Разработка урока с региональным компонентом по географии в 8 классе «Географическое положение Омской области»

0
0
Материал опубликован 27 April 2016

Географическое положение Омской области

(разработка урока с региональным компонентом по географии в 8 классе)

Автор: Бекбулатова Кайни Жетписовна, учитель географии МКОУ «Побочинская средняя школа» Одесского района, Омской области.

Тема урока

Географическое положение Омской области.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Дата урока

Апрель 2016

Образовательные ресурсы

http://spacereal.ru/karta-omskoj-oblasti-so-sputnika/ - спутниковая карта Омской области

http://goroder.ru/karta-dorog-omskoj-oblasti/

http://www.infokart.ru/oblasti-rossii/

План урока

1.Знакомство с учебником «География Омской области».

2.Географическое положение Омской области и его виды.

3.Практическая работа: «Определение географического положения Омской области»

4.Контроль усвоения учебного материала «Географическое положение Омской области».

Педагогическая цель урока

Создать условия для формирования географического образа Омской области (как субъекта Российской Федерации), в котором проживают обучающиеся 8 класса.

Формы и методы обучения

Метод: объяснительно-иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные понятия и термины

Физико-географическое положение (ФГП), экономико-географическое положение (ЭГП), промышленно-географическое положение (ПГП), геополитическое положение (ГПП), геодемографическое положение (ГДП), аграрно-географическое положение (АГП), транспортно-географическое положение (ТГП), рекреационно-географическое положение (РГП).

Содержание регионального компонента

Особенности географического положения. Виды географического положения. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные компетенции

Метапредметные и личностные УУД

Научатся: понимать условные обозначения нового учебника «География Омской области», определять географическое положение, выявлять особенности географического положения и степень влияния географического положения на жизнедеятельность населения.

При изучении регионального компонента:

Называть и показывать территории, окружающие Омскую область, оценивать особенности географического положения Омской области и влияния его на природные условия территории, жизнь и деятельность населения.

Познавательные: сравнивать в целях выявления общего и особенного, определять свойства, переносить на картографическую основу факты, объекты.

Коммуникативные: взаимодействуют в различных формах учебного диалога, планирование совместных действий.

Регулятивные: определять состав предстоящего действия, соотносить результат деятельности с целью, определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СОВЗАИМОДЕЙСТИЯ НА УРОКЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

I.Мотивация к учебной деятельности

Подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса «География Омской области», с учебником

(с его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).

Создает условия для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность, уточняются тематические рамки.

Работа с учебником: знакомство с содержанием информации на форзаце учебника: символика и карта области и географические рекорды Омской области; с содержанием учебного материала на стр.278.

Слушают стихотворение Тимофея Белозерова «Где я был, и что видел» (приложение № 1), затем обсуждают тему и цели урока и самостоятельно формулируют, что объект изучения - Омская область, называют средства достижения поставленных целей.

На экране - спутниковая карта Омской области.

фронтальная

Личностные:

Проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: определять состав предстоящего действия.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

Устный опрос

II.Актуализация знаний

Беседа

1.Организует беседу по теме «Географическое положение Омской области"

Организует учебный диалог по вопросам:

- С чего начинается изучение географического объекта?

- Какие разновидности географического положения вы знаете?

Обучающиеся отвечают, что начинается изучение объекта с географического положения (ГП).

Выделяют следующие разновидности ГП:

-приморское /внутриконтинентальное;

-центральное;

- пограничное;

- окраинное

- соседское

индивидуальная

и фронтальная

Коммуникативные: взаимодействуют в различных формах учебного диалога

устные ответы

III.Изучение нового материала

Работа с картой Омской области

Организует работу по административно-территориальному устройству Омской области

Выполняют задание № 1 (приложение № 2), выполняют работу на контурной карте Омской области.

индивидуальная

Познавательные: переносить на картографическую основу факты, объекты.

проверка выполнения задания

Работа с цифровыми характеристиками

географического объекта

1.Организует работу с политико-административной картой России для сравнения размеров территории Омской области с размерами территории других субъектов РФ.

2.Раздает раздаточный

материал-таблицу с размерами государств и организует работу по сравнению площади Омской области с площадями других государств (приложение № 3).

3.После анализа организует работу по формулировке вывода по размерам территории Омской области.

Рассматривают карты, находят Омскую область, находят и называют субъекты РФ, которые больше и меньше по размерам территории, чем Омская область.

Выясняют, что площадь Омской области-141,1 тыс.кв.км (0,83 % от РФ), что по площади область превосходит страны СНГ: Молдавию, Азербайджан, Грузию и т.д.

На территории области могли бы разместиться страны Европы Бельгия, Албания, Нидерланды и Швейцария вместе взятые.

индивидуальная

Познавательные: сравнивать в целях выявления общего и особенного, определять свойства

Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью.

устные ответы

Выполнение задания: «Место Омской области на карте России»

1.Организует практическую работу по карточкам (приложение №4).

2.Обращает внимание обучающихся на выполнение работы по плану.

Выявляют особенности географического положения Омской области и делают вывод.

Соотносят результат деятельности с целью.

парная

Коммуникативные: планирование совместных действий.

Познавательные: сравнивать в целях выявления общего и особенного, определять свойства.

Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью.

устные ответы

Работа с текстом в учебнике п. 2, стр. 12-13

Организует прочтение новых разновидностей географического положения на примере Омской области.

Определяют и оценивают суммарное влияние всех географических объектов, окружающих регион.

Записывают в тетради новые разновидности ГП.

фронтальная

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

устные ответы

IV.Первичное осмысление

и закрепление

изученного

Работа по карте Омской области

Организует составление схемы: «Разновидности ГП Омской области»

В тетради составляют схему.

индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

письменные ответы

V.Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке новой информации.

Организует выполнение тестирование, нацеливая на самостоятельную работу и организуя контроль.

Выполняют задания теста (приложение № 5). Проводят взаимоконтроль и самооценку.

индивидуальная

парная

Коммуникативные: планирование совместных действий.

Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью

письменные ответы

Домашнее задание

п.2 , на стр.15 выполнить задания № 2,4,5

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание.

индивидуальная

Регулятивные: соотносить результат деятельности с целью

 

Приложение № 1

Где я был, и что видел

Был я в Глуховке и в Таре, видел клюкву на базаре,

На весах, возле саней, глыбы щук и окуней.

Был в Черлаке и Васиссе, в Чебаклах и в Интенисе,

Был в ауле Рыжий лис, ел махан, и пил кумыс.

Видел кедры я и вязы, бани, кузницы, лабазы,

Видел школы и дворцы. И степные солонцы,

Видел свет звезды падучей, между пряслами - ботву,

Снег да серенькие тучи. Что люблю и чем живу.

Тимофей Белозеров

Приложение № 2 а

Приложение № 2 б

Задание № 1

1.Подпишите районы Омской области (т.е. проставьте цифры с прилагаемого списка).

2.Назовите районы, расположенные вдоль государственной границы России.

3.Назовите районы, территорию которых пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль.

4.Назовите города областного подчинения.

5.Назовите район в котором проживаете и определите местоположение своего населенного пункта.

Список районов Омской области Приложение № 2 в

1

Усть-Ишимский

18

Калачинский

2

Тевризский

19

Кормиловский

3

Знаменский

20

Исилькульский

4

Тарский

21

Полтавский

5

Седельниковский

22

Щербакульский

6

Муромцевский

23

Азовский

7

Большереченский

24

Оконешниковский

8

Большеуковский

25

Таврический

9

Колосовский

26

Павлоградский

10

Крутинский

27

Черлакский

11

Тюкалинский

28

Русскополянский

12

Называевский

29

Нововаршавский

13

Саргатский

30

Омский

14

Нижнеомский

31

Любинский

15

Горьковский

32

Одесский

16

Москаленский

   

17

Марьяновский

   

Приложение № 3

Таблица № 1

Государства

Площадь(тыс.кв.км.)

Государства

Площадь(тыс.кв.км.)

Азербайджан

90

Узбекистан

447

Армения

30

Туркменистан

488

Грузия

70

Украина

604

Казахстан

2700

Белоруссия

208

Киргизия

199

Албания

20

Латвия

64

Австрия

84

Литва

63

Болгария

111

Эстония

45

Бельгия

31

Молдавия

34

Нидерланды

41

Таджикистан

143

Швейцария

41,3

Приложение № 4

Задание № 2

1.На какой равнине, и в какой ее части расположена Омская область?

2.Назовите транзитную реку, которая пересекает территорию Омской области.

3.Определите между какими параллелями и меридианами расположена Омская область.

4.Вычислите её протяженность в километрах с севера на юг и с запада на восток.

5.Укажите координаты областного центра г.Омска и определите какие другие центры лежат на широте г.Омска.

6.Назовите соседей Омской области, с какой областью самая протяженная граница, где граница области совпадает с государственной границей.

6.Определите пограничные районы Омской области.

7.Определите расстояние между областными центрами в европейской части и в азиатской частях РФ.

8.Сделайте вывод об особенностях ГП Омской области.

Приложение № 5

1.Площадь Омской области:

А. 156 тыс.кв.км. Б.141,1 тыс.кв.км. В. 114.4 тыс.кв.км. Г. 241,3 тыс.кв.км.

2.Найдите верное утверждение:

А. Омская область расположена на Восточно - Европейской равнине.

Б.Омская область по площади больше Азербайджана.

В.Омская область омывается водами Карского моря.

Г.Омская область граничит с Тюменской областью.

Д.Омская область расположена в бассейне реки Обь.

3.г.Омск расположен на реке:

А. Тара Б.Омь В.Иртыш Г.Шиш.

4.Верны ли следующие суждения:

А.Омская область отмечает в 2016 году свое 300-летие со дня основания.

Б.Омская область расположена в сибирском федеральном округе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5.Вставьте пропущенное слово:

«Омская область расположена на юге … равнины»

Критерии оценивания теста: количество правильных ответов – такая же отметка.

 

Использованная литература:

1.География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений/ И.М.Аблова, Л.В.Азарова, Н.Г.Алексеева/Под ред. Л.В.Азаровой, Г.И.Саренко.-Омск: Министерство образования Омской области.

2.Саренко Г.И., Щербак Л.Н. –Регионоведение: География Омской области: Учебное пособие для 8 класса.- Омск: ООИПКРО, 2003.

3.Атлас Омской области.

Комментарии
Комментариев пока нет.