12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4285
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (или гештальт-теория) — это психологическая школа, разработанная в начале 20-го века в Германии. Она фокусируется на исследовании того, как люди воспринимают и организуют информацию из окружающего мира. Слово "гештальт" на немецком языке означает "форма" или "структура", и теория гештальта утверждает, что восприятие мира не сводится к простой сумме его частей, а зависит от того, как эти части организованы в целостную структуру.

Основные принципы гештальтпсихологии включают в себя следующие идеи:

Принцип фигуры и фона: Восприятие элементов окружающей среды зависит от разделения объекта (фигуры) и его окружения (фона). Мы выделяем одни элементы как фигуры, игнорируя при этом остальное как фон.

Принцип закрытия: Мы склонны заполнять пробелы в незавершенных или недостаточно определенных образах, чтобы создать более законченное восприятие.

Принцип подобия: Элементы, которые похожи по форме, цвету или другим характеристикам, часто сгруппируются вместе.

Принцип продолжения: Если элементы линии или формы продолжают двигаться в определенном направлении, мы воспримем их как связанные.

Принцип симметрии: Мы склонны видеть объекты с симметричными формами как более устойчивые и гармоничные.

Гештальтпсихология оказала влияние на различные области психологии, включая восприятие, обучение, когнитивные процессы и психотерапию. Эта школа также внесла вклад в развитие дизайна, искусства и коммуникации, так как принципы гештальта могут быть применены к вопросам организации информации и визуального восприятия.

Принцип фигуры и фона:

Принцип фигуры и фона — это один из ключевых принципов гештальтпсихологии, который описывает, как люди воспринимают и организуют визуальные элементы окружающей среды. Этот принцип гласит, что визуальное восприятие объектов зависит от разделения объекта (фигуры) и его окружения (фона).

Чтобы лучше понять этот принцип, можно рассмотреть следующие ключевые идеи:

Фигура: это элемент или объект, который привлекает внимание и считается более важным в данном контексте. Фигура выделяется из окружающего фона и обычно имеет более четкую, определенную форму.

Фон: Фон — это окружающая часть изображения, которая не привлекает столько внимания, сколько фигура. Он служит контекстом, в котором находится фигура.

Принцип фигуры и фона показывает, как мозг организует визуальные стимулы, чтобы сделать из них осмысленное восприятие. Этот принцип применяется к множеству ситуаций, включая восприятие образов, рисунков, фотографий и дизайна.

Примеры применения принципа фигуры и фона включают в себя:

Восприятие изображений: На фотографии может быть изображен объект (фигура), который выделяется на фоне (фона). Мозг фокусирует внимание на объекте, который считается фигурой, и игнорирует фон.

Дизайн: Дизайнеры часто используют принцип фигуры и фона для создания удовлетворительных и понятных композиций. Сознательный выбор фигуры и фона может влиять на восприятие дизайна.

Реклама: Рекламные агентства также используют этот принцип, чтобы сделать ключевые элементы более заметными и привлекательными для потребителей.

Принцип фигуры и фона подчеркивает, что восприятие не ограничивается простым распознаванием объектов, но также включает в себя способность различать, что является центром внимания (фигурой) и что служит фоном в данном визуальном контексте.

Принцип закрытия:

Принцип закрытия - это еще один важный принцип гештальтпсихологии, который описывает, как люди оценивают неполные или недостаточно определенные образы путем "закрытия" недостающих элементов и создания более полного и законченного восприятия. Этот принцип подчеркивает, что мозг склонен автоматически заполнять пробелы в визуальных образах, чтобы сделать их более цельными и понятными.

Вот некоторые ключевые идеи, связанные с принципом закрытия:

Закрытие недостающих элементов: Когда мы видим образ, в котором некоторые детали отсутствуют или неясны, наш мозг может "закрыть" эти недостатки, чтобы сформировать цельное восприятие. Это происходит на основе наших ожиданий и опыта.

Продолжение линий и форм: Мозг также склонен видеть продолжение линий или форм, даже если они перерываются или скрыты другими элементами. Это означает, что мы можем видеть законченные образы там, где они не совсем очевидны.

Упрощение восприятия: Принцип закрытия помогает мозгу экономить энергию и упрощать восприятие окружающего мира, обращая внимание на ключевые аспекты и игнорируя ненужные детали.

Примеры применения принципа закрытия включают в себя:

Логотипы: Дизайн логотипов и символов часто использует принцип закрытия, чтобы создать абстрактные, но узнаваемые образы.

Искусство: Художники могут использовать этот принцип для создания абстрактных или неясных образов, при которых зритель должен "закрыть" детали, чтобы понять их смысл.

Иллюзии: Некоторые оптические иллюзии также играют с принципом закрытия, заставляя нас видеть что-то, чего на самом деле нет.

Принцип закрытия помогает объяснить, как мы воспринимаем мир, основываясь на нашей способности заполнять пробелы в информации и создавать смысл из неполных данных.

Принцип подобия:

Принцип подобия — это еще один важный принцип гештальтпсихологии, который описывает, как люди оценивают и организуют визуальные элементы в зависимости от их сходства. Этот принцип утверждает, что элементы, которые похожи по форме, цвету, размеру или другим характеристикам, имеют тенденцию группироваться вместе и рассматриваться как связанные части одного целого.

Вот некоторые ключевые идеи, связанные с принципом подобия:

Схожие элементы: Когда на одном визуальном поле представлены несколько элементов, которые имеют общие признаки или характеристики (например, цвет, форма или размер), эти элементы склонны быть восприняты как группа или связанный набор элементов.

Выделение: Принцип подобия может быть использован для выделения важных элементов в визуальном поле. Если один элемент отличается от остальных по какому-либо признаку, то он может выделиться и привлечь внимание.

Разделение: Если визуальные элементы сильно сходны, они могут объединиться в одну группу, что делает визуальное восприятие более организованным и понятным.

Примеры применения принципа подобия включают в себя:

Дизайн: Дизайнеры могут использовать подобие в цветовой схеме, форме и размере элементов, чтобы создать сбалансированные и гармоничные композиции.

Графика: В графическом дизайне, тексте и изображениях, элементы схожего вида часто объединяются, чтобы создать единое визуальное восприятие.

Оформление данных: В представлении данных и графиках принцип подобия используется для выделения и группировки связанных данных.

Принцип подобия помогает людям в организации визуальной информации, делая ее более удобной для восприятия и понимания. Этот принцип также важен в дизайне и коммуникации, так как он позволяет создавать сбалансированные и привлекательные визуальные композиции.

Принцип продолжения:

Принцип продолжения — это еще один важный принцип гештальтпсихологии, который описывает, как люди воспринимают визуальные элементы, когда они следуют в определенном направлении или имеют продолжение. Этот принцип гласит, что, когда линии, формы или другие элементы продолжают двигаться в определенном направлении, мы склонны воспринимать их как связанные и продолженные, даже если они перерываются или скрыты другими элементами.

Вот некоторые ключевые идеи, связанные с принципом продолжения:

Направление движения: Если линии или элементы двигаются в определенном направлении, наш мозг склонен видеть их как часть одной непрерывной структуры.

Создание потока: Принцип продолжения может создавать визуальный поток, который позволяет воспринимать элементы как связанные и двигающиеся вместе.

Упрощение восприятия: Этот принцип помогает мозгу оценить и организовать визуальные элементы, уменьшая сложность и делая восприятие более удобным.

Примеры применения принципа продолжения включают в себя:

Дизайн интерфейсов: В веб-дизайне и дизайне пользовательского интерфейса принцип продолжения используется для создания понятных и интуитивно понятных путей навигации.

Карта местности: На картах местности линии, указывающие на определенное направление, могут быть восприняты как дороги или пути движения.

Искусство и дизайн: Художники и дизайнеры часто используют принцип продолжения, чтобы создавать визуальные композиции с потоком и направлением.

Принцип продолжения способствует организации визуальных данных, позволяет создавать логичные и удобные для восприятия композиции и часто используется в дизайне и коммуникации для создания визуальных путей, которые легче читать и понимать.

Принцип симметрии:

Принцип симметрии — это один из принципов гештальтпсихологии, который описывает, как люди воспринимают и оценивают визуальные элементы и структуры на основе симметрии. Симметрия в данном контексте означает, что элементы или формы разделены таким образом, что они равны, близки к равным или имеют баланс между левой и правой сторонами, что делает их более устойчивыми и гармоничными в восприятии.

Вот некоторые ключевые идеи, связанные с принципом симметрии:

Баланс и гармония: Симметричные элементы считаются более устойчивыми и приятными для восприятия, так как они создают ощущение баланса и гармонии.

Зеркальное отражение: Симметричные объекты, где одна половина зеркально отражает другую, часто воспринимаются как цельные и полные.

Упрощение восприятия: Принцип симметрии помогает мозгу оценить и организовать элементы, делая восприятие более удобным и легким.

Примеры применения принципа симметрии включают в себя:

Архитектура: Симметричные структуры и фасады зданий часто создают впечатление стабильности и эстетичности.

Дизайн: В графическом и промышленном дизайне симметрия используется для создания сбалансированных и привлекательных композиций.

Искусство: Художники могут использовать симметрию для создания художественных произведений, которые воспринимаются как симметричные и гармоничные.

Принцип симметрии помогает упростить восприятие, делая изображения и структуры более удобными для понимания. Он также важен в дизайне, искусстве и архитектуре, так как симметрия часто ассоциируется с красотой, порядком и стабильностью.


Есть множество авторов, которые написали статьи и книги о гештальтпсихологии. Ниже приведу несколько известных и влиятельных авторов в этой области:

Макс Вертхаймер: Совместно с Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером, Макс Вертхаймер считается одним из основателей гештальтпсихологии. Его работы о восприятии движения и организации восприятия являются ключевыми в этой области.

Курт Коффка: Курт Коффка внес вклад в исследования гештальта и организации восприятия. Он был соавтором фундаментальных работ в этой области и считается одним из основателей гештальтпсихологии.

Вольфганг Кёлер: Вольфганг Кёлер проводил исследования с обезьянами, обнаруживая примеры спонтанного образования гештальтов. Его работы имеют важное значение в гештальтпсихологии.

Курт Левин: Курт Левин сосредоточился на групповой динамике и социальной психологии, применяя принципы гештальтпсихологии к анализу поведения и взаимодействия людей.

Вольфганг Метцгер: Вольфганг Метцгер продолжил исследования в области гештальтпсихологии и стал известным автором в этой области, работая над вопросами о восприятии и организации информации.

Фриц Перлс: Фриц Перлс был одним из основателей гештальттерапии, психотерапевтической практики, основанной на принципах гештальтпсихологии. Александр Лурия (1902-1977): Александр Лурия был известным российским нейропсихологом и психологом. Он проводил исследования в области нейропсихологии, включая изучение различных аспектов психических функций с точки зрения гештальтпсихологии.

Бруно Кондаков (1896-1974): Бруно Кондаков был российским психологом и одним из пионеров гештальттерапии в России. Он оказал значительное влияние на развитие психотерапевтической практики в стране.

Сергей Винокур (1935-2013): Сергей Винокур был известным российским психологом и психотерапевтом, работавшим в области гештальтпсихологии и гештальттерапии. Он также преподавал и публиковал статьи и книги на эту тему. напиши их работы

Большинство публикаций Бруно Кондакова и Сергея Винокура связаны с их работой в области гештальттерапии и психологии, включая статьи и книги по этой теме. Эти работы часто ориентированы на применение гештальтпсихологических принципов в клинической практике.​​​​​​​

Макс Вертхаймер: "Принципы организации восприятия" (1923)

Курт Коффка: "Принципы гештальтпсихологии" (1935)

Вольфганг Кёлер: "Психология обезьян" (1925)

Курт Левин: "Разрешение социальных конфликтов и теория полей в социальных науках" (1948)

Фриц Перлс: "Гештальт-терапия: волнение и рост в человеческой личности" (1951)

Александр Лурия: "Высшие корковые функции человека" (1966)



Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.