Урок труда в 6 классе на тему «Резьба по дереву»
Тема урока: Резьба по дереву.
Цель: Изучение и отработка основных приемов резания по дереву.
Задачи:
- ознакомиться с инструментами, материалами для резьбы по дереву;
- усвоить приемы резьбы на учебном материале;
- развивать внимательность, терпение, аккуратность, культуру труда.
Оборудование: презентация к уроку (инструменты, материалы, приемы резьбы, правила техники безопасности, образец готовой резьбы, кроссворд), заготовки, разметочный инструмент, резцы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Изложение программного материала:
Тема урока (слайд №1)
Цели и задачи (слайд №2)
Резьба по дереву — очень интересное, увлекательное и полезное занятие не только для детей школьного возраста, но и для взрослых.
Научиться резать по дереву может каждый желающий, так как никаких особых способностей для этого не требуется, нужны лишь желание и терпение. Научившийся резать по дереву начинает любить не только этот вид труда но и труд вообще.
Для ручной художественной резьбы применяют (слайд №3) ножи, стамески, стержни(пуансоны). Нож является основным инструментом,а стамески и стержни — вспомогательными.
Основным материалом для выполнения резных работ служат мягкие породы древесины (слайд №4) — липа, ольха, осина. Умелые резчики используют в своей работе и твердые породы древесины — березы, клена, дуба.
Хвойные породы для резьбы мало пригодны.
Последовательность выполнения резьбы по дереву заключается в :
нанесении рисунка(разметки) на поверхность;
резьба нанесенного рисунка.
Приемы резания резцом заключается (слайд №5) в надрезе контура рисунка и подрезке контура.
Для этого в первом случаи резец находится в вертикальном положении, а во втором, рука с резцом наклоняется в право (от себя) или влево (на себя) под углом 45* к поверхности доски (демонстрация резьбы учителем).
Упражнение: хватка резца; наклон руки в право (от себя) и влево (на себя).
Во время работы нужно соблюдать правила безопасности (слайд №6).
Не держите левую руку вблизи режущего инструмента;
Не нажимайте с большой силой на резец;
Храните резец в специально отведенном для него месте.
Для закрепления темы урока мы с вами отгадаем кроссворд (слайд №7)
4 |
||||||||
п |
||||||||
1 |
н |
о |
ж |
|||||
д |
||||||||
р |
||||||||
2 |
н |
а |
д |
р |
е |
з |
к |
а |
з |
||||||||
3 |
м |
я |
г |
к |
и |
й |
||
а |
Какой инструмент является основным при резьбе?
Какой прием является первым при резьбе?
Какой должен быть материал для начинающего резчика?
Как называется второй прием при резьбе?
Практическое закрепление.
Для отработки приемов резания на учебной доске, вам нужно:
1. нанести разметку вертикальных и горизонтальных линий;
2. сделать надрезку по контурным линиям;
3. выполнить подрезку поперек волокон и вдоль волокон.
В итоге у вас получится узор «шашечки», (слайд №8), которым можно украсить любую поверхность.
Подведение итогов урока.
Обменяйтесь учебными досками и оценочными листами. Оцените работу друг друга.
Фамилия имя обучающего: |
||||||
разметка |
надрезка |
Подрезка поперек волокон |
Подрезка вдоль волокон |
Подрезка по диагонали |
Подрезка по криволинейной |
итог |
Каждый критерий оценивается по 5 бальной шкале. Обучающиеся набравшие от 30 до 25 баллов — оценка «5», от24 до 20 баллов — оценка «4», от 19 до 15 баллов — оценка «3», меньше 9 баллов дополнительная отработка навыков.
Уборка рабочих мест.
Урок окончен, спасибо всем за работу (слайд №9).
Файл:
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1461782278.odp (Приложение к уроку "Резьба по дереву")