Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством сказок-безопасок
Формирование основ безопасного поведения
у дошкольников посредством сказок-безопасок.
В этой статье я хочу познакомить с нашей работой по формированию основ безопасного поведения у дошкольников посредством сказок на новый лад, которые называются «Сказки-безопаски» в интеграции со специалистом-логопедом. Используя прием театрализации сказок-безопасок, мы повышаем культуру безопасности дошкольников, развиваем их компетентности: познавательные, социально-коммуникативные и речевые. В процессе работы были созданы дидактические пособия к сказкам. Например, многофункциональное пособие, которое называется «Безопасный дом» и используется на разных этапах работы воспитателя и логопеда. Он содержит дидактические игры по безопасности и развитию речи, сенсорные игры и игры, развивающие мелкую моторику:
- пожароопасные предметы;
- разложи электроприборы;
- развесь бельё;
- составь по образцу;
- помоги пожарному;
- игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.
Подобное использование наглядности в коррекционной работе способствует формированию у детей интереса к занятиям, а игровые приемы стимулируют умственную деятельность детей, тем самым способствуют достижению желаемых результатов. Представленное дидактическое пособие может использоваться на разных этапах логопедической и воспитательной работы.
Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" сказки, играя в них, ребята легко усваивают что в настоящем мире необходимо соблюдать определенные правила. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нем и добро, и зло. Все зависит от выбора самого человека. А если вдруг оказался в опасной ситуации – как из нее можно выйти, чтобы остаться целым и невредимым.
Наша идея заключалась в том, чтобы на примере сказок дать детям знания о правилах безопасного поведения в жизни. Не пугая, учить детей находить выходы из сложных жизненных ситуаций, учиться быть бдительными и осторожными, тем самым развивая социальные компетентности дошкольников.
Мы предлагаем дошкольникам принять участие в проигрывании одной из наших «Сказок – безопасок», используя прием театрализованных игр, а также один из этапов логопедической работы – развитие артикуляторных функций, посредством выполнения комплекса упражнений биоэнергопластики. При работе с детьми проводится подготовительная работа. Детям даются роли и слова. К моменту театрализации все слова дети знают наизусть.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движением кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Остановимся на сказке «Кошкин дом на новый лад», которая состоит из пяти эпизодов:
Эпизод 1. Дочка-кисонька сушит белье над плитой, белье загорается. Сенсорная игра: развесь белье. Делаем вывод вместе с детьми о том, что к плите могут подходить только взрослые, тем более, если она включена. А с помощью сенсорной игры мы развиваем мелкую моторику и закрепляем восприятие цветов.
Эпизод 2. Сын-котенок включил в сеть неисправную гирлянду, провод заискрил, загорелся ковер, котенок залез от страха под кровать. Сенсорная игра: Построй гирлянду. Вывод: не используем электроприборы без взрослых, не прячемся от пожара, а убегаем и зовем взрослых.
Эпизод 3. Дочка-кисонька оставила включенным утюг, от перегрева которого мог случится пожар. Сенсорная игра: Электроприборы-неэлектроприборы. Вывод: не оставляйте электроприборы в сети, уходя из дома отключайте все приборы.
Эпизод 4. Щенята-хулиганы нашли спички и поиграли с ними, подожгли траву, а потом загорелся дом. Сенсорная игра: пожароопасные предметы. Вывод: спички детям не игрушка.
Эпизод 5. Вызываем пожарных, повторяем номер телефона. Сенсорная игра: найди мешок с песком.
Вывод: Представленное дидактическое пособие способствует:
А) развитию связной речи, за счет театрализации действий,
Б) развитию мелкой моторики, за счет наличия сенсорных ковриков,
В) развитию артикуляторных функций, в результате проведения комплекса упражнений биоэнергопластики,
Г) дает возможность автоматизировать поставленные звуки,
Д) способствует закреплению полученных речевых умений, при проигрывании заданных ситуаций.
Наше пособие позволяет не только активизировать речь, но и стимулирует развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления.
Наш опыт показал, что работа над драматизацией сказок-безопасок совместно с логопедом является не только одной из самых эффективных практик по овладеванию и закреплению навыков безопасного поведения дошкольников, но и развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.