Статья «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в обществе»
Формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения в обществе
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования основ безопасного поведения в обществе у детей дошкольного возраста, совершенствования осознанного отношения к правилам и нормам поведения дошкольников дома и в общественных местах.
Знакомство с основными направлениями культуры жизнеобеспечения безопасности детей в обществе надо начинать в раннем дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит закладывание определенных жизненных ориентиров и умение делать осознанный выбор того или иного способа взаимодействия с социумом, который был бы понятным и доступным для ребенка. Важно понимать, что способ поведения должен быть безопасным ,ограждающим его от опасных ситуаций, возникающих на каждом шагу, влекущих за собой неприятные , а порой и страшные последствия. Дети с любопытством впитывают все то, что своим примером показывают взрослые. И чаще быстрее и легче воспринимается то, что выходит за рамки правил.
Жизнедеятельность каждого из нас неразрывно связана с окружающей средой обитания. Жизнь предоставляет нам доказательства необходимости соблюдения норм поведения , обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует от сотрудников ДОУ, родителей и детей пристального изучения и овладения навыками безопасного образа жизни в сложившихся условиях. Дошкольное образовательное учреждение в этом смысле является для ребенка важным социальным институтом, выступающим как внешний фактор формирования его безопасного поведения в обществе. Основная задача современного образования заключается в поиске новых эффективных методов повышения уровня культуры безопасности дошкольников. Определяющая роль в данном вопросе принадлежит игровой деятельности, характерной для детей дошкольного возраста. Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, опасности можно в дальнейшем предотвратить. Детям необходимы знания о правилах безопасного поведения , умения действовать в тех или иных ситуациях, опираясь на принятые правила и нормы. Перед взрослыми стоит важнейшая задача помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности . Благодаря заботе , проявленной воспитателями ДОУ, любви и эмоциональной близости родителей, ребенок развивается в среде полного доверия к окружающему миру и окружающим его людям. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для его здоровья, делать самостоятельно правильный выбор в экстремальных ситуациях , можно исходя из подбора игровых занятий в соответствии с его возрастными особенностями .Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Положительный результат в ходе организации форм работы по безопасности детей дошкольного возраста возможен при взаимодействии с родителями воспитанников, так как знания и навыки, полученные в детском саду, должны быть закреплены в условиях семьи и реализованы на практике в жизненных ситуациях. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные аспекты влияют на общую обстановку в целом, ведут к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.
Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе школьного образования .В саду дошкольников знакомят с основами безопасности в различных ситуациях, расширяют социальный опыт общения и поведения, учат определять источник угрозы жизни и здоровью. У детей формируют положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и ценностей, поддерживают желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в различных ситуациях общения и взаимодействия с членами общества. Безопасность поведения в обществе – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, в саду, общественном месте. Главной задачей взрослых является воспитание мотивации к безопасности, стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности в поведении. Необходимо больше внимания уделять организации различных видов воспитательно- образовательной деятельности, направленных на создание модели поведения и приобретения детьми определенного социального опыта. Все, чему сотрудники ДОУ учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Направления деятельности дошкольников, нацеленные на повышение культуры безопасности, могут быть разнообразными. Основными из них являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, беседы, театрализация сказок, игровые тренинги, занятия, мастер- классы, встречи с представителями некоторых профессий, моделирование опасных ситуаций и самостоятельный или совместный поиск решений проблемы. Такая деятельность помогает создать основу для проявления у дошкольника инициативы, ответственности, уверенности в себе. Важнейшая роль в формировании культуры безопасности у дошкольников принадлежит игре. В игровых ситуациях формируется умение находить конструктивный способ выхода из сложившейся ситуации, принимать адекватное решение и соответственно этому действовать. Сюжетно-ролевые игры по безопасности для детей дошкольного возраста ("Пожарные", "Один дома", "Опасные истории", "Полицейские", "Сотрудники МЧС") развивают детское воображение, учат моделировать конкретные ситуации для самостоятельного принятия решения.
В дошкольной практической деятельности в настоящее время широко используется метод проектов как способ реализации повышения уровня безопасности детей в обществе. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, формируя активную жизненную позицию дошкольников, направлена на воспитание культуры безопасности у детей дошкольного возраста ("По дороге в детский сад", "Я – пассажир", "Осторожно: дорога!", "Огонь – друг или враг", "Один дома"). Метод моделирования жизненных ситуаций позволяет дошкольнику развить практические навыки и приобрести умения для воплощения в деле, развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Формирование у детей основ безопасного поведения в обществе создает основу для успешного безопасного будущего подрастающего поколения. Важно проводить систематическую работу с детьми в этой актуальной жизненной области с учетом знаний, интересов и возрастных особенностей детей. Необходимо учиться регулировать навыки своих поведенческих реакций, закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми, формировать умения ориентироваться в пространстве, воспитывать осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на дорогах, в лесу, на природе .
Все направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в обществе подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. Обучение через игру и моделирование реальных ситуаций дает возможность детям стать более активными, позитивно мыслящими, самостоятельными в поисках решений и принятия верных путей в ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью. Знания основ безопасности жизнедеятельности способствуют уверенному движению по жизни детей старшего дошкольного возраста, умеющих достойно выходить из сложных и порой неожиданных ситуаций.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007–144с. 2.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаикасинтез, 2014.
3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт. Сост. Н. В. Коломеец.- Волгоград: Учитель, 2011, 168с.