Урок истории в 5 классе на тему «Введение в историю Древнего мира»
Всероссийский интернет-конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку вводного урока «Знакомство с предметом».
Введение в историю Древнего мира.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать у учащихся представление об изучении нового систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.
Задачи урока:
образовательные:
- обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;
- содействовать пониманию что история это наука, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории;
- рассказать об исторических источниках и их видах;
развивающая:
- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
воспитательная:
- формирование мотивации к изучению истории, заинтересовать учебным предметом.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление темы.
4. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Слово учителя. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. История рассказывает, где и когда жили люди, как их труд преобразил Землю, как и почему постепенно изменялась их жизнь и как она стала такой, какой мы её знаем сейчас.
II. Изучение нового материала.
План:
История как наука.
Знакомство со структурой учебника
Что изучает история Древнего мира?
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
ИСТОРИЯ КАК НАУКА.
Слово учителя:
В истории нет вымыслов. История – наука. В ней рассказывается то, что учёные узнали о жизни народов, населяющих раньше и населяющих в настоящее время Землю. Наука – это то, что дает нам знания, опыт, поучает.
Записать в тетрадь:
Наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей.
Слово учителя:
В школе вы ещё много узнаете о славной истории своей Родины и об истории других стран. История народов всего мира с древнейших времён до наших дней называют всеобщей или всемирной историей. В 5 классе вы будете изучать её первую часть – историю Древнего мира.
ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ УЧЕБНИКА.
Слово учителя:
Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомимся с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполним задания которые записаны на доске.
Задания на доске:
- Выяснить фамилию автора учебника, название учебника;
- Как разделен текст учебника, название глав? (знакомство с оглавление);
- Какие условные обозначения использует автор учебника? (знакомство с условными обозначениями).
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Устные ответы учеников.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА?
Рассказ учителя:
История Древнего мира является первой частью всеобщей истории. Прочитав название глав учебника, можно ответить на вопрос, что же изучает история Древнего мира? На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.
Записать в тетрадь:
История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив наш учебник. А как же настоящие ученые узнают и жизни людей в далеком прошлом?
КАК УЧЕНЫЕ УЗНАЮТ О ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 8).
Беседа по прочитанному:
- Что дает информацию о жизни людей в прошлом?
- Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?
- Как работает археологическая экспедиция?
- Что такое исторические источники? Их виды?
Слово учителя:
Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.
Записать в тетрадь:
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.
Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.
ИСТОЧНИКИ
Устные Вещественные Письменные
Задание. Определите вид исторического источника: книга, гробница владыки Египта, черепки битой посуды, надписи высеченные на камне, сказание о древнегреческих богах, орудия труда, монеты.
III. Закрепление темы
Учитель. Задает вопросы классу:
1. Что изучает история?
2. О чем мы узнали на уроке?
3. Что мы записали в тетради?
IV. Рефлексия в форме индивидуального письменного опроса.
Я:
УЗНАЛ…. |
ЗАПОМНИЛ…. |
НАУЧИЛСЯ…. |
ЗАТРУДНЯЮСЬ…. |
Домашнее задание:
- Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
- Прочитать стр. в учебнике 6-8.
Список литературы:
- Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова; М.: «Просвещение»
- Арасланова О.В., Соловьев К.А., Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира: 5 класс. М.: ВАКО.
- Ф.П. Коровкин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: «Просвещение».
- Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. К учебнику А.А. Вигасина. Издательство ВАКО.
Учитель: Блинова Лидия Владимировна.