Разработка урока с региональным компонентом по географии в 8 классе «Географическое положение Омской области»
Географическое положение Омской области
(разработка урока с региональным компонентом по географии в 8 классе)
Автор: Бекбулатова Кайни Жетписовна, учитель географии МКОУ «Побочинская средняя школа» Одесского района, Омской области.
Тема урока |
Географическое положение Омской области. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
Дата урока |
Апрель 2016 |
Образовательные ресурсы |
http://spacereal.ru/karta-omskoj-oblasti-so-sputnika/ - спутниковая карта Омской области http://goroder.ru/karta-dorog-omskoj-oblasti/ http://www.infokart.ru/oblasti-rossii/ |
План урока |
1.Знакомство с учебником «География Омской области». 2.Географическое положение Омской области и его виды. 3.Практическая работа: «Определение географического положения Омской области» 4.Контроль усвоения учебного материала «Географическое положение Омской области». |
Педагогическая цель урока |
Создать условия для формирования географического образа Омской области (как субъекта Российской Федерации), в котором проживают обучающиеся 8 класса. |
Формы и методы обучения |
Метод: объяснительно-иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Основные понятия и термины |
Физико-географическое положение (ФГП), экономико-географическое положение (ЭГП), промышленно-географическое положение (ПГП), геополитическое положение (ГПП), геодемографическое положение (ГДП), аграрно-географическое положение (АГП), транспортно-географическое положение (ТГП), рекреационно-географическое положение (РГП). |
Содержание регионального компонента |
Особенности географического положения. Виды географического положения. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения. |
Планируемые образовательные результаты
Предметные компетенции |
Метапредметные и личностные УУД |
Научатся: понимать условные обозначения нового учебника «География Омской области», определять географическое положение, выявлять особенности географического положения и степень влияния географического положения на жизнедеятельность населения. При изучении регионального компонента: Называть и показывать территории, окружающие Омскую область, оценивать особенности географического положения Омской области и влияния его на природные условия территории, жизнь и деятельность населения. |
Познавательные: сравнивать в целях выявления общего и особенного, определять свойства, переносить на картографическую основу факты, объекты. Коммуникативные: взаимодействуют в различных формах учебного диалога, планирование совместных действий. Регулятивные: определять состав предстоящего действия, соотносить результат деятельности с целью, определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины. Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА |
Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЗАИМОДЕЙСТИЯ НА УРОКЕ |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ |
I.Мотивация к учебной деятельности |
Подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала |
Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса «География Омской области», с учебником (с его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями). Создает условия для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность, уточняются тематические рамки. |
Работа с учебником: знакомство с содержанием информации на форзаце учебника: символика и карта области и географические рекорды Омской области; с содержанием учебного материала на стр.278. Слушают стихотворение Тимофея Белозерова «Где я был, и что видел» (приложение № 1), затем обсуждают тему и цели урока и самостоятельно формулируют, что объект изучения - Омская область, называют средства достижения поставленных целей. На экране - спутниковая карта Омской области. |
фронтальная |
Личностные: Проявляют интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: определять состав предстоящего действия. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации |
Устный опрос |
II.Актуализация знаний |
Беседа |
1.Организует беседу по теме «Географическое положение Омской области" Организует учебный диалог по вопросам: - С чего начинается изучение географического объекта? - Какие разновидности географического положения вы знаете? |
Обучающиеся отвечают, что начинается изучение объекта с географического положения (ГП). Выделяют следующие разновидности ГП: -приморское /внутриконтинентальное; -центральное; - пограничное; - окраинное - соседское |
индивидуальная и фронтальная |
Коммуникативные: взаимодействуют в различных формах учебного диалога |
устные ответы |
III.Изучение нового материала |
Работа с картой Омской области |
Организует работу по административно-территориальному устройству Омской области |
Выполняют задание № 1 (приложение № 2), выполняют работу на контурной карте Омской области. |
индивидуальная |
Познавательные: переносить на картографическую основу факты, объекты. |
проверка выполнения задания |
Работа с цифровыми характеристиками географического объекта |
1.Организует работу с политико-административной картой России для сравнения размеров территории Омской области с размерами территории других субъектов РФ. 2.Раздает раздаточный материал-таблицу с размерами государств и организует работу по сравнению площади Омской области с площадями других государств (приложение № 3). 3.После анализа организует работу по формулировке вывода по размерам территории Омской области. |
Рассматривают карты, находят Омскую область, находят и называют субъекты РФ, которые больше и меньше по размерам территории, чем Омская область. Выясняют, что площадь Омской области-141,1 тыс.кв.км (0,83 % от РФ), что по площади область превосходит страны СНГ: Молдавию, Азербайджан, Грузию и т.д. На территории области могли бы разместиться страны Европы Бельгия, Албания, Нидерланды и Швейцария вместе взятые. |
индивидуальная |
Познавательные: сравнивать в целях выявления общего и особенного, определять свойства Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью. |
устные ответы |
|
Выполнение задания: «Место Омской области на карте России» |
1.Организует практическую работу по карточкам (приложение №4). 2.Обращает внимание обучающихся на выполнение работы по плану. |
Выявляют особенности географического положения Омской области и делают вывод. Соотносят результат деятельности с целью. |
парная |
Коммуникативные: планирование совместных действий. Познавательные: сравнивать в целях выявления общего и особенного, определять свойства. Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью. |
устные ответы |
|
Работа с текстом в учебнике п. 2, стр. 12-13 |
Организует прочтение новых разновидностей географического положения на примере Омской области. |
Определяют и оценивают суммарное влияние всех географических объектов, окружающих регион. Записывают в тетради новые разновидности ГП. |
фронтальная |
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. |
устные ответы |
|
IV.Первичное осмысление и закрепление изученного |
Работа по карте Омской области |
Организует составление схемы: «Разновидности ГП Омской области» |
В тетради составляют схему. |
индивидуальная |
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации |
письменные ответы |
V.Итоги урока. Рефлексия. |
Обобщение полученных на уроке новой информации. |
Организует выполнение тестирование, нацеливая на самостоятельную работу и организуя контроль. |
Выполняют задания теста (приложение № 5). Проводят взаимоконтроль и самооценку. |
индивидуальная парная |
Коммуникативные: планирование совместных действий. Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью |
письменные ответы |
Домашнее задание |
п.2 , на стр.15 выполнить задания № 2,4,5 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее задание. |
индивидуальная |
Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью |
Приложение № 1 Где я был, и что видел Был я в Глуховке и в Таре, видел клюкву на базаре, На весах, возле саней, глыбы щук и окуней. Был в Черлаке и Васиссе, в Чебаклах и в Интенисе, Был в ауле Рыжий лис, ел махан, и пил кумыс. Видел кедры я и вязы, бани, кузницы, лабазы, Видел школы и дворцы. И степные солонцы, Видел свет звезды падучей, между пряслами - ботву, Снег да серенькие тучи. Что люблю и чем живу. Тимофей Белозеров |
Приложение № 2 а
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение № 2 б Задание № 1 1.Подпишите районы Омской области (т.е. проставьте цифры с прилагаемого списка). 2.Назовите районы, расположенные вдоль государственной границы России. 3.Назовите районы, территорию которых пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. 4.Назовите города областного подчинения. 5.Назовите район в котором проживаете и определите местоположение своего населенного пункта. |
Список районов Омской области Приложение № 2 в
|
Приложение № 3 Таблица № 1
|
Приложение № 4 Задание № 2 1.На какой равнине, и в какой ее части расположена Омская область? 2.Назовите транзитную реку, которая пересекает территорию Омской области. 3.Определите между какими параллелями и меридианами расположена Омская область. 4.Вычислите её протяженность в километрах с севера на юг и с запада на восток. 5.Укажите координаты областного центра г.Омска и определите какие другие центры лежат на широте г.Омска. 6.Назовите соседей Омской области, с какой областью самая протяженная граница, где граница области совпадает с государственной границей. 6.Определите пограничные районы Омской области. 7.Определите расстояние между областными центрами в европейской части и в азиатской частях РФ. 8.Сделайте вывод об особенностях ГП Омской области. |
Приложение № 5
1.Площадь Омской области: А. 156 тыс.кв.км. Б.141,1 тыс.кв.км. В. 114.4 тыс.кв.км. Г. 241,3 тыс.кв.км. 2.Найдите верное утверждение: А. Омская область расположена на Восточно - Европейской равнине. Б.Омская область по площади больше Азербайджана. В.Омская область омывается водами Карского моря. Г.Омская область граничит с Тюменской областью. Д.Омская область расположена в бассейне реки Обь. 3.г.Омск расположен на реке: А. Тара Б.Омь В.Иртыш Г.Шиш. 4.Верны ли следующие суждения: А.Омская область отмечает в 2016 году свое 300-летие со дня основания. Б.Омская область расположена в сибирском федеральном округе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5.Вставьте пропущенное слово: «Омская область расположена на юге … равнины» |
Критерии оценивания теста: количество правильных ответов – такая же отметка.
Использованная литература:
1.География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.М.Аблова, Л.В.Азарова, Н.Г.Алексеева/Под ред. Л.В.Азаровой, Г.И.Саренко.-Омск: Министерство образования Омской области.
2.Саренко Г.И., Щербак Л.Н. –Регионоведение: География Омской области: Учебное пособие для 8 класса.- Омск: ООИПКРО, 2003.
3.Атлас Омской области.