка формируются убеждения убеждение – это позиция. Подростки этого возраста спорят, выражают свое мнение, отстаивают ее. У него уже имеется своя шкала социальных ценностей и предпочтений, свой круг друзей, стиль поведения, внешний облик.
К 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека (жизненные установки и ценности). На мировоззрение трудно влиять, изменить суждения и убеждения можно.
Возрастные особенности подростков этим не ограничиваются. Подростки рефлексивно тяготеют к обществу себе подобных, к подражанию и к конформизму. Ведущий вид деятельности – общение, общение со сверстниками, со старшими подростками.
Во-вторых, подростки понимают что можно, чего нельзя. Только среда и ситуация дают ему сигнал – что можно и где предел. В-третьих, стремление к авантюре, к «социальному эксперименту» (авось, пронесет). Если общество не ответило своевременной реакцией на ситуацию, не применило санкции (наказание), поведение закрепится, станет обычным. (Пример с электричками).
Естественно, что правовое образование подростков должно проходить в доступной форме: терминология – понятная, активные формы освоения материала, аргументированность доводов. Нужно убедить каждого ученика, что уверенность в жизненных ситуациях должна быть основана на знаниях законов страны. Человек, владеющий знаниями и умением действовать в типичных правовых ситуациях, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон, понести ответственность, сможет защитить себя и своих близких.
Целесообразно разделить всю работу по данному направлению на две части: одна – формирование представлений об основах правового государства, гражданственности, первенстве закона, о месте закона в жизни общества. Вторая часть – практические умения в правовых ситуациях, безопасность жизни, здоровья, жилья и имущества.
Предлагаю вашему вниманию план правового всеобуча на учебный год, который был уже апробирован мною в работе с учениками 7-8 класса (одно мероприятие в месяц).
Правовой всеобуч
№ | формирование представлений об основах правового государства, гражданственности, первенстве закона, о месте закона в жизни общества | формирование практических умений в правовых ситуациях, безопасность жизни, здоровья, жилья и имущества (практикумы и викторины) |
1 | Гражданство и гражданин | Мой паспорт |
2 | Мои права и обязанности | Подростковые группировки |
3 | Международное право о детях | Самозащита для детей и подростков |
4 | Как реализуется право на образование | Моя будущая профессия |
5 | Административные правонарушения | Как бросить курить?/курение – фактор риска |
6 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Как избежать ограбления, краж, уличного обмана |
7 | Правоохранительные органы РФ | Жизнь без вредных привычек |
8 | Прокуратура | Если бы я был прокурором… |
9 | Система судов РФ | Выбор пути образования |
В результате планомерной работы выпускник школы получит представление о роли и месте закона в жизни общества и государства, получит практические умения по использованию законов в правовых ситуациях и защите своих прав. Это соответствует ФГОС Российской Федерации, требованиям правового государства и гражданского общества.