Урок технологии в 6 классе «Геометрическая резьба»
План-конспект
открытого урока по технологии
Раздел «Художественная обработка древесины»
Тема урока: «Геометрическая резьба».
6 класс
Предмет: «Технология.
Тема урока: Художественная обработка древесины «Геометрическая резьба».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний – практикум.
Цель урока: развитие самостоятельной, эстетической и трудолюбивой личности в процессе обучения и оформления материального объекта – разделочная доска.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать понятие о способах художественной обработки древесины и современных технологиях работы с данным материалом.
Развивающие: Развить память, интерес к предмету, эстетического вкуса, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование активной позиции к результатам собственного труда, формирование личностных качеств: ответственность, трудолюбие, аккуратность.
Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся
Методическая цель: применение современных технологий ИКТ, индивидуальная работа учащихся, проведение урока согласно требований ФГОС.
Методы обучения:
- наглядный,
- практический,
- создание ситуации успеха,
- словесный,
- частично – поисковый,
- рефлексивный.
ТСО:1 компьютер с мультимедиа проектором.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, черчение, физика, история, музыка.
Предметные результаты:
Знать: Понятие о видах и способах художественной обработки древесины (геометрическая резьба по дереву), характеристики видов обработки, основы построения композиции. Инструменты для резьбы. Алгоритм самоконтроля качества выполнения работы.
Уметь: Выполнять работы по художественной обработке древесины простых элементов. Оформлять интерьер декоративными изделиями, в частности оформление конечного продукта – разделочная доска. Безопасные приёмы работ с древесиной. Составлять несложную композицию из элементов различной фактуры.
Применять: знания и умения в подобной и частично новой ситуации.
Материально-техническое обеспечение урока: классная доска, столярные верстаки, ножи-косяки, простые карандаши.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся |
Приветствуют учителя |
2 |
Мотивация учебной деятельности |
Мы всегда стараемся придать жилому пространству, окружающему нас, индивидуальность, неповторимость, уют. Существует множество способов добиться особого колорита и комфорта, но самым притягательным является украшение интерьера обработанными изделиями из дерева. Какие же виды художественной обработки древесины существуют? |
Приводят примеры украшения своего дома. |
3 |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. |
Домашним заданием учащимся было – познакомиться с видами художественной обработки древесины (перечислите). - какие инструменты используются для художественной обработки древесины? (мини-сообщения). Делаю актуализацию знаний. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя в соответствии с тем, как они занимались самообразованием. Ответ: Перечисляют пять основных видов художественной обработки древесины таких как: - мозаика, -резьба по дереву, - выжигание, - точение, - роспись по дереву. Ответ: Мозаика: лобзик или нож-косяк. Резьба по дереву: стамеска или нож-косяк.. Выжигание: выжигатель. Точение: токарный станок. Роспись по дереву: краски и кисть. |
4 |
Постановка цели и задач урока. |
Учитель объявляет тему и цель урока. Художественная обработка древесины «Геометрическая резьба». |
Учащиеся записывают в тетради тему урока. |
5 |
Первичное закрепление. Знакомство с понятием «Геометрическая резьба» и технологией её выполнения. -в знакомой ситуации -в измененной ситуации |
Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Введение понятия «Геометрическая резьба». Знакомство с техникой безопасности при работе ножом-косяком. |
Отвечают на вопросы учителя. Знакомство с понятием «Геометрическая резьба». Знакомство с техникой безопасности при работе ножом-косяком. |
6 |
Демонстрация практической части задания |
Учитель демонстрирует практическую часть задания на экране с помощью заранее подготовленного видео. |
Знакомятся с практической частью. Знакомство с технологической картой |
7 |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
Организует самостоятельную работу учащихся. |
Решают поставленные задачи, актуализируют знания. Работают коллективно и индивидуально, |
8 |
Контроль теоретических знании полученных до урока и в течение его. |
В течение урока учитель приглашает по очереди всех учащихся к компьютеру для проверки теоретических знаний при решении теста в программе My Test
|
Учащиеся решают электронный тест «Геометрическая резьба» в программе My Test
|
9 |
Экспериментальное исследование (моделирование) |
Предлагаю провести исследование: сколько различных орнаментов можно составить из треугольников? |
Учащиеся делятся на группы. Приступают к работе |
|
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
-Какие перед нами стояли цели? -Справились ли мы с работой? -Какие были трудности? -Где эти знания могут вам пригодиться в жизни? Объявление оценок за: - практику, - соблюдение техники безопасности. - теорию, Выставление итоговой оценки. |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
10 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Инструктирует учащихся: Составить композицию из геометрических фигур для дальнейшей резьбы на кухонных лопатках. |
Осмысливают и записывают в дневник. |
Использованная литература и источники:
Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. 1989.
Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. 1995.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. 1995.
Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.1970..
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. 1981.
Махмутов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. 1995.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 2008.
Яковлева Н.О. О педагогическом проектировании. Профессиональное образование. 2001. №5.
Среднее профессиональное образование 2014. №4.
http://www.rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=538
Тест по художественной резьбе по дереву. 1) Что такое резьба по дереву. А) Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Б) Резьба по дереву – это выпиливание сусла. В) Резьба по дереву – это строгание шпона. 2) Какой этап при резьбе по дереву является первым. А) Чистовая резьба. Б) Черновая резьба. В) Вводный инструктаж. 3) Какие инструменты используются при резьбе по дереву. А) Токарные станки. Б) Рейсшина, циркуль, карандаш, молярный нож. В) Стамески, долото, киянки, косячки, резцы, скребки, ножовки. .4) Что такое плоскорельефная резьба? А) Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном. Б) Резьба которая создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен геометрический узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. В) Резьба которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. 5) Что такое контурная резьба? А) Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном. Б) Резьба которая создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен геометрический узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. В) Резьба которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. 6) Что такое геометрическая (выемчатая) резьба? А) Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном. Б) Резьба которая создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен геометрический узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. В) Резьба которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. 7) Что такое объемная резьба? А) По ней понимают обычно мелкое трехмерное изображение - скульптуру Б) Резьба которая создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен геометрический узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. В) Резьба которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. 8) Что такое накладная резьба А) Невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном. Б) При ней вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки В) Резьба которая выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. 9) Что такое стамеска? А) Стамеска представляет собой долото с заточенным с одного конца лезвием. Б) Стамеска это маленький молоток. В) Стамеска эта станок для резьбы. 10) Что такое верстак? А) Рабочий стол с приспособлениями для обработки вручную изделий из металла, дерева и др. материалов. Б) Станок для выпиливания отверстия. В) Насадка на стамеску. . А В В В А Б А Б А А