Рабочая программа на тему «Гидравлика и теплотехника»
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сабинский аграрный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
Основы гидравлики и теплотехники
по Специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям)35.02.07 Механизация сельского хозяйства
|
Согласована Заместитель директора по ТО ___________________Ч.И.Сунгатова 31 августа 2017 г. |
Утверждаю Директор ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» ________________З.М.Бикмухаметов 31 августа 2017 г. |
Составитель: преподаватель ГАПОУ «Сабинский аграрный колледж» Латыйпов Айзат Магъфирович
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы гидравлики и теплотехники
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 35.02.07 Механизация сельского хозяйства;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков;
- особенности движения жидкостей и газов по трубам;
- основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов;
- основные законы термодинамики;
- характеристики термодинамических процессов;
- принципы работы гидравлических машин и систем, их применение;
- виды и характеристики насосов и вентиляторов;
- принципы работы теплообменных аппаратов, и их применение.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей. ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
|
в том числе: |
|
|
практические занятия |
24 |
|
контрольные работы |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
|
в том числе: |
|
|
внеаудиторные самостоятельные работы |
22 |
|
индивидуальные задания |
10 |
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
|
Раздел 1. Основы технической термодинамики |
18 |
||||||||
|
Введение |
Содержание учебного материала |
||||||||
|
1 |
Предмет, содержание и задачи дисциплины. Краткая история науки и гидравлических машин |
2 |
2 |
||||||
|
Тема 1.1.Основные понятия и определения. Смеси и теплоемкость |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Предмет технической термодинамики, ее задачи основные определения. Рабочее тело. Уравнения состояния идеального газа. Понятие о реальных газах. Величины определяющие состояние рабочего тела. Понятия о газовой смеси. Закон Дальтона. Состав смеси, заданный числом молей. Теплоемкость газа. Теплоемкость смеси и газов. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Газовая постоянная смеси |
1 |
||||||||
|
Тема 1.2. Исследование термодинамических процессов. Законы термодинамики |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Термодинамический процесс. Работа расширения газов и внутренняя энергия. Теплота. Формулировка и математическое выражение первого закона термодинамики. Энтропия газов. Энтальпия газа. Содержание второго закона термодинамики. Круговые процессы и циклы. Прямой и обратный циклы. Термодинамический КПД цикла и холодильный коэффициент |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Второй закон термодинамики. |
4 |
|||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Метод и последовательность термодинамических процессов |
1 |
||||||||
|
Тема 1.3. Водяной пар и влажный воздух |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
Основные понятия и определения. Водяной пар, как рабочее тело. Процесс образования пара. Влажный воздух, как смесь сухого воздуха и водяного пара. Насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный влажный воздух. Основные параметры влажного воздуха: абсолютная и относительная влажность, влагосодержание, удельный объем. |
|||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Термодинамические основы работы поршневых компрессоров |
1 |
||||||||
|
Тема 1.4. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Компрессоры. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания. Общие понятия об идеальных циклах ДВС. Идеальный цикл с подводом теплоты при постоянном объеме. Цикл со смешанным подводом теплоты. Компрессоры, их назначение, классификация. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Термодинамические основы работы поршневых компрессоров. |
1 |
||||||||
|
Раздел 2.Основы теории Теплообмена |
10 |
||||||||
|
Тема 2.1. Основные понятия и определения. Теплопроводность Теплопередача и теплообменный аппарат |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Предмет теории теплообмена. Способы распределения теплоты, теплопроводность, конвекция. Теплопередача. Теплопроводность. Температурное поле температурный градиент. Коэффициент теплопроводности и его знания для различных технических материалов. Теплопроводность плоской и цилиндрической стенок. |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Расчет конвективного теплообмена. |
2 |
|||||||
|
2 |
Расчет теплообменных аппаратов. |
2 |
|||||||
|
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Особенности теплоотдачи при кипении и при конденсации жидкости. |
1 |
||||||||
|
Раздел 3. Тепловые установки |
12 |
||||||||
|
Тема 3.1. Котельные установки и топочные устройства |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Котельные установки, их типы и назначение. Принципиальная схема котельной установки. Основные и вспомогательное оборудование котельной установки. Состав котельного агрегата. Тепловой баланс котельного агрегата. |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Расчет котельных установок и топочных устройств. |
2 |
|||||||
|
Самостоятельная работа Часовой расход теплоты |
2 |
||||||||
|
Тема 3.2. Водогрейные и паровые котлы |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Классификация котлов. Котлы водогрейные и паровые, малой и средней производительности для отопительных и отопительно – производственных котельных. Порядок гидравлического испытания котлов. |
||||||||
|
Самостоятельная работа . Котлы-утилизаторы |
1 |
||||||||
|
Тема 3.3. Теплогенераторы |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
|
1 |
Назначение и устройство теплогенераторов. Типы теплогенераторов, их характеристики. |
||||||||
|
Самостоятельная работа Тепловой баланс и КПД. |
1 |
||||||||
|
Раздел 4. Использование теплоты в сельском хозяйстве |
12 |
||||||||
|
Тема 4.1 Отопление и горячее водоснабжение жилых и производственных помещений. Вентиляция |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Назначение и классификация систем отопления. Принцип расчета тепловых потерь помещением. Нагревательные приборы систем отопления, тип и характеристики. Принцип расчета площади поверхности нагрева и подбор нагревательных приборов. Назначение и классификация систем вентиляции. Эксплуатация систем вентиляции. |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Расчет воздухообмена |
1 |
|||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Расчет воздухообмена |
|||||||||
|
Тема 4.2. Теплоснабжение сооружений защищенного грунта |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Типы культивационных сооружений, их конструкции и характеристики. Различные виды обогрева: солнечный, биологический , технический. Виды технического обогрева: водяной, воздушный, газовый. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Расчет теплоснабжения |
1 |
||||||||
|
Тема 4.3 Сушка сельскохозяйственной продукции |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Понятие о сушке, ее значение. Естественная и искусственная сушка материалов. Способы искусственной сушки. Тепловые режимы сушки. Классификация сушильных установок. Схемы сушильных установок. Материальный и тепловой баланс конвективной сушилки. Расход сушильного агента. Особенности эксплуатации сушильных установок. |
||||||||
|
Практические занятия |
2 |
2 |
|||||||
|
1 |
Определение режима искусственной сушки. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Изучить сушилку |
1 |
||||||||
|
Контрольная работа |
Контрольная работа по разделам 1-4. |
2 |
|||||||
|
Раздел 5.Гидравлика |
16 |
||||||||
|
Тема5.1. Гидростатика |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Поверхности равных давлений. Гидростатический закон распределения давления. Закон сообщающих сосудов. Приборы для измерения давления. Относительные равновесия жидкостей. |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики |
2 |
|||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Дифференциальные уравнения равновесия жидкости. |
2 |
||||||||
|
Тема5.2. Гидродинамика |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Понятие движения жидкости. Расход и средняя скорость потока. Уравнение неразрывности. Методы и приборы измерения скоростей и расходов. Потери напора при установившемся движении жидкости. Основной закон вязкого сопротивления. Гидравлический коэффициент трения. Гидравлический удар. Способы его предотвращения и использования. Истечение жидкости через отверстие и насадки. |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Методика расчета коротких трубопроводов |
2 |
|||||||
|
2 |
Методика расчета длинных трубопроводов |
2 |
|||||||
|
Самостоятельная работа Абсолютное и избыточное давление, разрежение. Природа гидравлических сопротивлений. Параллельное и последовательное соединение труб. |
4 |
||||||||
|
Раздел 6. Гидравлические машины |
8 |
||||||||
|
Тема 6.1. Динамические насосы и вентиляторы |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Классификация и области применения. Центробежные насосы. Основное уравнение центробежных насосов. Характеристики центробежного насоса. Регулирование подачи, параллельное и последовательное соединение насосов. Вентиляторы. Регулирование подачи. Подбор вентиляторов. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
2 |
||||||||
|
Тема 6.2. Объемные гидромашины |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Классификации и область применения. Роторные гидромашины. Устройство, принцип действия, характеристики. Регулируемые и реверсивные гидромашины. Гидродвигатели. Основные параметры и характеристики. |
||||||||
|
Самостоятельная работа Подбор центробежных насосов по каталогу. |
2 |
||||||||
|
Раздел 7. Основы сельскохозяйственного водоснабжения и гидромелиорации |
12 |
||||||||
|
Тема 7.1. Особенности сельскохозяйственного водоснабжения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Источники водоснабжения. Схемы водоснабжения. Нормы и режимы водопотребления. Водонапорные башни и их оборудование. Виды мелиорации. Источники воды для орошения. Насосные станции, и их типы. Сооружение для забора поверхностных и подземных вод. Графики водоподачи. Определение расчетной подачи и напора. |
||||||||
|
Практические занятия |
|||||||||
|
1 |
Определение параметров насосной установки при параллельном и последовательном соединении насосов. |
4 |
|||||||
|
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Способы и техника полива. Насосные станции, и их типы. |
6 |
||||||||
|
Раздел 8. Гидропередачи и гидроприводы сельскохозяйственной техники |
8 |
||||||||
|
Тема 8.1. Динамические гидропередачи |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Назначение, типы, достоинства и недостатки. Гидромуфты и гидротрансформаторы. Устройство и рабочие процессы . Уравнения моментов. Преобразующие свойства. Характеристики. Способы регулирования гидромуфты. Совместная работа двигателя и гидропередачи. |
||||||||
|
Самостоятельная работа обучающегося: Комплексные гидротрансформаторы |
2 |
||||||||
|
Тема 8.2. Объемные гидроприводы |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||||||
|
1 |
Назначение, общее устройство, принцип действия, достоинства и недостатки, классификация, типовые схемы. Элементы гидропривода. Характеристики. Типовые схемы объемных гидроприводов и гидротрансмиссий применяемых в сельскохозяйственной технике. Гидравлические системы управления и регулирования. Расчет и испытание объемного гидропривода. |
||||||||
|
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Гидравлические системы управления и регулирования. |
2 |
||||||||
|
Всего |
96 |
||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины имеется лаборатория гидравлики и теплотехники
Оборудование учебной лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Гидравлики и теплотехники»
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- макеты гидравлических установок.
Технические средства обучения:
- компьютер и интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Лепешкин А.В. Михайлин А.А. Шейпак А.А. Гидравлика и гидропневмопривод. Гидравлические машины и гидропневмопривод. ИНФРА-М 2017 [ЭБС ZNANIUM http://znanium.com/catalog/product/548219]
Кратиров, Д.В. Кр 78 Гидравлика и теплотехника: учебно-методическое пособие / Д.В. Кратиров, Н.И. Михеев, В.М. Молочников, И.А. Дав- летшин, О.В. Дунай, Н.С. Душин. – Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2016. – 96 с.
Дополнительные источники:
Брюханов О.Н. основы гидравлики и теплотехники –М.; Академия 2004
Лепешкин А.В. гидравлические и пневматические системы –М,; Академия 2008
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
Умения: - использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве Знания: - основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; - особенности движения жидкостей и газов по трубам; - основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; - основные законы термодинамики; характеристики термодинамических процессов; - принципы работы гидравлических машин и систем, их применение; - виды и характеристики насосов и вентиляторов; - принципы работы теплообменных аппаратов, и их применение |
практические занятия домашние работы контрольная работа экзамен |
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
практические занятия экзамен |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
|
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
|
|
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования. |
|
|
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины. |
|
|
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами. |
|
|
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины. |
|
|
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. |
|
|
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей. ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели. |
|
|
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат. |
|
|
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате. |
|
|
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы. |
|
|
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов. |
|
|
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов. |
|
|
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов. |
|
|
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники. |
|
|
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия. |
|
|
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями. |
|
|
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива. |
|
|
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. |
|
|
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию. |
11