Методическая разработка урока по географии в 8 классе «Географическое положение России»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С УЧЁТОМ ФГОС.
«Географическое положение России».
1.Ф.И.О. Румянцева Пелогея Алексеевна 2.Место работы: МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области» 3.Должность: Учитель географии 4.Предмет: География 5.Класс: 8 б 6.Тема: «Географическое положение России».Общие сведения о России. 7.Базовый учебник: География. Природа России. 8 класс. И.И. Баринова Москва. Издательство «Дрофа» 2020.- 303. 8.Цель урока: Формирование знаний о географическом положении России, о её сухопутных и морских границах. 9.Задачи: - Обучающие:1. Научить выделять факторы, определяющие ГП России, сравнивать с другими странами и оценивать ГП с разных точек зрения 2. Формировать понятие о государственной территории, сухопутных и морских границах, их изменении во времени. - Развивающие: развивать умения работы с различными источниками географической информации с применением электронных образовательных ресурсов, межпредметные связи (география и история), развивать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России, организовать деятельность школьников по самостоятельному освоению новой информации. - Воспитательные: формировать чувство гордости, патриотизма, гражданственности. 10.Тип урока: Комбинированный 11.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, самоконтроль. 12.Необходимое техническое оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, карты атласа, рабочая тетрадь с комплектом контурных карт В.И. Сиротин Москва. Дрофа, презентация по теме урока, АРМ учителя, АРМ ученика, мультимедийный комплекс с интерактивной доской. 13 .Структура и ход урока:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Таблица№1.
Этапы урока | Название используемых ЭОР | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
1.Организацион-ный момент. 1 мин. | | Проверяет готовность к уроку, создаёт благоприятный психологический климат. | Приветствуют учителя. | Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | | | |
2.Актуализация знаний. 20 мин. | | Мы знаем, что Россия - самое большое государство мира. Составим «визитную карточку» страны. | Записывают дату и тему урока. | Осознание целостности Родины. | Умение работать с разными источниками географичес-кой информации. | Способность к сотрудничеству и коммуникации. Умение организовывать свою деятельность. | |
| №1 Информационный модуль. «Географическое положение и границы России» Блок 1 | Задание с использованием таблицы учебника и ЭОР Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.«Тема: ГП России, территория и границы» Вспомним план характеристики ГП территории. Какими источниками информации мы должны воспользоваться? | 2 ученика - читают информацию, сравнивают площади крупнейших стран и материков с площадью России, записывают и зарисовывают: флаг, столицу, площадь с выводом 17,1 млн кв. км, что примерно равно площади Южной Америки, почти в 2 раза больше Канады, Китая, США. Называют план характеристики: - положение по отношению к экватору, - положение по отношению к начальному меридиану, - крайние точки, их координаты, - положение на материке, части света, - моря, омывающие страну, - соседние государства, - влияние географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Карты мира: физическая, политическая. | | | | |
| | Задание индивидуальное у карты п.1-2,4 плана | Называют и показывают, в каких полушариях находится Россия, делают предварительные выводы о следствиях ГП. | ||||
Практическая работа. | №2 Практический модуль. «Географическое положение и границы России» Блок 1,2 | Задание фронтально-индивидуальное практическое п. 3 плана с использованием карты России и ЭОР. | Находят крайние точки, устанавливают соответствие, определяют координаты. | Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | Владение элементарными практическими умениями. | Способность к сотрудничеству и коммуникации. Контроль, инициа-тивность и самостоятельность. | |
Проверка первичного усвоения. | №3 Информационный модуль. «Территория и акватория»Блок 4,5 №4 Контрольный модуль. «Особенности ГП России» | Задание с использованием ЭОР п.5-6 плана. Сделайте выводы о влиянии географического положения на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Задание выполняется по вариантам: I вариант – выявить положительные черты, II вариант– выявить отрицательные черты. | Читают информационный модуль, 1 ученик слабомотивированный выполняет тест. Заполняют таблицу в тетради, формулируют вывод. Результат работы: ГП России имеет положительные и отрицательные черты. | ||||
ФИЗМИНУТКА - 1 минута | |||||||
3.Изучение нового материала. 10 мин. | | Итак, пора выяснить, что же входит в понятие «географическое положение страны», выделить уровни и типы. | Эмоциональ-но ценност-ное отноше-ние к своей Родине. | Умение работать с разными источниками географической информации. | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Умение взаимо-действовать с людьми и работать в коллективе. Высказыватьсужде-ния, подтверждая их фактами. | ||
| №5 Информацион-ный модуль «Географическое положение и границы России» Блок 2,3,7. | Ознакомьтесь с информа- ией. Задание с использованием ЭОР. | Знакомятся с уровнями и типами по схеме. | ||||
4.Закрепление учебного материала 5 мин. | №6 Контрольный модуль. «Геогра- фическое положе-ние и границы России» | Проверьте свои знания. Задание с использованием ЭОР Вывод. Северное положение России, её большая протяжённость с запада на восток и суровые природные условия требуют от населения больших усилий для обеспечения нормального существования, огромных экономических затрат Решите кроссворд (фронтально) | Пара учеников выполняет задание. 1. Выявлены особенности ГП России. 2. Сформированы умения давать характеристику географического положения страны, умения показывать крайние точки, границы и пограничные государства Российской Федерации. 3. Сформированы умения сравнивать географическое положение России с географическим положением других стран Используя знания урока, заполняют сетку кроссворда на | Эмоциональ-но- ценностное отношение к своей Родине. | | Формирование речевой деятельности. | |
5. Рефлексия 4 мин. | | Продолжите фразы: 1) Сегодня я узнал(а)…, 2) Было интересно…, 3) Было трудно…, 4) Я понял(а), что…, 5) Теперь я могу…, 6) Я научился (научилась)…, 7) Я смог (смогла)…, 8) Меня удивило…, 9) Урок дал мне для жизни..Оценивает работу учеников | Дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. | Соблюдение и правил поведения на уроке. | Способность к самостоятельному приобретению новых навыков и умений. | Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии. | |
6.Инструктаж по выполнению домашнего задания 4 мин. | | Выполнить практическую работу «Обозначение на контурной карте крайних точек России, границ РФ и пограничных государств» и заполнить таблицу ГП России по плану. Параграф 1 стр.6-13. | | | | |
Приложение к плану-конспекту Таблица № 2.
«Географическое положение России». (Перечень используемых на уроке ЭОР).
№ | Название ресурса | Форма предъявления информации, тип, вид ресурса(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Географическое положение и границы России. | Информация. Галерея изображений. Карты-схемы. Мультимедиа Модуль И - типа | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1674c29e-22c3-4661-8f18-3674e800e099/101874/ |
2 | Географическое положение и границы России. | Интерактивный тест. Интерактив Модуль П - типа | |
3 | Территория и акватория России. | Информация. Галерея изображений. Карты-схемы Модуль И - типа | http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html |
4 | Особенности ГП России. | Интерактивный тест «+» недолго, несложно Модуль К-типа упрощенный | |
5 | Географическое положение и границы России. Блок 2,3,7 | Информация. Карты-схемы Модуль И - типа | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf |
6 | Географическое положение и границы России. | Интерактивный тест по различным направлениям темы. Модуль К-типа, контроль полученных знаний базового уровня. | http://fcior.edu.ru/card/22596/granicy-rossii-kontrolnye-zadaniya.html |
9