Образовательная программа на тему «Ребёнок и дорога»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №7»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЦО №7
_________ И.В. Симонова
«___» ___________ 2016 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Ребенок и дорога»
возраст обучающихся 3-7 лет,
срок реализации – 3 года
Автор-составитель:
Новикова Ирина Васильевна
воспитатель высшей категории
Тула
2017
Содержание.
1. |
Пояснительная записка……………………………………………… |
3 |
2. |
Введение к образовательной программе…………………………… |
3 |
3. |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………. |
3 |
4. |
Цель образовательной программы…………………………………. |
4 |
5. |
Задачи образовательной программы……………………………….. |
4 |
6. |
Отличительные особенности образовательной программы……… |
7 |
7. |
Психофизиологические и возрастные особенности дошкольников в дорожной среде…………………………….……. |
7 |
8. |
Сроки реализации образовательной программы. Формы и режим занятий……………………………………………………................... |
7 |
9. |
Ожидаемый результат освоения образовательной программы....... |
8 |
10. |
Способы определения результативности образовательной программы……………………………………………………………. |
10 |
11. |
Формы подведения итогов реализации образовательной программы……………………………………………………………. |
11 |
12. |
Учебно-тематический план…………………………………………. |
11 |
13. |
Содержание образовательной программы…………………………. |
14 |
14. |
Методическое обеспечение образовательной программы………... |
20 |
15. 16. 17. |
Использование возможностей развивающей среды……………… Взаимодействие с семьей……………………………………………Список использованных источников и литературы……………… |
22 |
18. |
Приложение 1. ………… |
23 |
19. |
Приложение 1. ………………..… |
26 |
20. |
Приложение 1. ………………..… |
28 |
21. |
Приложение 1. ………. |
30 1. Пояснительная записка. |
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 3 —7лет (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) с правилами дорожного движения, разработана на основе парциальной программы по обучению детей дошкольного возраста ПДД под редакцией Т. И. Даниловой «Светофор», базируется на нормативно-правовых документах: Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
2. Введение к образовательной программе.
Программа предназначена для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Концепция программы – воспитание законопослушного гражданина с раннего детства, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах несомненна. Статистика утверждает, что среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
Учитывая динамику детского травматизма, увеличение плотности транспортных потоков, низкое качество обучения детей безопасному поведению на дорогах, можно прогнозировать рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей, увеличение числа погибших и раненых. Избежать опасности можно лишь обучая детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах с самого раннего детства.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
- отсутствие в образовательных учреждениях отдельного предмета по изучению Правил дорожного движения;
- слабая материальная и методическая база для преподавания предмета;
Данная программа разработана на основе программы Т.И. Даниловой «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста, издательство «Детство-пресс», 2009 год.
Сроки реализации программы: 4 года
Основные принципы отбора материала: научность, преемственность, достоверность, последовательность изложения материала, актуальность, соответствие реальной действительности, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Тип программы: модифицированная.
3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна образовательной программы состоит в создании системы работы, направленной на формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах с использованием интегрированного подхода, заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса, в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Известно много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Очень важно, чтобы из сегодняшних ребят выросли грамотные и дисциплинированные участники дорожного движения. Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить необходимые знания. Прививать детям навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению нужно учить!
В семье, в системе дошкольных образовательных учреждений формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Следовательно, воспитателю детского сада необходимо научить детей безопасным нормам поведения на улице, дороге, во дворе, и эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, занятия, прогулку, дорогу домой и в детский сад, домашние ситуации и т.п.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитание дошкольников рекомендуется осуществлять: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, наблюдений, экскурсий, во-вторых, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
При работе с детьми следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:
Речь идет не о заучивании детьми правил, сколько о воспитании дошкольников. Следовательно, главное не заучить правила, а понять (принять), превратить в прочные навыки;
В детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя и это важно). С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять ситуации с использованием знаний детей, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой. Создавать и моделировать дорожные ситуации в групповой комнате и на игровой площадке, используя магнитную доску, стенды, макеты, мобильную площадку;
Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность (ежедневно!) в процессе игр, прогулок, в утреннее и вечернее время и прочих мероприятий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил;
Каждое новое занятие по основам дорожной безопасности должно опираться на уже усвоенное детьми, что достигается использованием принципов преемственности, доступности, наглядности, развивающего обучения, единства воспитания и обучения;
Развитие ребенка предусматривает развитие его координации, внимания, наблюдательности, реакции и т.д. Эти качества нужны для безопасного поведения на дороге;
Как можно больше с детьми упражняться в играх, заданиях, соревнованиях: по определению расстояния (далеко - близко), скорости (быстрее - медленнее), размеров (больше - меньше);
Использовать все доступные формы и методы работы с детьми, не считать какую-то форму (или формы) основными. Рассказ и игра, беседа и фильм, чтение книги и прогулка – все необходимо поставить на службу воспитания навыков безопасного поведения;
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества и решаться она должна общими усилиями! Только так мы сможем уберечь детей от трагедии на дороге!
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
4. Цель образовательной программы:
формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах; совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, родительской общественности; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
5. Задачи образовательной программы.
1. Обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
2. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения, умения своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге.
3. Выработка у детей мотивации в овладении знаниями по ПДД;
4.Развитие предметно-развивающей среды для работы по данному направлению.
5. Привлечение родителей для совместной работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
6.Активизация пропагандистской деятельности среди родительской общественности по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Решение этих задач должны осуществляться совместно с родителями и через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, картинок и картин, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, ребусов; заучивание стихотворений; сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы. Игры-драматизации, агитбригады, и т.д.
Объем учебного материала, используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям дошкольников разных возрастных групп.
6.Отличительные особенности образовательной программы.
Рабочая программа «Ребенок и дорога» реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками;
- взаимодействие с родителями (деятельность детей – педагогов – родителей).
Реализация образовательной деятельности предполагает выполнение алгоритма:
- непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД) реализуется интегрировано по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие» - 1 раз в месяц;
- организованная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность.
7. Психофизиологические и возрастные особенности дошкольников в дорожной среде
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
У ребенка 3-4-летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов, находится на уровне случайности (50%). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.
У ребенка 4-5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста.
Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соизмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя.
В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.
Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.
Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.
У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов, водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге только подойдя к краю проезжей части.
Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и
недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.
Исследования физиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с.
Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.
8. Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы), предназначена для детей 3-7 лет.
Формы и режим деятельности и занятий:
Режим занятий: для детей 3-7 лет: 1 раз в месяц. Согласно нормам СанПиН продолжительность занятий для воспитанников второй младшей группы составляет 15 минут, для воспитанников средней группы – 20 минут, для воспитанников старшей и группы – 25 минут, для воспитанников подготовительной группы – 30 минут. Форма организации деятельности дошкольников – индивидуально-групповая (проведение комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой), дидактических, сюжетно-ролевых игр, вечеров развлечений, использование информационно-коммуникационных технологий(демонстрация с помощью программы WindowsMedia обучающих мультфильмов: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»; «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения». «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)».
9. Ожидаемые результаты:
2 младшая группа:
- различает проезжую часть дороги, тротуар;
- понимает значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора;
- различает виды транспортных средств: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, трамваи);
- умеет правильно вести себя в общественном транспорте.
Средняя группа:
- чётко представляет, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал;
- может объяснить, что такое «тротуар» и «проезжая часть», «пешеходный переход», «перекресток» (показать на иллюстрациях в книгах, на макете);
- сформирован навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны;
- знает некоторые дорожные знаки и их назначение.
Старшая группа:
- свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада;
- имеет представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном;
- знает некоторые дорожные знаки и их назначение (информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»);
- имеет чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Подготовительная группа:
- пользуется планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц;
- соблюдает правила дорожного движения и техники безопасности;
- знает дорожные знаки и их назначение.
10. Способы определения результативности образовательной программы.
Для оценки знаний, полученных детьми, педагог проводит диагностическое обследование с каждым ребенком два раза в год, данные заносятся в специальную таблицу. Текущий контроль проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, проводимых в процессе каждого занятия, вида деятельности. Критериями оценки служат усвоенные детьми знания, умения и навыки.
Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по безопасности на дороге проводится 2 раза в год: промежуточный - в октябре, итоговый в апреле, мае в индивидуальной и подгрупповой форме.
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
11. Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
- Проведение открытых занятий;
- Создание проектов;
- Презентация фотоальбомов, выставка детских работ по теме.
- Проведение досугов, праздников, развлечений.
12. Учебно – тематический план:
I год обучения (вторая младшая группа)
№ |
Темы |
Педагогические задачи |
Содержание |
1 |
«Профессия водитель» |
Знакомство с профессией – Шофер. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая, грузовая. Познакомить детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии шофера. |
Фонограмма с шумом улицы и сигналами машин. Подвести к названию профессии - шофер. Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер». Рассматривание картины с изображением шофера. п/и «Машины». Рассматривание машин: грузовой и легковой. Итоговые вопросы по содержанию образовательной деятельности: Кто приезжал к нам в гости на машине? А где в машине сидит шофер? Каким должен быть шофер? Что есть у легковой машины? А из каких частей состоит грузовая машина? Где сидят люди в машине? |
2 |
«Грузовой транспорт» |
Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности. |
Сюрпризный момент – получение посылки, в которой находится игрушечный грузовик. Дети рассматривают его, называют части (кабина, кузов, колеса, окна, двери), отвечают на вопросы воспитателя: Какие грузы можно перевозить на этой машине? Кто управляет грузовиком? |
3 |
Автомобиль |
Уточнять представление о легковой машине, об основных ее частях; закреплять знания детей о профессии шофера; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности. |
Напомнить детям, кто управляет машиной. Сравнение грузового и легкового автомобиля. Д/и «Назови и положи на место». Уточнение того, кто сидит за рулем машины. |
4 |
«Пассажирс кий транспорт» |
Формировать представление детей о транспорте, его классификации, составных частях. Продолжать учить узнавать и называть светофор, его сигналы и действия пешеходов. Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар. |
Вспомнить с детьми, какой транспорт они знают. Загадывание загадок о пассажирском транспорте с использованием использование мультимедийной установки (презентации по ПДД «Пассажирский транспорт»). Вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Игра «Автобус и дети». |
5 |
«Мишутка в городе» |
Знакомить детей с сигналами светофора. Активизировать словарь по теме. Развивать память, речь, зрительное восприятие. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города. |
Беседа с детьми о том, в каком городе мы живём. Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет города и задаёт вопросы для уточнения знаний. Сюрпризный момент-приход мишутки. Закрепление понятий «тротуар, светофор, пешеходный переход». Д/и «Собери светофор». П/и «Машины и светофор». |
6 |
«Не попади в беду на дороге» |
Воспитывать уважение к другим пешеходам, культуру поведения «на дороге»; развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей; продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им. |
Сюрпризный момент – приход персонажа - Светофорчик. Рассматривание иллюстраций с улицами города. Вспомнить, для чего нужны «зебра» и светофор. Д/и «Прогулка по городу»: выложить дома, дорогу, «зебру», светофор, машины. Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями. Напомнить правила поведения на дороге для Буратино. |
7 |
«Происшест вие в лесу» |
Уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. Закрепить знания о значении сигналов светофора. Вызвать эмоциональный отклик на сказку. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания. |
Сюрпризный момент - прибытие в страну Светофоров. Знакомство с персонажем «Зебра». Выяснить, почему у Светофора плохое настроение. Игра «Шофер». Чтение рассказа про Зайку-непослушайку, выяснение, почему с ним приключилась беда. Пение песенки «Мы едем, едем, едем…» |
II год обучения (средняя группа)
№ |
Темы |
Педагогические задачи |
Содержание |
1 |
«Мы пассажиры» |
Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте. |
Проведение игры «Поездка в автобусе», беседы о том, кто такие пассажир и водитель. |
2 |
«Улица» |
Знакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу. |
Беседа с детьми, на какой улице ты живешь. Из конструктора ЛЕГО построить макет улицы. Чтение художественной литературы. |
3 |
«Наш помощник – пешеходный переход» |
Знакомить детей с основными элементами дороги. Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении.
|
Д/и «Знакомство с дорожным знаком – пешеходный переход». чтение стихотворения «Самый лучший переход» (Я. Пишумов). Изготовление дорожных знаков. |
4 |
«Здравствуй Светофория» |
Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о назначении сигналов светофора.
|
Д/и игра «Красный, желтый, зеленый». Использование мультимедийной установки (мультфильм Смешарики – азбука безопасности) |
5 |
«Дорожные знаки» |
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Закреплять представления о назначении дорожных знаков.
|
Целевая прогулка по территории детского сада и знакомство с дорожными знаками, прикрепленными на столбах. Подвижные игры на транспортной площадке «Найди нужный знак», «Светофор». |
6 |
«Машины на нашей улице» |
Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. |
Рассматривание иллюстраций с улицами города, различными видами транспорта. Чтение стихотворения «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов). П/и «Машина на помощь мчится» |
7 |
Сказка-игра «Азбука пешехода» |
Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора. Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик. |
Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями. Д/и «Дорожное лето». Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина). |
III год обучения (старшая группа)
№ |
Темы |
Педагогические задачи |
Содержание |
1 |
«Мы знакомимся с улицей» |
Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу. |
Работа с картиной «Улица города»; выполнение заданий в рабочей тетради |
2 |
«В городском транспорте» |
Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте
|
Работа с игрушками (виды транспорта), светофор и дорожными знаками; выполнение заданий на картинках. |
3 |
«Дорожные знаки» |
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: дети, опасный поворот, двухстороннее движение, остановка автобуса. |
Работа с дорожными знаками, изготовление из картона; загадки. |
4 |
«Зачем нужны дорожные знаки» |
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки - переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно - дети.
|
Работа с дорожными знаками и выполнение заданий в рабочей тетради. |
5 |
«Знай и выполняй правила дорожного движения» |
Закрепить с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора.
|
Работа с иллюстрациями улиц города; выполнение заданий в рабочей тетради; использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – светофор») |
6 |
«Нам на улице не страшно» |
Закрепить с детьми знания об обстановке на улице, об основных правилах поведения на улице.
|
Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» - «На улицах города»; использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – азбука пешехода») |
7 |
Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад» |
Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.
|
Д/и «Улица, на которой расположен наш детский сад»; составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада» |
IV год обучения (подготовительная группа)
№ |
Темы |
Педагогические задачи |
Содержание |
1 |
«Улица города» |
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Расширять знания детей о светофорах. |
Игры в уголках по правилам дорожного движения. Чтение художественного произведения «Самый лучший переход» (Я. Пишумов). П/и «Страна светофория» |
2 |
«В городском транспорте» |
Закреплять знание детей о правилах поведения в общественном транспорте. Вызывать эмоциональный отклик. |
Использование мультимедийной установки (презентация «Правила безопасности дорожного движения») |
3 |
«Зачем нужны дорожные знаки» |
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» |
Настольно-печатные игры с изображениями дорожных знаков. Изготовление совместно с воспитателем дородных знаков. Постройка макета города, с использованием различных видов транспорта и дорожных знаков». Игры в уголках по правилам дорожного движения. Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями, затем беседа «Зачем нужны дорожные знаки» |
4 |
«Знай и выполняй правила дорожного движения» |
Закреплять знание детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге. |
Использование мультимедийной установки (презентация «Как мы знаем правила дорожного движения») |
5 |
«Улица не место для игр» |
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города. |
Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Путешествие по транспортной площадке детского сада. П/и «Путешествие по городу». |
6 |
«Мой путь в детский сад» |
Знакомить с названиями ближайших улиц и расположением школы; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. |
Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» - «Мой путь в детский сад». |
«У Светофора каникул нет!» Под таким девизом необходимо в летний период закреплять пройденный материал после каждого года обучения, используя сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, подвижные игры, состязания, конкурсы, эстафеты и др. познавательные, спортивные и развлекательные мероприятия, привлекая к деятельности родителей, как участников дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Можно организовать «Школу юного пешехода», соревнования юных велосипедистов, открыть мастерскую добрых дел.
Обязательно отрабатывать полученные знания и навыки на детской площадке или в детском автогородке.
Самое главное - не останавливаться на достигнутом, искать новые формы и методы работы с детьми по обучению юных участников дорожного движения, безопасному поведению на улице и дорогах, в транспорте и во дворе, чтобы дорога у наших детей стала БЕЗОПАСНОЙ!
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
Месяц |
Возрастные группы |
|||
2-я младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|
Сентябрь |
1. Игра «Доскажи словечко» 2. Целевая прогулка по
3. Раскраска (машины разного размера) 4.Рассказ воспитателя о правилах поведения на улице. 5.Рассматривание иллюстраций,книг,плакатов.
|
1. Расстановка на макете 2. Рассказ воспитателя 3. Беседа по плакатам с 4.П/И «Светофор». 5.Чтение худ . произведений о ПДД.
|
1. Чтение художественной литературы 2. Прогулка. Наблюдение за движением транспорта. Беседа о том, как на уровень безопасности на дороге влияет ее 3. С/Р игра «Пешеходы». 4.Коллективная аппликация «Наша улица». |
1. Выполнение заданий на напольном макете. 2.Рисование на тему: «Мой безопасный маршрут из дома в детский сад». 3. Конструирование: 4.Экскурсия к проезжей части с интенсивным движением. |
Октябрь |
1. Рассказ воспитателя о 2. Чтение художественных произведений о транспорте. 3Строительство из песка 4. Складывание тематических пазлов: «Спецтехника». 5.Сюжетно-ролевая игра «Водители».
|
1. Рассматривание макета светофора. 2. Изготовление из подручных материалов макета светофора (пластилин, 3. Чтение и разбор тематических рассказов. 4. Занятие на напольном макете перекрестка . 5.Д/И «Правила дорожного движения».
|
1. Изучение знаков дорожного движения. 2. Игра «Кто лучше знает правила дорожного движения».
3.Рассматривание картинок с дорожными ситуациями. 4.Дискуссия на тему: «Чем опасен стоящий на дороге транспорт?». 5.П/И «Самолеты». |
1.Игра «Ловкий пешеход» | 2. Закрепление умений соблюдения правил поведения на дороге (напольный перекресток). 3. Дидактическая игра «Дорожные знаки». 4. Чтение тематиче- ских рассказов . 5.Составление рассказа на тему «Светофор – наш друг». |
Ноябрь |
1. Аппликация «Светофор». 2. Рассматривание плакатов с грузовым и легковым транспортом. 3. Раскраска по теме «Транспорт». 4. Настольная игра «ПДД для маленьких». 5.Строительство гаражей для больших и маленьких машин. |
1. Рассматривание плакатов городского общественного транспорта и беседа по ним. 2. Раскраска
3. Чтение тематических 4.Д/И «Разрезные картинки». 5.П/И «Воробушки и автомобиль». |
1. Работа с изображением видов специального транспорта 2. Чтение стихов и отгадывание загадок о видах транспорта. 3. Конструирование «светофор» 4.Соревнование «Кто назовет больше дорожных знаков»
|
1. Игра «Светофор»
2. Демонстрация карточек с основными знаками дорожного движения. Рисование по памяти дорожных знаков. 4.Выставка детских рисунков «ВЕЖЛИВЫЙ ПЕШЕХОД». 5.Блиц-опрос по пройденному материалу. |
Декабрь |
1. Игра «Найди свой 2. Рисование предметов 3. Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы». 4.Рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями на дороге(люди правильно и не правильно переходят дорогу,дети играют на дороге и на детской площадке и т.д.) |
1. Рассказ воспитателя о 2. Изучение правил для 3. Сюжетно-ролевая игра 4.Загадки о дорожных знаках. 5.Д/И «Кто быстрее соберет светофор». |
1. Беседа по правилам безопасной езды на велосипеде. 2. Чтение стихов и загадок о велосипеде. 3.Рисование «Придумай знак». 4.Рассматривание иллюстраций с дорожными знаками. 5.П/И «Стоп!».
. |
1. Изготовление из знаков. 2. Игра «Пешеходы и 3. Изготовление знаков. 4.Рассматривание иллюстраций в книгах о ПДД. 5.Обыгрывание ситуаций по переходу проезжей части(напольный макет перекрестка). |
Январь |
1. Рисование цветных 2. Рассматривание и беседа по плакатам с изображением дороги. 3. Пазлы «Транспорт» 4. Раскраска «Формы и 5.П/И «Воробушки и автомобиль». |
1. Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы». 2. Рассматривание плаката «Улицы города. 3. Игра «Расставь правильно»(настольный макет). 4. Аппликация «Светофор» 5.П/И «Поезд». |
1. Изготовление из картона 2. Рисование велосипедной 3. Беседа с использованием
|
1. Игра-соревнование 2. Рассматривание «Элементы дороги». 3. Строительная игра «Моя улица».. 4. Настольная игра 5.Досуг по ПДД. |
Февраль |
1. Просмотр видеофильмов с различными видами транспорта. 2. Работа с плакатами 3. Сборник стихов о видах транспорта, 4. П/И «К своим знакам» 5.Д/И «Светофор». |
1. Настольная игра «Умный шнурок». 2. Подвижная игра на развитие координации движений. 3. Чтение произведений о 4.Экскурсия к перекрестку. 5.Обыгрывание ситуаций на дороге.(напольный макет перекрестк).
|
1. Чтение тематической литературы о регулировщике. 2. Просмотр видеоматериалов 3.Беседа «Как вести себя в автобусе». 4.Логическое упражнение «Определи безопасный путь». 5.Рисование на тему «Что я видел на дороге».
|
1. Изготовление с макетов транспортных средств. 2. Игра с макетом. дорожной обстановки. 3.Беседа на тему: «Обязанности пассажира». 4.КВН по ПДД. 5.П/И «Запомни сигналы регулировщика».
|
Март |
1. Беседа о назначении 2. Чтение отрывков из 3. Настольно-печатная игра «Дорожное лото». 4.Игра «Мы пешеходы»(на макете перекрестка). |
1. Игра «Светофор». 2. Изготовление из цветной бумаги с помощью шаблонов аппликации «Автобус». 3. Чтение стихов и загадок о видах транспорта. 4. Д/И «Кому что надо» 5.Строительная игра «Наша улица». |
1 .Рисование атрибутов регулировщика. 2. Настольная игра «Лото пешехода». 3. Игра «Светофорчик» -вместо светофора движение регулирует
|
1. Ознакомление с указательными знаками. 2. Игра КВН «Знатоки 3. Коллективное рисование «Улицы нашего города» Раскраски «Дорожные знаки» П/И «Островок безопасности» |
Апрель |
1. Настольная игра «Транспорт»(шнуровка). 2. Подвижные игры «Ловишки с мячом», «Поймай мяч». 3. Работа с конструктором. «Строю дорогу». 4. Загадывание загадок о 5.Обсуждение различных ситуаций по правилам поведения на дороге. |
1. Изучение видов перекрестков. Беседа по плакатам. 2. Подготовка к досугу «Мы знаем ПДД».» 3.С/Р игра «ШОФЕРЫ». 4.Загадки о дорожных знаках. 5.Составление рассказов «Как мы переходили дорогу». |
1. Составление рассказа 2. Сюжетно-ролевая игра «Веселый перекресток». 3. Подготовка к досугу «В стране ПДД». 4. Решение практических заданий( «Как ты поступишь,если…»). 5.Конкурс рисунка на асфальте «Дорожные знаки». |
1. Рисование дорожных знаков. 2.Беседа на тему: «Наши друзья - дорожные знаки». Подготовка к игре «Зеленый огонек». 3.П/И «Светофор». 4. Игра «Грамотный пешеход» (напольный макет). 5.Чтение худ. литературы. |
Май |
1. Игра «Мы водители» 2. Работа с пластилином. 3. Словесная игра «Доскажи словечко». 4.Придумывание рассказов «Что было бы, если…» 5.Упражнения с действующим светофором. |
1. Рисование перекрест 2. Работа с подручным 3. Досуг «Мы знаем ПДД». 4. Выполнение заданий на настольном макете перекрестка. 5.Д/И «Найди такой же». |
1.Конструирование надземного пешеходного перехода. 2. Изготовление атрибутов к с/р игре «Перекресток». Беседа в процессе игры. 3. Спортивная игра «Зеленый огонек». 4. Решение дорожных ситуаций (картинки) 5. П/И «К своим знакам!»..
|
1. Спортивная игра 2. Катание на велосипеде, самокате . 3. Дидактическая игра «Поставь знак», 4. Рисование светофора. 5.Словесная игра «Доскажи словечко». |
Июнь |
1. Конструирование из 2. Подвижная игра на З. Игра «Расставь знаки» (на макете перекрестка). 4.Просмотр мультфильма о ПДД. 5.Загадки о дорожных знаках.
|
1. Рисование улицы с односторонним и двухсторонним движением. 2. Игра в машинки с 3. Просмотр видеоматериалов о городских улицах. 4.П/И «Воробушки и автомобиль». 5.Чтение стихотворений о ПДД. |
1. Дидактическая игра «Учись 2. Просмотр видеоматериалов З.Чтение худ.литературы о ПДД.. 4. Участие в празднике «Посвящение в пешеходы» 5.Рисование дорожных знаков. |
1. Повторение и закрепление знаний 2. Контроль уровня 3.Праздник «Посвящение в пешеходы» |
13. Содержание образовательной программы.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Младшая группа (3-4 года)
Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходный светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир.
Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, целесообразно на занятиях в детском саду рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объяснять опасность красного сигнала светофора и значение зеленого сигнала. Необходимо знакомить детей с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, автобус, троллейбус. В целях наглядности использовать игрушечные автомобили, легковые и грузовые, автобус, поезд и т.д., сравнивать их между собой, показывать эти транспортные средства во время прогулок, объяснять их опасность по сравнению с игрушечными автомобилями.
Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов: справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; размерам предметов: большой, маленький, широкий, узкий, высокий, низкий; умению сравнивать различные предметы по размерам, ширине, длине, высоте. Детям прививается умение ориентироваться на территории детского сада. Они учатся отвечать на вопрос: «Что это?»
На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике: руль, колесо, называют виды транспорта, определяют действия. Например, водитель сидит за рулем автомобиля или мотоцикла, мопеда, велосипеда и т.д.; показывают действия, выражаемые глаголами: остановился, поехал, тормозит, разворачивается, едет прямо, задним ходом, поворачивает налево, едет в обратном направлении, подает звуковой сигнал и т.д. Рассматриваются отдельные детали транспортных средств: руль бывает у велосипеда, мотоцикла и мопеда; рулевое колесо - у автомобиля, автобуса и троллейбуса; фары впереди - белого цвета, фонари сзади - красного или оранжевого цветов; колеса бывают передние и задние; в салоне легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая и в кабине грузового автомобиля находятся пассажиры. Знакомят с правилами поведения пассажиров в транспорте.
В I и II младших группах необязательно проводить специальные занятия по ПДД, достаточно использовать различные виды деятельности, предусмотренные в данной возрастной группе. Для ознакомления детей с терминами и понятиями, видами транспорта, светофором, так же некоторыми правилами безопасного поведения на улице и дороге и т.д. можно использовать как часть занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности и конструированию, физической культуре, при проведении сюжетно-ролевых и дидактических игр, а также на прогулке.
Примерные темы:
Кто такие участники дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом?
Транспорт: (грузовой, легковой, пассажирский). Рассматривание, сравнение, определение, для чего нужен грузовой и пассажирский транспорт;
Знакомство с работой водителя;
Что такое дорога: проезжая часть, тротуар;
Где по улице идти? Знакомство с понятием пешеход. С правилами поведения пешехода на тротуаре.
Пешеходный светофор (значение сигналов светофора, их расположение на светофоре);
Я - пассажир (правила поведения пассажиров в транспорте, на остановке, при выходе из автобуса);
Дорожный знак «Место остановки автобуса или троллейбуса»
(Как узнать где остановка? Что означает этот знак? И т.д.)
Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.
Средняя группа (4-5 лет)
В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на территории детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструкторских особенностях.
Детям показываются места, где можно ходить пешеходам: пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Знакомят с дорожной разметкой пешеходного перехода «зебра».
Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д. Детей знакомят с транспортным светофором, рассказывают о принципе его работы, о его назначении: транспортный - для водителей, пешеходный – для пешеходов.
Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе, троллейбусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт и др.
Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.
Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого. В средней группе помимо проведения комплексных занятий, прогулок, уже вводится специальное занятие по ПДД один раз в месяц, на которых детей знакомят:
Транспорт (общественный и личный);
Правила поведения в транспорте общественном и личном, правила при посадке и выходе;
Какие знаки помогают водителям и пассажирам в пути?
«автозаправочная станция» «пункт питания»
«больница» «телефон»
Знакомство с пешеходным переходом. Чем обозначается? Что такое «зебра»?
Пешеходный светофор. Чем отличаются регулируемый пешеходный переход от нерегулируемого. Как работает «пешеходный светофор»;
Правила перехода проезжей части по пешеходному переходу. Каким пешеходным переходом пользоваться легче и почему?
Виды пешеходных переходов (надземный, подземный, наземный);
Знакомство с транспортным светофором особенности и назначение;
Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
Обучение правостороннему движению.
Старшая группа (5-6 лет).
Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутом или транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части по пешеходному переходу и в зоне перекрестка.
Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы, и почему такие действия опасны.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. В специальных двигательных упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги, закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая - правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко - близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).
Тематика занятий:
Транспорт (габариты: маленький, большой; как узнать, что будет делать водитель автомобиля?; термины: маневр, скорость, обгон);
Транспорт воздушный, водный, наземный;
Наземный: пассажирский, грузовой и легковой;
Правила поведения в пассажирском транспорте, общественном пассажирском и легковом личном;Знаки, помогающие пешеходам найти место остановки транспорта;
Специальный транспорт, его назначение в жизни человека;
Знакомство с понятиями: обочина, край проезжей части, поребрик, разделительная полоса;
Чем отличается «улица» от «дороги»;
Улица, переулки, площадь, проспект (широкие и узкие);
Дорога односторонняя и двухсторонняя;
Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
Перекресток. Какие бывают перекрестки (регулируемые и нерегулируемые);
Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке;
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке;
«Дорожные ловушки» на пешеходном переходе и на автобусной остановке;
Сравнение знаков «Пешеходный переход». Знак особых предписаний и знак предупреждающий. Чем они похожи, чем отличаются, для кого предназначены?
Знакомство со знаками для пешеходов «Движение пешеходов запрещено» и «Пешеходная дорожка». Сравнение двух знаков: форма, цвет, назначение.
Знакомство со знаками сервиса:
«Место отдыха» «Пункт первой медицинской помощи»
Подготовительная группа (6-7 лет)
Продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Учебные занятия по БДД проводятся два раза в месяц.
Дети изучают на макетах, магнитных досках безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду; показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля и т.д.), осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.
При обучении детей безопасному поведению на дорогах используют элементы проблемного обучения, моделирование дорожных ситуаций.
Тематика занятий:
Какие знаки нам в пути помогают проезжую часть перейти?;
Пешеход и его друзья;
Если ты собрался в путь, ты про знаки не забудь! Какие знаки помогают ориентироваться водителю и пассажирам в пути? (Знаки сервиса). Знакомство с новыми знаками. Их назначение. Знаки воспитатель определяет сам те, которые чаще встречаются в пути.
«Техническое обслуживание автомобилей» «Гостиница или мотель»;
Что такое ДТП?
Знакомство с работой инспектора дорожно-патрульной службы (ДПС). Вводятся понятия: инспектор, ДПС, жезл, регулировщик;
Специальный транспорт (милиция, скорая помощь, пожарный автомобиль и др.) Что такое проблесковый маячок, звуковой сигнал?;
Как должны вести себя пешеходы, если на проезжей части появился «специальный» транспорт?;
Знакомство с дорожными знаками:
«Дети» «Скользкая дорога» »Дорожные работы»
Где можно перейти проезжую часть? Правила перехода проезжей части вне зоны перекрестка и пешеходного перехода;
Знакомство с дорожными знаками и правилами перехода на железнодорожном переезде:
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
Что такое «дорожная ловушка»? Знакомство с некоторыми из них: в зоне перекрестка, предметы, мешающие обзору.
14. Методическое обеспечение образовательной программы:
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- проектный метод обучения (Проект «Дорожная азбука для дошкольников»);
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций (напольный и настольный макеты перекрестка, дорожные знаки);
- личностно-ориентированная технология;
- технология игрового обучения (словесные, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры);
-метод наблюдения и беседы; - лэпбуки «Путешествие на зеленый свет», «Транспорт».
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Для организации в дошкольном образовательном учреждении профилактических мероприятий, проведения дидактических занятий: развивающих и обучающих игр, конкурсов, соревнований и др. по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:
- наличие оборудования (макет улицы с транспортными средствами, желательно участок микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольному учреждению);
- уголок по безопасности дорожного движения для детей, в который входят:
- комплект дорожных знаков для пешеходов;
- атрибутика для регулирования движения: жезл, разметка «зебра», светофор;
- наглядные средства по дорожной тематике (картины, иллюстрации, плакаты);
- детские игрушки (автомобиль, автобус, троллейбус, грузовой транспорт, специальный транспорт, поезд, пароход, самолет и т.д.);
- дидактические и настольно-печатные игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пассажиры», «Водители» и др.;
- набор слайдов, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами, диски по дорожной тематике и другие наглядные средства обучения;
- художественная литература по дорожной тематике;
- канцелярские принадлежности: альбомы для рисования, картон, цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д;
- уголок для родителей в холле и в каждой возрастной группе;
- схема маршрута безопасного движения в детский сад для родителей;
- дорожная разметка на территории ДОУ (площадка).
15. Использование возможностей развивающей среды
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- Набор игрушечных транспортных средств;
- Иллюстрации с изображением транспортных средств;
- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора;
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.);
- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
- Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
- Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, свисток, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка усложняется:
- Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
- Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице мы проводим в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников.
Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В детском саду мы также оборудовали специальную комнату по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В комнате разместили макеты домов, транспорт, дорожные знаки, настольные игры, художественную литературу, действующий макет части города Тулы. На макете в миниатюре представлена улица Октябрьская. Используя макет мы знакомим детей с темами «Улица Октябрьская», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
Во время проведения игр расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.
16. Взаимодействие с семьей
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается. Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.
Все это должны знать и родители.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Содержание уголка для родителей по изучению правил дорожного движения
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Уголок может быть оформлен так:
1.Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
2.Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации
3.Папка-раскладушка
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
1.Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
2.Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3.Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
4.Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Наша задача в первую очередь собственным примером научить малыша.
Только совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей могут быть созданы условия для ознакомления детей с правилами безопасности. Здесь требуется систематическая и кропотливая работа.
Нормативно-правовые документы:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
• постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения;
Список использованных источников и литературы.
1. Анастюкова Л.П. Жизнь без опасностей. – М., 1996.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице. // Дошкольное воспитание, №3, 1981.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
4. Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.
5. Беляев Б. Ребенок у дороги. – «За рулем». – 2002. №7.
6. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание, №2, 1980.
7. Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.
8. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольно воспитание, №6, 1985, №7, 1986, №7, №9, 1987.
9. Добрая дорога детства: Науч.-метод. Журнал 2011 – 2012.
10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
12. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие. М., 2007
14. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение. 1988.
15. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т.Ф. – М.: Просвещение. 1989.
16. Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011.
17. Данилова Т.И. Программа «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста. – СПб., издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.