Функциональные стили речи
Статья по теме «Функциональные стили речи»
Цухарова Мадина Салмановна
ГБПОУ «Чеченский государственный колледж» г. Грозный
Аннотация: В данной статье раскрываются стилевые и языковые особенности научного, публицистического, официально-делового стилей русского языка. В статье автор акцентирует внимание на том, с какой целью используется каждый стиль речи в языке.
Автором делается вывод о том, что умение различать жанры функциональных стилей речи в разных сферах жизни человека, это важный аспект культуры речи в целом.
Ключевые слова: стиль, подстили, виды речи, функциональный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный речь.
Какие бывают функциональные стили речи?
Отвечая на этот вопрос, мы можем сказать, что в зависимости от коммуникативной задачи, мы, создавая тексты, используем тот или иной стиль. Именно он определяет, какие лексические и синтаксические средства нам потребуются.
Поскольку выбор стиля зависит от функции, которую призван выполнить текст, стили называют функциональными. Обычно в современном русском языке выделяют следующие виды функциональных стилей речи:
научный
официально-деловой
разговорный
публицистический
стиль художественной литературы (художественный).
Научный стиль
Научный стиль иногда называют «стилем энциклопедии». Типичными жанрами для него являются:
научная статья, монография, диссертация, научно-популярная статья, лекция и т.д.
Этому стилю свойственно использование терминов, точность, следование определенной структуре рассуждения. Тексты в этом стиле содержат конкретные факты, цифры, цитаты, ссылки на другие научные труды.
Как и другие стили, научный имеет ряд подстилей, которым свойственны разные основные особенности.
Подстили научного стиля:
Собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады).
Научно-популярный (лекции, статьи, очерки).
Учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты).
Научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий).
Научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации).
Научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники, каталоги).
Адресаты текстов в научном стиле – ученые, студенты, школьники, люди, интересующиеся наукой.
Цель – передача точных научных фактов, обучение.
Официально-деловой стиль
Это «стиль документа». Ему свойственна крайняя унифицированность языковых средств, большое количество языковых клише (стандартных формул), особая лексика – канцеляризмы.
Адресат текста в этом стиле – официальное лицо, делопроизводитель. Цель – передача официальной фактической информации в сжатой форме. Жанры: заявление, докладная записка, рапорт и т.п.
Разговорный стиль
В отличие от остальных стилей, тексты в разговорном стиле создаются в основном в устной форме, хотя возможны и в письменной (например, личные письма). Этот стиль предполагает свободу в выборе средств выражения, упрощенный синтаксис, использование невербальных средств выразительности (жесты, интонация).
Адресат – собеседник. Важнейшая форма – диалог.
Цель – эмоциональная передача информации обычно личного, а не всеобщего значения.
Публицистический стиль
Это «стиль газеты». Он используется и в устной (ораторское выступление), и в письменной форме. Этому стилю свойственны тропы, игра слов, риторические фигуры.
Адресат – любой человек; сообщение часто направлено на «целевую аудиторию» и подстроено под нее на лексическом и синтаксическом уровнях. Жанры: публицистическая статья, ораторская речь, выступление в ходе дискуссии и т.п.
Цель – убедить в своей правоте.
Художественный стиль
Это стиль художественной литературы. Скорее, это контаминация (соединение) стилей, так как для создания образа может потребоваться самый разный языковой материал. В художественном произведении могут быть и элементы, лежащие за пределами литературного языка: диалектизмы, жаргонизмы, ругательства и т.д.
Адресат – читатель.
Жанры: роман, повесть, рассказ, драма, баллада и т.д.
Цель – создание художественного образа. С этой целью обычно использованы тропы – изобразительные средства языка. Это метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.
Литературный язык – форма общенародного языка, понимаемая как образцовая, – по-разному функционирует в зависимости от сферы человеческого общения. Каждая сфера использования языка выдвигает свои требования к выбору языковых средств, созданию высказывания и накладывает свои ограничения. Так, языковые средства, уместные в одних обстоятельствах, становятся чужеродными в других.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что стили речи (стиль – греч. стило — палочка, ручка) — это системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения: форма наших высказываний зависит от того, ГДЕ, С КЕМ и ЗАЧЕМ мы говорим. Значит, анализ речевой ситуации является необходимым условием выбора стиля речи для наиболее эффективной передачи информации.
Список литературы:
1.Гончарова Л. М., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. проф. Гойхмана О. Я./Гойхман О. Я. ИНФРА-М, 2023. - 192 с.
2 .Русский язык и культура речи: история, теория, практика: Учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, 2022. - 267 с.