Статья на тему «Гиперактивные учащиеся» (2–3 класс)
Гиперактивные учащиеся
Педагоги-психологи
Галашева Наталия Владимировна,
Старосветский Виктор Владимирович;
Предмет преподавания:
Психология;
Учреждение:
МБОУ «СОШ № 12» им. В.Г. Распутина
В последнее время в следствии широкой распространенности синдрома гиперактивность является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики [1].
По мнению специалистов, чуть ли не половина детей страдают так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире их количество неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники и учителя [2].
Социальные факторы оказывают очень большую роль на развитие заболевания таких детей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) по данным «Американской психиатрической ассоциации» разработанная с 1999-2000 гг. (DSM-IV) выделяет следующие типы гиперактивности:
СДВГ с преобладанием невнимательности;
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности;
СДВГ комбинированный (смешанный) тип;
В написании своего методического продукта мы остановились на типе СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности, так как количество детей с этим типом внимания неумолимо быстро растёт.
Как нельзя важным элементом психолого-педагогического сопровождения такого учащегося, является специально разработанная программа Н.В. Галашевой по работе с данной категорией детей, включающая в основном такое направление как работа с импульсивными гиперактивными учащимися.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, воспитательные, психологические и др.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в группе начинается с неудач, а отсутствие успеха - расстройству. Лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этого расстройства и большинство из них испытывают значительные затруднения и в зрелой жизни. [2]
В основе данного направления лежат статистические исследования, проведенные в США, Великобритании, Германии и в городе Кирове в России и т.д.[1]
Данный продукт затрагивает вопросы связанные именно с данной категорией детей.
Предполагаемый результат разработанной программы:
-повысить результативность обучения гиперактивного учащегося;
-достичь послушания, привить ему аккуратность, навыков самоорганизации, способности доводить до конца начатые дела;
-сформировать уважение прав окружающих людей, правильное речевое общение, контроль собственных эмоций и поступков;
-добиться адекватной самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
Методической новизной данной программы, является комплексная работа с таким ребенком. При сопоставлении с программами предложенными в интернете которые подразумевают больше групповую работу с акцентом на поведенческую и игровую терапию, данная программа имеет несколько другой оттенок.
Так, программа предполагает индивидуальную помощь. В рамках ФГОС программа позволяет улучшить у учащихся данной категории регулятивные УУД и коммуникативные УУД, что положительно скажется на формировании личностного УУД учащихся.
Некоторые упражнения из программы можно применять во время физкультминуток на уроках, для снятия напряжения, и на классных часах.
В ходе работы с ребёнком, те упражнения которые ему очень нравятся он может проигрывать дома, тем самым подключая родителей к совместной работе. Родители будут видеть в каком направлении им строить работу. Одно из упражнений, которое нравятся детям это релаксационное упражнение «Солнышко».
Основными компонентами разработанной программы стали:
диагностический минимум, для оценки гиперактивного учащегося;
индивидуальная коррекционно-развивающая работа с опорой на направления: кинезиология, релаксация, тренировка внимания и тренировка техники речи.
родительское собрание для родителей гиперактивных учащихся.
Разработанный методический продукт поможет также решить следующие трудности данной категории детей:
- снижение чрезмерной двигательной расторможенности;
- улучшение навыков самоорганизации;
- способности доводить начатое дело до конца;
- сформированное чувство ответственности.
Коррекционно-развивающий блок программы состоит из 16 занятий. Режим проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения занятия – 35-40 минут.
Форма проведения:
Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным. Инструкции должны быть четкие, содержащие не больше 10 слов.
Предлагаемый материал может меняться, комбинироваться в зависимости от основных трудностей гиперактивного учащегося и ситуации.
Во время занятий одни учащиеся испытывают больше удовольствия от выполнения кинезиологических упражнений, вторым нравятся скороговорки, последним тренировка внимания и усидчивости.
Далее мы приводим самые интересные упражнения из данной программы. Самыми интересными с точки зрения ребят стали такие упражнения как: «Фотограф», «Рубка дров», «Ловим комаров», «Работа со скороговоркой» и «Кулачки».
Данная программа находиться на эксперименте и проходит проверку своей эффективности. Предполагаемый результат находиться на высоком уровне.
Однако нужно помнить, что реализация данной программы будет иметь больший эффект при активном включении в работу всех участников образовательного процесса.
Не будем забывать, что в процессе родительской терапии родители гиперактивного ребенка должны проходить обучение основным и в то же время доступным для понимания и овладения техникам психотерапевтической работы с детьми.
В ходе обсуждения психолог может использовать различные групповые терапевтические техники (например, гештальттехники, психодраму и т. д.). Очень важно, чтобы родитель такого ребенка получил поддержку и понимание. Таким образом, повышается его самооценка и уверенность в том, что результаты взаимодействия с ребенком могут приносить свои положительные плоды.[4]
После консультации с психологом родителям предлагается домашнее задание. Где отражается взаимодействие родителей с ребенком и наблюдением за его поведением.
При использовании данной программы ее можно рекомендовать другим психологам города работающим с данной категорией детей. В ходе работы которых можно сделать вывод об эффективности данной программы.
Список литературы
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.
Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 45с.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С.
Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
Политика О.И. «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
Глава 2 ^ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – Психотерапия и психокоррекция детей с сдвг http://zrenielib.ru/docs/index-1806.html?page=2