Разработка урока географии в 8 классе на тему «Географическое положение Новосибирской области»
МКОУ-КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Новосибирской области"
Учитель географии: Вульф Татьяна Викторовна
Цели урока:
Познакомить учащихся с физико-географическим положением своей области;
Научить давать характеристику физико-географического положения области;
Продолжить формировать умения работать с географическими картами.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся показывать на картах территорию Новосибирской области.
Метапредметные: Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.
Личностные: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебно-методический комплекс: Горелова Т.А. Природа Новосибирской области: учебное пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - с.5
Географическая карта Новосибирской области. Атласы Новосибирской области.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Россия)
- А область наша как называется? (Новосибирская) Правильно.
- Сегодня мы с вами начнем изучать нашу область. Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока? (Узнать где расположена область, кто у нее соседи и т.д.)
- Правильно. Сегодня мы с вами узнаем 1) физико-географическое положение нашей области; 2) Составим характеристику физико-географического положения нашей области; 3) Определим расположение нашей области на физической карте России; 4) Отметим физико-географическое положение Новосибирской области на конкурных картах.
3. Актуализация знаний.
- Кто из вас знает в какой части России расположена Новосибирская область?
- Кто у Новосибирской области "Соседи"?
- Проходит ли граница с другими странами у Новосибирской области?
- Как называется центр Новосибирской области?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Мет.ук.: учитель рассказывает и показывает на географической карте.
- большая часть Новосибирской области расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, и лишь крайняя восточная часть находится в пределах Алтайско-Саянской физико-географической страны.
Площадь Новосибирской области равна 178,2 тыс. км2, что составляет 7,3% всей территории Западно-Сибирской физико-географической страны. На ее территории могли бы разместиться Бельгия, Дания и Португалия, вместе взятые.
Почти вся территория Новосибирской области - это равнина с увалами и гривами и небольшими, чаще заболоченными, понижениями, лишь на востоке эта равнина постепенно поднимается, переходя в отроги Салаирского кряжа.
На востоке Новосибирская область прорезает полноводная, судоходная река Обь. Справа Обь в пределах Новосибирской области принимает два значительных притока - Бердь и Иню, слева притоки сравнительно коротки и маловодны, 4/5 территории области расположены в Иртышских притоков - Тары и Оми, а на юго-западе - рек Чановской бессточной впадины: Каргата, Чулыма, Карасука. Река Обь делит область на две части, отличающиеся природными условиями.
Большу часть территории занимает Барабинская лесостепь, на юге переходящая в Кулундинскую степь. Север области занимают заселенные болотные массивы Васюганской равнины - урманы, относящиеся к подзоне южной тайги. Здесь много болот, общая площадь которых занимает 24% территории.
На юго-востоке, где рельеф повышается до 300-350 м (наибольшая высота г.Пихтовый гребень - 493 м), лесостепь уступает место черневым лесам.
Положение Новосибирской области в континентальной области умеренного климатического пояса определяет характерные черты климата.
По природно-экономическим особенностям выделяют три зоны: Барабинскую лесостепную и подтаежную, Кулундинскую и Центрально-Восточную, включающую в себя Новосибирскую городскую агломерацию (города - Новосибирск, Бердск, Обь), пригородные районы и лесостепные и подтаежные районы Приобья, Предсалаирья и Салаирского кряжа.
5.Первичная проверка понимания.
- Каково расположение Новосибирской области? Кто хочет рассказать и показать на карте?
- По размерам территории Новосибирской области сколько государств можно "вместить" и какие?
- Какие главные реки протекают в Новосибирской области?
- С помощью карты определите, с кем граничит Новосибирская область? (Омская, Томская, Кемеровская область, Казахстан, Алтайский край)
6. Первичное закрепление. Работа с контурной картой Новосибирской области.
Мет.ук.: каждому учащемуся заранее раздать контурную карту Новосибирской области
- У вас на партах лежат контурные карты Новосибирской области. Ваша задача: отметить границы области, с кем граничит, административный центр - г.Новосибирск, главные реки области с притоками.
Информация о домашнем задании
Прочитать и запомнить записи в тетради.
Творческое задание: подготовить сообщения о Барабинской низменности, Васюганской равнине, Салаирском кряже.
Рефлексия.
Мет.ук.: можно использовать активный метод обучения "Светофор". У каждого учащегося кружки желтого, зеленого и красного цвета.
- У каждого на парте вы видите кружочки красного, желтого, зеленого цвета. Я предлагаю поиграть в игру "светофор". Вам нужно проанализировать урок и выбрать соответствующий кружок. Красный - если вам урок не понравился и вы ничего не поняли, желтый - если что-то вы не допоняли и урок не совсем понравился, зелёный - если вы всё поняли и вам всё понравилось.