Статья на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся»

2
0
Материал опубликован 19 February 2021

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

Николаева Людмила Викторовна

учитель английского языка

ГАУ КО ОО ШИЛИ

Калининград, Россия


 

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире.

Приобщение учащихся к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на иностранном языке.

Коммуникативная компетентность – система умений и навыков, связанных со способностью анализировать ситуации общения разных типов и применять необходимые коммуникативные стратегии в определенной ситуации.

Развивающее обучение сегодня предполагает использование не только традиционных форм и методов работы, но и эффективное внедрение компьютерных технологий в педагогическую практику: применение информационных технологий для преподавания предмета, для ведения научных исследований, разработки проектов.

Одним из направлений моей работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся является использование логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения говорению младших школьников. Конечная цель использования опорных схем и таблиц – составление учеником своего собственного высказывания, развитие самостоятельности и творчества.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет реализовать дифференцированный подход к ученику, активизировать его познавательные возможности: память, мышление, воображение. Многим ученикам опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого материала – создают психологический комфорт и атмосферу доверия на уроке.

Основная цель метода проектов, которую я ставлю перед собой, предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

Определение темы, проблемы и цели проекта является наиболее важным этапом работы. Именно здесь закладываются основы решения поставленных задач, успешного выполнения задуманного.

Работа в группах или индивидуальная работа в процессе моделирования проекта в любой его форме предполагает обязательную организацию консультативных встреч, во время которых учащиеся имеют возможность предъявить преподавателю наработанный материал. Этап систематизации и подведения итогов включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания работы, ее конечного результата, личного участия каждого из учеников в организации деятельности.

Основная часть проектов, которые выполняют ученики, относится к индивидуальным проектам. При проведении международных семинаров используются форма групповых проектов. В их разработке принимают участие не только ученики нашей школы, но и учащиеся из образовательных учреждений Польши, Литвы, Латвии, Германии. Тематика их разнообразна. Она затрагивает проблемы экологии и образования в разных странах, проблемы молодежи и исторические аспекты, перспективы развития международного сотрудничества и обобщение его результатов. Такие проекты могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными.

Особой популярностью среди учащихся пользуются радиопроекты, фотопроекты, видеопроекты. Такая форма работы позволяет юным представителям разных государств расширить сферу возможностей ведения диалога культур, позволяет кратчайший найти путь к пониманию друг друга. Такие проекты реализуются и в гимназии № 40, и в Детской деревне Песталоцци в г. Троген (Швейцария).

Первый этап подготовительный. В ходе его учащиеся формируют интернациональные группы (по 3–4 представителя от каждой страны), получают задание и разрабатывают стратегию деятельности. Им необходимо придумать сюжет истории по предложенной теме (“Права ребенка”, “Школа”, “Моя жизнь в будущем”, “История любви” и т. д.), разработать план проведения фото– и видеосъемки, предложить комментарии по каждому из фрагментов проекта, обсудить предложения и выбрать общий вариант. Вся работа ведется на иностранном языке, как правило, на английском.

Второй этап практический. Учащиеся непосредственно заняты съемкой или записью радиопрограммы в радиостудии “Power Up”.

Заключительный этап – предъявление результатов деятельности группы. При подведении итогов обязательно отмечаются лучшие работы и самые активные участники.

Наблюдения за динамикой интеллектуального и нравственного развития учащихся позволяют отметить положительные результаты проектной деятельности учащихся. Как учитель я могу судить о возросшем интересе к изучению английского языка.

Благодаря проектной деятельности с использованием информационных технологий значительно расширились возможности учеников. Работа над проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, делает их духовно богаче. Все учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью на уроках английского языка, являются участниками международных молодежных проектов, организуемых на территории г. Калининграда и на территории Литвы, Польши, Швейцарии, Германии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации