Функциональная грамотность в современном образовании. Естественно -научная грамотность.
Учитель : МБОУ «СОШ № 9» НГО Сорокина Ирина Борисовна «Функциональная грамотность в современном образовании». Естественно-научная грамотность.
Естественно-научная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, основанных на научных доказательствах.
закрытая открытая ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ОТВЕТ ЧЁТКОЕ РАЗМЫТОЕ единственный правильный ответ единственный путь набор возможных (условных) ответов разные пути
Открытые задачи Примеры: 1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной? 2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему? 3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают? 4. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий? 5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся.
Практическая работа Задача для решения: «Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?» - Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи. - Какой вариант, на ваш взгляд, является идеальным конечным результатом?
Возможные ответы: 1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»). 2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»). 3. Обработка лесо-парковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба). (Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник») 4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей). (Приём «Предварительное действие», «Посредник») 5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка») 6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы). (Приём «Предварительное действие») 7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие») 8. Если клещ был заражен энцефалитом, ввести сыворотку в мед. учреждении. (Приём «Своевременное действие», «Антидействие»)
Моделирование – исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала.
Виды моделей Материальные (предметные) Информационные рисунки, чертежи, схемы, графики, таблицы
Практическая работа. Создание модели безопасного поведения на водоёмах Задание: - Прочитайте текст. Заполните таблицу. «Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту. Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям. Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня? Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу». Опасности Действия Вани
Возможный ответ: Опасности Действия Вани Серёжа любопытен и не чувствует опасности, может полезть глубоко в воду. Держаться рядом с Серёжей и наблюдать за ним, не отвлекаясь. Саша может отвлечь внимание Вани разговорами, и Ваня не уследит за Серёжей. Объяснить Саше, что Серёжа ещё мал, попросить помочь наблюдать за ним. Ваня может увлечься плаванием или нырянием и оставить без внимания Серёжу. Не нырять и не уплывать далеко. Купаться в незнакомых местах опасно (рельеф дна, глубина, загрязнённость водоёма). Вести всех к знакомому месту купания.
Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки и др.) Игры-эксперименты (опыты, эксперименты) Игры-путешествия (экспедиции, виртуальные экскурсии др.) Сюжетно-ролевые игры Игры-соревнования (викторины, турниры, конкурсы, олимпиады и др.) Игры-драматизации Виды игр
Практическая работа. Дидактическая игра «Зашифрованное письмо» «Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути». - Расшифруйте послание (за каждый правильный знак – 1 балл).
Ответ: «От станции наш путь шёл по дороге до моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по шоссе и у домика лесника сделали привал»
Заключение Использование эффективных методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения увлекательным и продуктивным.
Спасибо за внимание!
Горбачёва Марина Юрьевна