12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Юденко1101
учитель начальных классов, работаю в школе 8 лет
Россия, г.Людиново











Методическая разработка по немецкому языку

Тема: " Роль игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"







Автор:

педагог немецкого языка

Юденко Татьяна Викторовна
















Большое значение при обучении немецкому языку на начальном этапе имеют игровые технологии. Благодаря играм возрастает качество и эффективность обучения, легкость усвоения учебного материала. Любая игра при правильном и грамотном использовании вызывает интерес у обучающихся к языку и стране изучаемого языка, укрепляет мотивацию и повышает качество овладения языком. Для учащихся игра — путь к познанию в дополнение к регулярным, порой однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам и формам работы. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок. Педагог выступает в роли ведущего, судьи или является участником игры. С радостью играют учащиеся всех возрастов, если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета. Сейчас в условиях ФГОС требуется, чтобы ребенок мог легко использовать свои знания в конкретных ситуациях, и в этом помогают компьютерные технологии совместно с играми.


Введение


Все чаще и чаще в современном обучении мы встречаемся с проблемой незаинтересованности детей в обучении. Все происходит потому, что мотивация у учащихся отсутствуют. В настоящее время обучение детей начинается еще в детском саду (мотивация к школе присутствует – интерес к новому), придя в любое дополнительное объединение, дети начинать осознавать, что меняется только режим, а обучение остается. В младшем школьном возрасте у детей мотивацией становиться – интерес к новому, еще не известному. Иностранный язык, как предмет они рассматривают, как новшество, как путешествие в неизвестное. Им хочется проникнуть в этот неизвестный мир.

Задача педагога, является непосредственным поддержанием этого интереса и постепенное преобразование его к мотивации обучения.

В методике преподавания иностранных языков в настоящее время всё чаще встаёт вопрос о заинтересованности учащихся в учебном процессе, «в их реальном участии в различных мероприятиях». Из года в год, из перехода из одного года в другой наблюдается снижение мотивации. Существует ряд причин, по которым учащиеся бывают недостаточно мотивированы и заинтересованы в изучении иностранного языка, и задача каждого педагога - «постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к занятию». Одним из способов завладеть вниманием школьников являются нестандартные формы проведения уроков - они «привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению материала». К нестандартным формам проведения занятий можно отнести занятия-экскурсии, тематические, видео-занятия, занятия с использованием интернета и конечно же использование на протяжении занятия игр.

Игра – эффективный приём активизации мыслительной деятельности учащихся. Он опирается на запросы и стремления детей, на их любознательность, на неиссякаемую потребность в самоутверждении, в выдумке.

Цель исследования – определить психолого-педагогические условия диагностики, коррекции и развития мотивации у детей на младшем этапе в процессе игровой деятельности на занятиях иностранного языка.

В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:

1) изучить состояние проблемы в теории и практике;

2) выявить особенности процесса формирования положительной мотивации в процессе игровой деятельности;

3) определить психолого-педагогические условия, повышающие мотивацию в процессе игровой деятельности.


Потенциал игры как вида обучающей деятельности в процессе обучения иностранному языку

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

целеполагания;

планирования;

реализации цели;

анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средства реализации этих ролей;

игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинство игр отличают следующие черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизированный активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Определить основную функцию игры достаточно сложно. По мнению большинства исследователей, игры выполняют тренировочную функцию в онтогенезе (точно так же, как и безопасный способ освоения какого-либо действия посредством игры среди животных). Исследователи детства – М. Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило, – имитация профессиональных действий взрослых. А. Н. Леонтьев также придерживается этого мнения. Он отмечает, что в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих это действие операций – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия, и это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности – в игре. Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Коммуникативные игры как один из приемов обучения немецкому языку на начальном этапе обучения

Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности.

1) Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.

Данный прием предполагает распределение определенных предметов в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах или группах.

Возможны следующие варианты проведения игры:

учащийся работает самостоятельно, записывает свое решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах или группах;

учащиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии;

все учащиеся, чьи варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта.

Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся, то есть основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации).

Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные факты. Обмен информацией может быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.

Ролевые игры.

Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.

Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Когда ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.

Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребенком охотно и с удовольствием; школьник замотивирован на учебно-познавательную деятельность.

Для младшего возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры вступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями.

Игра помогает общению. Она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательный мир незнакомого языка. Одним из этих подходов является игра, сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир языка.

Коммуникативные игры являются необходимыми упражнениями при обучении иностранному языку, так как они приближают процесс активизации лексико-грамматического материала к условиям реального общения. Кроме того, данные упражнения способствуют повышению мотивации и активности учащихся на уроках. А это значит, что ученики смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

Коммуникативная игра в отличие от обычных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на игровых формах, концентрирует внимание учащихся на содержании, однако при этом обеспечивает частую повторяемость языковых форм, тренируя все навыки и умения.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путём создания учителем конкретных ситуаций, в которых язык необходим. Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью. Коммуникативная игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащее задачу, которая разделяется на три более мелкие: лингвистическую, коммуникативную и деятельную. Важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера.

Языковые и лексические игры на занятиях немецкого языка

Обучение лексической стороне иноязычной речи в начальной школе представляет определённые трудности как для учащихся, так и для тех, кто организует их обучение. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить:

А) создание мобильного словарного запаса;

Б) предотвращение его «утечки», забывания;

В) адекватное целям общения его использование в устной речи.

Принимая во внимание, что лексические навыки – сложное действие, которое состоит из целевого комплекса отдельных простых действий – операций, их отработка должна проводиться на основе использования специальных упражнений.

Учитель-практик вынужден искать новые, более эффективные способы и приёмы овладения программным лексическим материалом. Особенно актуален поиск таких способов и приёмов на начальном этапе овладения иностранным языком, где закладываются основы иноязычного общения. Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом.

Практический опыт наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке немецкого языка может проводиться, с одной стороны, путём выполнения упражнений, рекомендованных авторами УМК, и, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры. Игры можно широко использовать на уроках немецкого языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной работе школьников.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми. Целью языковых лексических игр являются тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Всё внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся.

Целью речевой лексической игры является решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами.

При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он прежде всего определяет функцию игры и её место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в неё как можно больше учащихся группы (класса), а затем незаметно и умело выйти из неё. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если в ходе игры возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

Использование лексических игр на уроках немецкого языка регламентируется следующими положениями:

в игре следует учитывать психологические особенности учащихся (младшие, средние и старшие классы);

выбор игры и формы её проведения зависят от количества участвующих в ней;

в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведётся в классе в данный момент;

выполнение игры должно осуществляться на материале, определяемом темой или ситуацией;

в лексические игры включаются слова из других тем с целью их повторения;

при выполнении лексических игр (языковых и речевых) нужно широко использовать компоненты действующего учебно-методического комплекса для соответствующего класса, и в особенности иллюстративную наглядность;

определяется адекватная форма исправления лексических ошибок;

объяснение правил игры и сама игра проводятся на немецком языке;

организатором игры (её ведущим) дожжен быть не только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся.

Чтобы обеспечить активность учащихся класса при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную.

Групповая форма работы позволяет повысить активность учащихся, даёт возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы разных по успеваемости учащихся. Хорошо подготовленные ученики занимают в малой группе лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.

Большинство игровых упражнений выполняется фронтально всем классом. При этой форме работы поддерживается внимание всего класса. Все учащиеся имеют одинаковую возможность практиковаться в речевой деятельности, применять полученные ранее умения и навыки.

Форма проведения упражнения определяется учителем, исходя из:

А) содержания самой игры;

Б) характера лексических единиц, включённых в игру;

В) степени подготовленности учащихся.

При выполнении упражнений, направленных на тренировку школьников в лексике в форме игры, учитель ставит перед учеником конкретную задачу. Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц из активного минимума, создать атмосферу соревнования и соперничества в ходе выполнения того или иного упражнения.


ОТЧЕТ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

В настоящее время известно много педагогических технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения. Я в своей работе на занятиях иностранного языка применяю разнообразные формы и методы игровой технологии. В организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник, рабочая тетрадь для учащихся. Но я кроме этого на уроках использую и другие средства обучения: программы, методические рекомендации, УМК, использую компьютер, для проверки знаний детей по теме «Животные», «Цвета», для просмотра дисков.

Поэтому, готовясь к занятиям мне, приходилось отбирать содержание материала, игр в том числе. Исходила я из задач обучения на данном возрастном этапе. Во втором классе это развитие языковых способностей, формирование позитивного отношения к языку, коммуникативных умений: говорения, аудирования, чтения и письма. Отсюда я и отбирала игры на отработку и закрепление произносительных навыков, лексики, грамматических умений. Однако, огромную роль в подготовке к занятию является подбор наглядности. Наглядность играет очень большую роль при изучении иностранного языка.

При обучении всем видам речевой деятельности я использую зрительную и слуховую наглядность. Сюда можно отнести схемы предложений и словосочетаний, словесные элементы. Очень часто приходится использовать наглядность изобразительного характера: ситуативные и тематические картинки, грамматические таблицы, фотографии, открытки. Активно использую предметную наглядность – предметы классного обихода, макеты предметов, игрушки.

В своей практике гораздо шире я использую возможности изобразительной и другой деятельности. Однако в изобразительной деятельности это должно быть не просто рисование на тему, а тренировка детей в освоении лексического материала. Так при изучении темы «Цвета», я провожу игру «Нарисуй радугу». На партах у учеников лежат бумаги и цветные карандаши. Педагог показывает картинку с изображением радуги, называет цвета, ученики хором повторяют за учителем. Педагог предлагает нарисовать точно такую же радугу, он убирает картину и называет цвета на немецком языке. Учащиеся рисуют каждую полоску карандашом того цвета, который назвал педагог. Из игры выбывает учащийся, который нарисовал полоску не тем цветом. Соответственно, выигрывает ученик, который правильнее и быстрее всех нарисовать радугу. Для проверки лексики я использую следующий вид задания: перед детьми лежат различные изображения на определённую лексическую тему. Я называю данное слово по-немецки и называю цвет, в который они должны закрасить данный предмет. В процессе работы можно будет увидеть, кто из детей усвоил лексический материал, а кто – нет.

При изучении темы «Животные» мною предлагается детям следующий вид задания:

«Продолжи рисунок»

На листе бумаги начат рисунок какого-либо животного, но не все детали прорисованы, например, отсутствует хвост или лапа и т.п. Дети должны закончить рисунок, выполнив соответствующие указания на немецком языке:

t1580407965aa.png

Zeichne ein Madchen auf den Rucken des Tigers.
Male dem Tiger gelbe und schwarze Streifen auf sein Fell.
Der Tiger hat einen langen Schwanz.
Neben seiner linken Hinterpfote sitzt eine kleine Maus.
Usw

Большое значение имеет узнавание нового слова в речи учителя. Для этого существует ряд приёмов, которые я использую в своей практике:

1. игра «Угадай»: учитель называет слово и показывает на предмет, который оно обозначает или нет (или выполняет то или иное действие); ребёнок реагирует на это утверждением Ja или отрицанием Nein;

2. игра «Найди на картинке (на столе, в шкафу и т.д.)»: учитель называет слово, ребёнок показывает на картинке (на столе, в шкафу) обозначаемый этим словом предмет или выбирает соответствующую картинку / предмет;

3. игра «Что пропало?»: учитель показывает предметы, затем закрывает их «волшебным» платком, и один из предметов «исчезает»; дети должны назвать пропавший предмет;

4. игра «Найди в незнакомом тексте новое слово»: учитель предъявляет детям новый текст (стихотворение, считалку), дети просматривают его и подчёркивают (прочитывают, показывают) новые слова.

Например, существует целый ряд игр по тренировке и закреплению лексики по теме «Животные». Приведу примеры некоторых таких игр.

« Зоопарк»

Ученик – директор зоопарка. Он говорит ученикам о том, что звери сбежали из зоопарка и их нужно найти, просит помочь вернуть их в зоопарк. Стол может служить зоопарком. Каждый ученик берёт по игрушке, называет зверя, описывает его (можно по цвету или по нраву) и кладёт на стол (возвращает в зоопарк).

« Угадай зверя»

На столе учителя стоит корзина. Ведущий показывает на корзину и говорит, что в корзине сидит какой-то зверь. Он просит ребят отгадать, кто там сидит. Кто отгадает, тот и выиграет.

Например: Ist das ein Hase?

Nein!

Ist das eine Katze?

Nein!

Ist das ein Igel?

Ja, du hast Recht. Das ist ein Igel. Er ist zu Gast gekommen!

Учитель вытаскивает из коробки ёжика (мягкую игрушку).

«Охарактеризуйте животных»

Учащимся предлагаются картинки, на которых изображены животные. Они должны сказать как можно больше определений, характеризующих этих животных.

Например: die lustige Katze, die weisse Katze…

Всегда хочется создать такие условия и обстоятельства, которые бы способствовали раскрытию и дальнейшему развитию творческих способностей учащихся; умению свободно выражать своё мнение, предположение, не бояться допущения ошибок; умению отстаивать свою точку зрения, свои взгляды по отношению к какому-либо вопросу. Всё это в комплексе способствует гармоничному развитию личности каждого ребёнка.

Часто на занятиях немецкого языка мы вместе с учащимися составляем небольшие рассказы в виде загадок о временах года, о любимом животном, о своей внешности, о своём хобби. Например, вызывается учащийся, просит загадать какое-нибудь животное и описать его, сказав, что оно умеет делать: « Mein Tier ist braun. Mein Tier kann gut schwimmen. Es kommt aus Afrika.

Остальные учащиеся пытаются отгадать загаданное животное: « Ist das eine Schlange? – Nein, das ist keine Schlange. ( Ja, das ist ein Krokodil.)

Для формирования грамматических навыков наиболее результативными в моей практике являются грамматические игры типа лото или настольная игра с фишками.

В рамках отдельных тем я предлагаю организовать проектную работу, позволяющую исключить формальный характер изучения языка («Надо знать») и активизировать взаимодействие учеников для достижения практического результата в обучении.

С учащимися при изучении темы: «Животные», был выполнен проект на базе проработанной темы «Домашние животные».

Проектная работа включает:

- формулировку конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (сделать что-либо вместе с другим);

- определение каждому ученику конкретной задачи по выполнению практического внеязыкового действия с помощью языка;

- оказание учащимся помощи в выполнении задания, не подавляя при этом их инициативу и самостоятельность. Особенно это важно на начальном этапе работы над проектом, когда учащиеся вместе обсуждают содержание и организацию предстоящей работы. При этом очень хорошо видно с каким энтузиазмом дети принимаются за проектную деятельность, в их глазах можно увидеть огонёк радости, желание выполнить конкретное практическое задание.

Организуя занятие нужно стремится, так управлять деятельностью учащихся, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех – первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опыт это подтверждает, нельзя злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками. Я стараюсь поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить – даже за незамеченный шаг впереди. На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути её достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к. на мой взгляд – это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промаха, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперёд.

Наша профессиональная деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса путём привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках иностранного языка.

Опыт работы позволяет доказать влияние игры на:

психическое состояние ребёнка;

его социальное становление;

активизацию познавательной деятельности в процессе обучения.

Кроме того, наиболее важными приоритетами в толковании игры считаю те, которые связаны с потребностями развивающейся личности ребёнка, его свободой, творчеством, совершенствованием природных сил. В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребёнка.

Учебный материал в игре усваивается через все органы приёма информации, причём делается это непринуждённо, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся. Работая над данной проблемой своего исследования, выделяю ряд причин низкой успеваемости учащихся и предлагаю использовать следующие формы, методы и приёмы обучения:

Причины низкой активности учащихся

Формы, методы, приёмы, используемые в работе

недостаточное чувство коллективизма при решении учебных проблем

Использование игры (лексические, ролевые, грамматические), оптимальное сочетание игрового и проблемного обучения.

высокая утомляемость учащихся, например, в результате однотипной работы.

Эффективное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения. Использование занимательных заданий, творческих, изобразительных заданий.

учебный материал слишком сложен для учащихся.

Использование наглядности, пословиц, сказки, помощь «слабым», оценка деятельности, поощрение учащихся при возникновении неудач и трудностей.

отсутствие занимательности в самом изучаемом материале.

Использование различных видов деятельности, игровых методов, состязательности.

материал слишком легкий для усвоения.

Использование заданий с разным уровнем сложности.

недостаточность подготовки учащихся к современной жизни.

Успешное сочетание учебной и внеурочной деятельности.

недостаточная связь школы и семьи, проблема «отцов и детей»

Формирование аргументированной точки зрения учащихся через методы рефлексии(самоанализ); умелое сочетание учебной и внеурочной деятельности, нетрадиционных форм работы с использованием игровых технологий.

Рассматривая игру как самостоятельную и свободную деятельность ребёнка, исхожу из потребностей растущего организма в активных действиях, способствующих его развитию и совершенствованию. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как приём обучения, направленный на моделирование реальной деятельности; как приём обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности, как новая технология обучения.

Домашнее задание, по моему мнению, тоже может принимать формы игры. В своей практике использую следующие его формы:

творческие домашние задания:

! решение кроссворда

! задания – раскраски

! рисование портрета по его описанию

! составление загадок.

Положительные результаты достигаются за счёт создания успеха для каждого ребёнка: для этого подбираются такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. Стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребёнка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально-положительный стиль общения. Это позволило создать благоприятный психологический климат на уроках, что выражается в качестве знаний.

Вывод: 


Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения, но и приближает его к естественной коммуникации. Игры оживляют уроки и всегда приносят удовольствие младшим школьникам.

Благодаря играм возрастает качество и эффективность обучения, прочность и лёгкость усвоения учебного материала. Естественно, необходимо учитывать возрастные возможности учащихся, их умения и навыки, дифференцированно подходить к каждому ученику, учитывать его психологические особенности. Учитель должен быть не только чутким, знающим своё дело педагогом, но и хорошим психологом, наделённым артистическими данными. Дети в младших классах непосредственны, часто они ведут себя импульсивно. Их нельзя обмануть, им нельзя сфальшивить, нельзя недооценить их возрастные возможности и интересы. Иначе нас ждёт разоблачение, и мы никогда не сможем стать тем другом-учителем, который так ценится в наше время.

Сравнительный анализ «типов» отношения учащихся к предмету «Немецкий язык» выявляет динамику мотивации учащихся к предмету, наличие высокого уровня мотивации и учебной активности познавательного мотива, стремление выполнять все предъявляемые учителем требования, а также мотивы самообразования.

Кроме того, на занятиях эффективно использую важнейшие преимущества информационно - коммуникативных технологий:

- возможность организации процесса познания, подтверждающего деятельностный подход к учебному процессу;

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизируемых учебных программ;

- коренное изменение организации процесса познания путем смещения

ее в сторону системного мышления;

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивидууму собственную траекторию обучения и самообучения;

- создание эффективной системы управления информационно- ­методическим обеспечением образования.

Анализ УМК и методических пособий, разработанных для начальной ступени, показал, что игра является ведущей организационной формой на занятиях иностранного языка. Объяснить это можно тем, что игра оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление ребенка, способствует развитию его воображения и активизации всех познавательных процессов в целом. Она учит детей быстро принимать решение, спонтанно реагировать на возникающие ситуации, взаимодействовать друг с другом, а отсутствие в игре принуждения повышает мотивацию учащихся. Творческий, увлекательный процесс, которым является игра, позволяет младшим школьникам запоминать больше и лучше, чем в условиях, когда запоминание материала является целью обучения. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроке атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Можно сказать, что игра как методика, основанная на сочетании определённых знаний, умений, навыков и видов различной деятельности, эффективна при обучении детей.































ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

2.      Андриевская В.В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 1987. – № 6.

3.      Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Совет. пе­да­гогика, 1982. – № 9.

4.      Гез Н.И. и др. Методика обучения иностр. языкам в средней школе. М.,      1982.

5.      Калаева Г.Г. Интенсификация обучения французскому языку при помощи учеб­ных языковых игр // Иностранные языки в школе, 1995. – № 6.

6.      Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

7.      Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя ино­ст­ранного языка. Минск, 1999.

8.      Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе, 1987. – № 6.

9.      Ноусиайнен М.С., Воскресенская Г.С. Игра – конкурс на английском языке.      // Иностранные языки в школе, 1980. – №  6.

10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

11. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном      эта­пе в средней школе. М., 1989.

12. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к      пред­­мету // Иностранные языки в школе, 1982. – № 2.

13. Саланович Н.А. Лингвострановедческий подход в игровых упражнениях на       уро­ках французского языка в VII –VIII кл. // Иностранные языки в школе,       1994. – № 1.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

15. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

16. Торунова Н.И., Кокташева Г.И. Деловая игра // Иностранные языки в школе,      2000. – № 6.

17. Чистякова Т.А., Чернушенко Е.М., Солина Г.И. Обучение иностранным      язы­кам в детских садах. М.,1964.

 
















Игры на занятиях немецкого языка


1. Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентации

Игра 1

Цель игры: развитие звукового анализа слов, буквенного гнозиса, внимания.

Ход игры: учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем делается короткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове звуков (букв) и по хлопку сообщить ответ.

Игра 2

Цель игры: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.

Ход игры: учитель предъявляет ряд букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке, тогда получится знакомое (новое) слово. Затем можно предложить ученикам написать его в тетради, сосчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Например: o, t, r, d – dort (4 буквы, 4 звука).

Игра 3

Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания.

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное).

Игра 4

Цель игры: развитие звукового анализа слова, развитие внимания.

Ход игры: учитель предъявляет картинку с изображением множества предметов. Ученики должны рассмотреть рисунок и подсчитать, сколько названий предметов начинается на какой-либо определенный звук. На какие звуки начинаются названия оставшихся предметов?

Игра 5

Цель игры: дифференциация фонем/графем.

Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией.

Игра 6

Цель игры: развитие буквенногогнозиса.

Ход игры: учитель просит учеников правильно соединить прямыми линиями заглавные и соответствующим им маленькие буквы.

Игра 7

Цель игры: морфемный анализ слова, развитие воображения.

Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки.

Игра 8

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.

Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук. Например: dieSchule, sieben…

Игра 9

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова.

Ход игры: ученики должны подобрать такое буквосочетание, чтобы получились полноценные слова. Как читается это сочетание букв?

? ule

? ultasche

? littschuh

Игра 10

Цель игры: развитие пространственной ориентировки, памяти.

Ход игры: учитель складывает в коробку (мешок Деда Мороза) вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должны назвать, какую букву они вытащили из мешка.

Игра 11

Цель игры: развитие фонематического слуха, умения концентрироваться.

Ход игры: ведущий шепчет сидящему с краю на ухо слово на немецком языке. Следующий игрок шепчет это слово своему соседу и т.д. Игра ведется на две команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок передаст названное слово последнему игроку.

Игра 12

Цель игры: развитие звукобуквенного анализа слова, мелкой моторики, воображения.

Ход игры: учитель предлагает “зашифровать” какое-либо слово в виде рисунка из букв, из которых состоит слово.

Игра 13

Цель игры: развитие буквенногогнозиса, графо-моторных навыков.

Ход игры: учитель рисует элемент буквы и предлагает детям дорисовать его до получения буквы, уточняя: “Какая это буква?”

Игра 14

Цель игры: развитие буквенногогнозиса, графо-моторных навыков.

Ход игры: учитель рисует точки, служащие для детей зрительным ориентиром. Обводя их, они получают букву, которую нужно назвать. С помощью точек учитель может “запрограммировать” небольшой рисунок. В таком случае дети должны назвать дорисованный образ одним из изученных слов. Таким образом можно “вводить” новые лексические единицы.

2. Игры на развитие памяти и внимания.

Игра 1

Цель игры: развитие волевого (произвольного) внимания, восприятия ритма, двигательной памяти.

Ход игры: звучит музыка, дети маршируют и выполняют команды учителя: Handehoch! Handenieder! и т. д. Учитель прекращает команды, дети должны выполнить движения в том же порядке на те же такты музыки.

Игра 2

Цель игры: развитие произвольного внимания, повторение алфавита.

Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель (или ведущий) называет какую-нибудь букву и тот ребенок, которому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.

Игра 3. “Пишущая машинка”

Цель игры: развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения.

Ход игры: ребенку присваивается звук. Учитель (ведущий) произносит немецкое слово и пишет его на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит звук в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово “напечатано”, все хлопают в ладоши.

Игра 4

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например: MalteineKatze! Schreibteinen O! Tanzt! и т.д.

Игра 5

Цель игры: развитие внимания, воображения, моторики.

Ход игры: учитель в воздухе “пишет” простые слова. Ученики “читают” и записывают их в тетради. Выигрывает тот, кто справился с заданием лучше других.

Игра 6

Цель игры: развитие памяти, внимания.

Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу.

Примечание: такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы.

Игра 7

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.

Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 20. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя вслух. Ученику нужно выполнить задание как можно быстрее.

Примечание: для придания игре духа соревнования, по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика.

Игра 8

Цель игры: развитие внимания, повторение лексики.

Ход игры: на столе разложены предметы, названия которых ученики знают по-немецки (газета, журнал, книга, ручка и др.) Ученик, вышедший к столу, рассматривает одну – две минуты предметы, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: Wasfehlthier? Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.

Игра 9

Цель игры: развитие памяти, внимание, навыков счета, повторение лексики.

Ход игры: учитель задает вопрос типа: WievielStuhlesindimRaum 22 ? Ученик, давший быстрее всех правильный ответ, получает один балл. Далее задается следующий вопрос, например: WievielKlassensindinderSchule? и т.д. Выигрывает учащийся, набравший наибольшееколличество баллов.

Игра 10

Цель игры: развитие внимания, мышечной моторики, повторение лексики.

Ход игры: ведущий должен обратиться к ученику с просьбой. Например: „Setzdich, bitte!“, „Stehauf, bitte!“ и т.д. Ученик должен прокомментировать выполняемые действия, например: „Ichsteheauf“, „Ichsetzemich” .

Игра 11

Цель игры: развитие внимания, памяти.

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит кого-либо описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.

3. Игры на развитие мышления.

Игра 1

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: IstdaseineKatze? т. п.

Игра 2

Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.

Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.

Игра 3

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.

Игра 4. “Вернуть число на место”

Цель игры: развитие мышления, логики.

Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое -либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Wasfehlthier? Ученики должны назвать отсутствующее число.

Игра 5

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать “дорожку”(27—3=24, 24—3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.

Игра 6

Цель игры: развитие мышления.

Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.

Игра 7

Цель игры: развитие умения классифицировать.

Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: dieStadt, dasBuch, laufen, dasKino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.

Игра 8

Цель игры: развитие мышления, активизация лексики.

Ход игры: дается ряд признаков ( gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.

Примечание: данная игра может быть проведена и в обратном порядке (от предмета к признаку).

Игра 9

Цель игры: развитие мышления, воображения, моторики.

Ход игры: учитель читает несколько раз небольшой связный текст, основанный на знакомом материале. Ученики слушают и делают небольшие рисунки. Затем по рисункам воспроизводят текст. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Игра 10

Цель игры: развитие мышления, умения сопоставлять, навыков правописания.

Ход игры: учитель : “Я написал на доске предложение и случайно стер почти все. Восстановите это предложение и переведите его. Кто сделает это первым?”

Игра 11. “Кто быстрее составит слово?”

Цель игры: развитие мышления, координации движений, повторение лексики.

Ход игры: учитель пишет на доске слова в 2 столбика; в словах отсутствует начало/середина/конец. Играют 2 команды. Выигрывает та команда, которая быстрее допишет слова.

Игра 12

Цель игры: развитие мышления, воображения, памяти, графо- моторных навыков.

Ход игры: учитель рисует фигуру (или элемент фигуры), ученики дорисовывают образ, вспоминая изученную лексику и дают ему название. Учителю необходимо избегать многозначности в выборе фигур (элементов); возможна также обучающая помощь, например: “Вспомните, какие существительные мы изучали вчера, и дорисуйте картину!”


25


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 01.02.20 в 13:24 1Ответить Пожаловаться
Что за название? Откуда???
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.